Как же удостовериться в своей избранности, если ни вера, ни добрые дела, ни любовь не являются залогом спасения?
Свидетельством сему, учит кальвинизм, является успех в той мiрской деятельности, которой занимается человек. Если ты богат, если успешно идут твои дела (костяк кальвинистских общин составляли купцы и ремесленники), то это и есть свидетельство твоей избранности — такова логика кальвинизма. Тут вовсе исчезает проблема милостыни, ибо добрые дела ни к чему, да и творить милость для века отверженных противоестественно.
Из кальвинизма проистекают столь свойственные мiровоззрению человека западного капиталистического общества (и чуждые, кстати, русскому народу) рационализм, индивидуализм и взаимное отчуждение людей. Кальвинисты вдохновлялись идеей, что их «бог», создавая мiр, в первую очередь стремился к целесообразности социального устройства. Поэтому их активность была направлена прежде всего на рационализацию мiра.
Если Лютер все же считал, что истинность Церкви узнается по чистоте учения и таинствам, то последователи Кальвина в качестве основополагающего признака ставили безоговорочное подчинение дисциплине21. Систематизация и рационализация жизни кальвинистских общин, подчинение индивида строгой дисциплине преследовали цель создать своего рода “машину для спасения”. Из рационализма, таким образом, проистекал механицизм, что проявлялось и проявляется до сих пор во всех сферах жизнедеятельности западной цивилизации.
Вебер приводит слова английского ученого Доудена, метко характеризующие одну из важнейших особенностей протестантизма:
“Самое тесное общение (с Богом) устанавливается не в учреждениях или церквах, но в глубинах одинокого сердца” 22.
Это “одиночество отдельного индивида” особенно острым было в кальвинизме ввиду его “патетической безчеловечности”23. Одиночество среди людей, столь чуждое русскому духу, и произвело на свет тот безудержный индивидуализм и отчуждение меж людьми, которыми “славен” капитализм западного образца. Потому и не прививается он в России!
Своеобразное преломление получила в кальвинизме одна из важнейших христианских максим — любовь к ближнему. Она мыслится как выполнение профессионального долга и “обретает своеобразный объективно безличный характер, характер деятельности направленной на рациональное преобразование окружающего нас социального космоса”24. Этот акцент на преобразование социальной среды, как условия спасения и счастья человека, нашел своебразное преломление в таком порождении западноевропейского сознания, каким явился марксизм.