double arrow

Заключение. Русский народ всегда испытывал потребность в крепкой власти

 

Условием выживания человечества является возвращение к нравственно осмысленной деятельности во всех сферах жизни общества. России, русскому народу сделать этот решительный шаг проще нежели другим. Это связано не только с теми психологическими особенностями, которые Господь даровал нашему народу, но и с тем, что эти особенности были одухотворены, развиты тысячелетними подвигами нашей Церкви.

Известный русский мыслитель Н.Я.Данилевский в своей книге «Россия и Европа», которая является одной из важнейших вех в истории развития нашего самосознания, отметил характерные для русского народа черты. Среди них он выделял умение и привычку повиноваться, уважение и доверие к власти, отсутствие властолоюбия и стремления вмешиваться в те вопросы, в которых русский человек не чувствовал себя компетентным.

Данилевский писал: «В самом деле, взгляните на выборные должности во всех наших сословиях, в особенности в купечестве, мещанстве и крестьянстве. Эти должности, доставляющие власть и почет, считаются не правами, а обязанностями или, лучше сказать, общественными повинностями... Эти черты русского народного характера во всяком случае показывают, что власть имеет для нас мало привлекательности...»

Из этих рассуждений русский мыслитель делал вывод: «Едва ли существовал и существует народ, способный вынести большую свободу и имеющий менее склонности злоупотреблять ею, чем народ русский»24.

О соотношении в характере нашего народа политических и религиозных ценностей очень точно сказал еще один авторитетный русский мыслитель, теоретик монархизма Л.А.Тихомиров. В своем классическом труде «Монархическая государственность» он справедливо отмечал, что общественно-политическая жизнь не стала культом русского народа. Идеалы нашего народа лежат в нравственно-религиозной области. Именно религиозно-нравственная жизнь составляет лучший центр его помышлений. Русский народ о своей стране, по словам Тихомирова, мечтает именно, как о «Святой Руси», руководствуясь в достижении святости материнским учением Церкви.

«Такое подчинение мира относительного (политического и общественного) миру абсолютному (религиозному), – писал Тихомиров, – приводит русский народ к исканию политических идеалов не иначе как под покровом Божием. Он ищет их в воле Божией, и подобно тому, как царь принимает свою власть лишь от Бога, так и народ лишь от Бога желает ее над собою получить. Такое настроение естественно приводит народ к исканию единоличного носителя власти, и притом подчиненного воле Божией, т.е. именно монарха-самодержца... В возможность справедливо устроить общественно-политическую жизнь посредством юридических норм народ не верит. Он требует от политической жизни большего, чем способен дать закон, установленный раз навсегда, без соображения с индивидуальностью личности и случая»25.

Русский народ всегда испытывал потребность в крепкой власти. Квинтэссенцией русского понимания крепости власти являются слова святого благоверного великого князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Извесный русский философ И.А.Ильин по этому поводу писал: «Сила власти есть прежде всего ее духовно-государственный авторитет, ее уважаемость, ее признаваемое достоинство, ее способность импонировать гражданам. Истинная сила власти состоит в ее способности звать не грозя и встречать верный отклик в народе. Ибо власть есть прежде всего и больше всего – дух и воля, т.е. достоинство и правота наверху, которым отвечает свободная лояльность снизу. Государственная власть есть прежде всего – явление внутреннего мира, а потом только внешнего... Сильная власть есть религиозно-убедительная власть»26.

Власть является важнейшим элементом общества. Ее значение невозможно преувеличить. Поэтому, прежде крепости, власть должна быть справедливой и благой. Только тогда власть будет велика и свята. Только тогда она будет защитой добродеющим и наказанием злотворящим. Очень точно сказал об этом К.П.Победоносцев: «Власть, достойная своего призвания, вдохновляет людей и окрыляет их деятельность: она служит для всех зерцалом правды и достоинства. Видеть такую власть, ощущать ее вдохновительное действие – великое счастье для всякого человека, любящего правду, ищущего света и добра. Великое бедствие – искать власть и не находить ее или вместо нее находить мнимую власть большинства, власть толпы, произвол в призраке свободы27.

Но как достичь такого состояния гармонии между властью и обществом? Как устроить общество так, чтобы власть в нем была и сильной и благой? Ответ на эти вопросы давно известен. Его дал в Нагорной проповеди Спаситель: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его и это все приложится вам (Мф. 6, 32). Путь Христовых заповедей да станет путем российской власти! Аминь.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: