Хотя гносеологические вопросы не были в центре внимания Анаксагора, тем не менее, у него, как свидетельствуют сохранившиеся фрагменты, есть интересные, имевшие продолжение в дальнейшей философии мысли относительно процесса познания.
Ощущения, считал Анаксагор, зависят от контрастов. Так, зрение — это прерывание света его противоположностью — темнотой.
Любое восприятие, по Анаксагору, является реакцией на противодействие («подобное не действует на подобное»): «холодное познается теплым, пресное – соленым, сладкое – горьким сообразно тому, чего в другом недостает... Всякое ощущение сопровождается страданием… ибо все неподобное при прикосновении вызывает страдание, причем явным делается это страдание благодаря продолжительности и силе ощущений» [32].
Можно ли доверять показаниям чувств? Анаксагор считает, что в очевидных вопросах доверять можно, но даже здесь показания чувств относительны ‑ предмет кажется нам тем теплее, чем холоднее рука, которая его касается. Но все же именно чувства свидетельствуют нам о свойствах вещи, которые не превращаются ни в какие другие свойства. То, что мы различаем чувствами множество свойств, говорит, по Анаксагору, о бесчисленном множестве начал мира. Вещи таковы, как о них свидетельствуют чувства.
|
|
Анаксагор поставил вопрос о границах восприятия – о зависимости восприятия от строения чувственных органов. Нашим чувствам, например, не дана бесконечная делимость материи, не дано восприятие гомеомерий. «Гомеомерии … могут быть … усмотрены только разумом [выделено мной – Н.К.)]. Ведь не следует все возводить к ощущению» [33].