Задачи: учить рассматривать ежа, выделять основные части, характерные признаки(острый нос, иголки); лепить ежа, передавать овальную форму туловища (овоид), шарики для ног,утягивать части (нос, уши, иголки); дополнять изображение (маленьким ежиком, яблоком, грибом и пр.).
Оборудование: ежик из природного уголка (керамическая скульптура или игрушка); иллюстрации с изображением семейства ежей; загадка; стихотворение; глина, доски стеки, влажные салфетки.
Ход занятия
Загадать загадку.
Под соснами, под елками.
Лежит мешок с иголками. (Ежик.)
Рассмотреть ежика, посмотреть, как он бегает, пьет молоко. Уточнить форму туловища, когда он бежит, свернулся в клубок. Вспомнить, как лепить овальную форму (овоид). Показать движения рук в воздухе. Затем на заготовленной форме показать, как вытянуть носик, прищипнуть уши, иголки или нарисовать их стекой. Уточнить, что еще есть у ежика (лапки), как их вылепить. Затем уточнить, как разделить глину. От большого комка отделить маленький для «секрета», который раскроют в конце занятия (для дополнения быстролепящим детям). Затем разделить комок на две части: большую и маленькую. Из большой вылепить ежа, а из части поменьше раскатать столбик и разделить его пополам, затем каждую часть еще пополам и скатать маленькие шарики – это будут ножки. Дети делят комок глины, воспитатель проверяет правильность деления н последовательность выполнения работы. Предложить детям нарисовать или прищипнуть иголки.
В конце занятия предложить из «секрета» слепить, кто что хочет. Уточнить, что можно слепить (ежика, яблоко, грибок и пр.).
Рассмотреть все работы. Выбрать самого любопытного ежа (например, с самым длинным носом), самого колючего и рассказать, как дети их сделали – слепили, прищипнули или нарисовали стекой. Вспомнить загадку о ежике или стихотворение.
Вот из леса, из оврага
Целый день за разом раз.
Тащит ежик-работяга
Продовольственный запас.
Не тащи так много, еж.
Спину ношею натрешь.
Ни за что такую ношу
По дороге я не брошу. А. Лавров
Примечание. Накануне понаблюдать за ежиком, как он бегает, пьет молоко и пр. (если есть ежик в уголке природы).
Рассмотреть иллюстрации с изображением семейства ежей, уточнить их особенности. Прочитать рассказ Н. Воронько «Хитрый ежик», послушать музыку Д. Кабалевского «Ежик».
В конце занятия создать одну или несколько композиций «Семейство ежей» – поставить рядом елочки (деревянные или из картона, бумага), чтобы обыграть композицию.