VI. Выводы. Очерк 9. Демокрит

VI. Выводы

Анаксагор ‑

‑ дал понимание природы в ее качественном многообразии и бесконечной делимости;

ввел в объяснение мира понятие «Ум» (разум, дух, сознание) в качестве отдельной, вне природы силы, приводящей ее в движение;

‑ выдвинул идею границ чувственного восприятия.

Анаксагора, ‑ писал Плутарх, ‑ «современники называли «Умом» ‑ потому ли, что удивлялись его великому, необыкновенному уму, проявлявшемуся при исследовании природы, или потому, что он первый выставил принципом устройства вселенной … ум, чистый, несмешанный, который во всех остальных предметах, смешанных, выделяет однородные частицы» [37].

 

Очерк 9. ДЕМОКРИТ

 

Основателем древнегреческого атомистического учения считается Левкипп.

О Левкиппе, учителе и друге Демокрита, почти ничего неизвестно. Некоторые, даже древние авторы, ставили вопрос о реальности Левкиппа. Эпикур, последователь учения Демокрита об атомах и создатель собственной философской школы, утверждал, что никакого философа Левкиппа вообще не было. Другие, считавшие, что именно Левкипп является создателем одного из самых известных в философии и науке учений, называли местом его рождения то Абдеру, то Элею или Милет. По некоторым свидетельствам, Левкипп пришел в Абдеру из Милета, во всяком случае, проживал в Абдере в то время, что и юный Демокрит.

Левкипп, по сообщению Диогена Лаэртского, «первый принял атомы за начала», носящиеся в пустоте и порождающие «вихри, из которых возникают миры». Причем, и возникновение и разрушение миров совершается по неизбежности, но «какова она, Левкипп не разъясняет» [1].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: