Цель политики

Какой же должна быть политика в христианском понимании? Какова цель политической власти, стремящейся руководствоваться христианским вероучением? Это – пожалуй, самый главный вопрос при попытке определить смысл христианской политики. Ведь цель формирует сам процесс ее достижения.

Конечной целью христианской политики должно быть создание условий, помогающих (либо по крайней мере не препятствующих) каждому человеку заботиться о спасении своей души. Так формулировал цель богоугодной власти Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Владыка писал: «Целью такой власти является всемерное содействие попыткам приблизить жизнь народа во всем ее реальном многообразии к евангельскому идеалу. Иными словами, цель богоугодной власти – содействие спасению душ подданных»22.

Что же должна делать власть, чтобы такая цель была достигнута? Вспомним евангельскую историю о юноше, вопрошавшем Христа: что он должен делать, дабы иметь жизнь вечную. Спаситель мира ответил: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19: 17). Этот, указанный Самим Господом, способ полностью применим и к области политической деятельности.

«Соблюди заповеди!» Всякий, кто имеет хотя бы крупинку духовного опыта, знает как это непросто. Понятно, что для власти сие стократ тяжелее. Именно поэтому и писал мудрейший Победоносцев о «страшной тяготе власти». Но другого пути нет. Другой путь ведет в трясину безнравственности.

Итак, богоугодная власть должна строить свою политику, регулировать отношения между людьми на основании заповедей Божиих, открытых нам в священном Писании Ветхого и Нового Завета. Рассмотрим это подробнее.

Первая заповедь гласит: Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20, 2-3).

Что значит она для власти? Власть должна поставить непреодолимые преграды для свободной деятельности различных колдунов, магов и экстрасенсов.

Особенно актуально это для нашего времени, когда одержимые бесами люди беспрепятственно рекламируют себя в средствах массовой информации, проводят «лечебные сеансы» и всевозможные «радения». Власть, стремящаяся проводить угодную Богу политику, не может оставаться равнодушной к одурманиванию своих подданных, к «соблазнению малых сих».

Вторая заповедь гласит: Не сотвори себе кумира... Не поклоняйся им (идолам) и не служи им (Исх. 20, 4-5).

Для политики эта заповедь означает, что власть должна проводить твердую линию, направленную на то, чтобы поставить веру в Бога на подобающее ей место в иерархии человеческих ценностей. Печальным фактом современной жизни является распространение среди молодежи различных форм поклонения рок-звездам, футбольным клубам и т.п. Власть и родители равнодушно взирают на это: мол, с возрастом это пройдет. Но всякое идолопоклонство разрушает душу человека, убивает его нравственное чувство. Конечно, современное идолослужение приняло уже повальный характер, но это не снимает с власти обязанности противостоять этому губительному явлению.

Третья заповедь гласит: Не произноси имени Бога твоего напрасно (Исх. 20, 7).

Эта заповедь требует от государства принятия действенных мер против богохульства и богохульников. В Соборном Уложении 1649 года богохульство рассматривалось как самое главное преступление, за которое предусматривалось самое серьезное наказание. Теперь это – «частное дело» каждого, в лучшем случае осуждаемое как «ущемление прав верующих».

 Между тем, человек, дерзающий хулить Бога, не остановится перед хулой на власть, родителей. А ведь преступление сначала совершается в мысли. Поэтому, власть даже из прагматических соображений должна сделать третью заповедь неукоснительно соблюдаемым законом.

Четвертая заповедь гласит: Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела (Исх. 20, 9-10).

Безбожники, захватившие власть над Россией в 1917 году, сознательно проводили политику, направленную на превращение религиозных праздников в рабочие дни. Сегодня, конечно, ситуация изменилась, но эта порочная практика во многом не изжита.

Праздники имеют огромное значение в жизни человека. Они задают ритм жизни человека. Праздник – день радости. Он должен быть наполнен смыслом. Бессмысленность жизни тяготит человека, наводит тоску, которую он заливает водкой. Такими были советские праздники: поводом напиться и «расслабиться» от непреходящей тягости подневольного труда. Подлинным смыслом наполнены только религиозные праздники.

Поэтому, власть, стремящаяся проводить христианскую политику, должна прежде всего согласовать светский календарь с церковным. Необходимо ввести в жизнь общества настоящие праздники, настоящую радость.

Пятая заповедь гласит: Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх. 20, 12).

Почитание родителей, согласно заповеди, является не просто нравственным долгом, но непременным условием самой жизни человека. Без прочной семьи не может быть устойчивого общества. А семья зиждится на двух непременных принципах: заботе родителей о детях и почитании детьми родителей. Неслучайно, что на разрушение семьи направлены действия всех враждебных христианству сил.

Детям с младых лет внушается мысль не об обязанностях, но о правах в отношении родителей. Своеволие, неповиновение воле родителей возводится в разряд добродетели. Между тем, разрушение власти родителей над детьми есть начало разрушения всякой власти в обществе. Ибо она есть, по слову Святителя Филарета, «первый образ власти». Поэтому, христианская власть не может не направить своих усилий на утверждение в обществе почитания родителей, как нормы поведения всякого гражданина.

Шестая заповедь: Не убий (Исх. 20, 13)

Она на первый взгляд кажется тривиальной. Всякая власть стремится искоренить убийства в обществе. Между тем, не все так просто. Святой равноапостольный князь Владимир, как известно, настолько проникся духом христианства, что не хотел даже казнить преступников, дабы не согрешить. Понадобилось вразумление со стороны священников, ибо государственная власть хотела перестать быть властью.

Современная власть в полном соответствии с обезбоженным духом времени проводит двойственную политику в реализации шестой заповеди Божией. С одной стороны, государство стремится отменить смертную казнь для преступников. В обществе постоянно возникают дискуссии по этому поводу. С другой стороны, совершенно узаконены аборты. В последнее время средства массовой информации справедливо осуждают факты публичных казней в Чечне, но не находят слов осуждения для ежедневно совершаемых убийств младенцев. Более того убийства матерями своих детей властью фактически поощряется.

Нравственный подход не приемлет двойных стандартов. Реализация в политике заповеди «Не убий» предполагает запрет всех форм убийства. Для начала, по крайней мере, необходимо создать в обществе атмосферу осуждения и неприятия абортов.

Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй (Исх. 20, 14)

Сия заповедь особенно актуальна для современности. Ведь похоть буквально «вплавлена» в ткань современного общества. Радетели абсолютной свободы хотят «освободить» нас от начертанной на Скрижалях этой нравственной максимы. Причем, почитателей прелюбодеяния не вразумляют даже страшные болезни, типа СПИДа, которые маячат перед распутными людьми. «Выход» они нашли не в следовании заповеди, но в... распространении «сексуального воспитания». Похоть предлагают лечить похотью!

«Так как тело наше есть храм Духа Святаго, –- поучал в одной из своих проповедей о. Иоанн Крестьянкин, –- то несохранением целомудрия, супружеской ли жизни или девства, изгоняется из тела нашего Дух Божий и дается место диаволу.» Христианская власть для начала должна остановить по крайней мере распространение рекламы и пропаганды прелюбодеяния.

Восьмая заповедь: Не кради (Исх. 20, 15) касается не только отношений между людьми.

Власть должна пресекать воровство. Но чтобы иметь право поступать так, государство должно само не воровать. Для России соблюдение этой заповеди особенно важно, ибо в советское время воровство было чуть ли не нормой. Христианская власть должна разорвать созданный большевиками порочный круг, когда государство грабило народ, а ограбленный народ разворовывал «общенародную собственность».

Девятая заповедь гласит: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20, 16).

Эта заповедь запрещает всякую ложь. Она особенно важна для власти. Ведь, по справедливому слову Победоносцева, «на правде основана по идее своей всякая власть»23. Ложь – такой грех, который внешне неприметен, но, словно ржа, разъедает душу человека, отношения между людьми в обществе.

Для власти нет страшнее приговора, нежели – «власть всегда лжет!» К сожалению, для современной политики ложь является, по сути, принципом ее существования. Политике говорят не правду, а то, им выгодно пообещать сегодня.

Христианская власть, понимая свое происхождение от Бога правды и милости, не может не ставить правду в качестве самого принципа своего существования.

Десятая заповедь гласит: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 17).

Нарушение этой заповеди есть грех зависти. Зависть является тяжелым наследием большевистской политической практики. Христианская власть должна искоренять условия для проявления зависти в обществе. А для этого она сама должна быть нравственной.

«Власть на Руси, — писал приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев), — всегда осознавалась не как предмет тщеславных вожделений, награда самым наглым, хитрым и беспринципным бойцам политического ринга, не как бездонная кормушка для чиновников и бюрократов, но как религиозное служение заповедям справедливости и добра, как "Божие тягло". "Гордости не имейте в сердце своем и в уме, — писал в 1117 году великий князь Владимир Мономах, поучая княжичей, как надо относиться к власти, — смертные все, сегодня живы, а завтра в гробу, все, что имеем, Ты, Господи, дал. Не наше, но Твое поручил нам еси на мало дней". Эта мысль, что князь (царь, любой "власть имеющий") лишь распорядитель власти, данной Богом, и ответчик перед Ним за врученную его попечению страну и людей — лежала в основе самовоззрения всякой законной власти на Руси.

Такое ее осмысление невозможно в рамках атеистического, рационального, материалистического мировоззрения. К нему не способны люди, ставящие во главу угла вещественные, материальные интересы быта и низшие потребности человеческого естества, отвергая христианскую духовность».

 

* * *

 

Приведение государственного законодательства в соответствие с требованиями десяти заповедей является элементарным условием христианизации политики. Если же власть устремится к тому, чтобы стать в полном смысле богоугодной властью, она будет должна подняться до уровня следования новозаветным заповедям блаженства. Это и будет идеал христианской политики.

Впрочем, для современной власти подчинение своей деятельности ветхозаветным заповедям уже будет подвигом. Но этот подвиг является вместе с тем и непременным условием выживания общества перед лицом грозящих ему катаклизмов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: