Православие и политика. Ответственность власти

Православие и политика

 

 

Нам изо дня в день внушается мысль, что помимо известных по Конституции трех ветвей государственных властей — существует четвертая власть. Темна ее природа...

Церковное учение о власти поразительно гармонично и ясно. Икономическая иерархия образов и подобий поднимает наш разум и дух к Самому Престолу Господню. Понятие властей и начал в Священном Писании раскрывается в образе служебных Божественных энергий — а именно в небесных ангельских чинах, которые так прямо и называются власти и начала, которые по Божьему изволению опекают порядок и справедливость — весь чин естества творения Господня — Вселенной. Именно в свете библейской космогонии Шестоднева христиане понимают знаменитую 13 главу из Послания Апостола Павла Римлянам:

Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены...

И далее:

Начальник есть Божий слуга, тебе на добро.

Апостол прямо объясняет:

Отдавайте всякому должное: кому п о дать — п о дать; кому обр о к — обр о к; кому страх — страх; кому честь — честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви, ибо любящий другого исполнил закон.

А в конце:

Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.

В прошлом номере “Десятины” на этом самом месте в заметках “Российское общество и политика” мы рассуждали о житейском походе верующего мирянина к светским понятиям политики и власти. Нам понятно, что всякие законные власти, по-церковнославянски — власти предержащие, то есть — власти державные, какими бы малыми по чину они ни были, вчинены в иерархическую лествицу, восходящую к Престолу Вседержителя и Высшего Судии.

Непокорность же отдельной человеческой души этому стройному чину лишает личной власти самого человека. Мы лишаемся тогда той законной власти, которую дарует Господь каждому из нас — отцу над сыном, мужу над женой, всякому начальнику над ближними. В конце концов мы лишаемся духовной власти над самим собой, над своею душой, над собственной плотью. При этом покорность души отнюдь не уничтожает и даже не умаляет свободы человеческого духа, Божественной свободы венца творения. Именно в такой нищете, в такой необогащенности грубыми своевольными импульсами души и тела, человеческий дух и обретает блаженную свободу. Ибо блаженны нищие духом.

Но при этом всякая законная власть — страшное бремя ответственности перед Богом, перед Его Судом. Хорошо, когда светская власть осознает эту ответственность, хуже (для ней самой и для подданных), когда — нет. Но даже в таком случае сама эта ответственность не исчезает. Вспомним языческих императоров и царей из Священной истории. Писание свидетельствует, что и они были подчинены этому вселенскому закону.

Обращаясь же к нашим светским законам, к ныне действующей Конституции Российской Федерации — демократической и вполне светской — мы не видим противоречий с этой стройной картиной мира, которую нашему внутреннему взору открывает учение Православной Церкви, естественно, принимая во внимание тот очевидный фактор, что все человеческие законы стилистически и содержательно крайне несовершенны в сравнении с Богоустановленными заветами. Статья третья нашей Конституции гласит:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: