Классические основы драматургии, которые никто не отменял

Сюжет в кино, как мы знаем, раскрывается в первую очередь через движущееся изображение. Но любое аудио-визуальное произведение, к котором есть сюжет, основывается на универсальных законах драматургии. Это трехчастная структура: завязка – кульминация – развязка. История искусства, начиная с времён Древней Греции, выработала устойчивую архитектонику любого драматургического произведения. В том числе и для построения киносценария. Формула трехчастной структуры драматического произведения, изложенная ещё в «Поэтике» Аристотеля, существует, кстати, и в любом музыкальном произведении. Она универсальна. Классическая конструкция построения драмы выглядит так:

Экспозиция. В этой части происходит первое знакомство с главными персонажами будущей истории, местом (местами) действия будущего сюжета и временем, в котором происходит. Без «расстановки персонажей во времени и пространстве», первоначального знакомства зрителя с характером будущих действующих лиц зрителю будет не очень понятно, о ком и где будет в дальнейшем идти речь.

Завязка. Здесь закладывается начало «генерального конфликта» всего сюжета. Герой выявляет основную задачу, определяется и «антигерой», который будет противостоять герою. Происходит начальное драматическое событие, от которого сжатая пружина сюжета начинает «распрямляться».

Развитие действия. Это собственно драматическое развитие генерального конфликта. Это цепь препятствий, которые должен преодолеть герой на пути к своей конечной цели, заданной в завязке. Драматизм и сила препятствий должны нарастать и усложняться к кульминации. Развитие действия и есть основной сюжет фильма. Он может развиваться по прямой фабульной линии, но, как правило, выстраивается весьма причудливо, с неожиданными поворотами, держа внимание зрителя и удивляя. Эта часть занимает, как правило, от 3\4 до 4\5 всего хронометража фильма.

Кульминация. Главный эпизод, к которому и движется всё драматическое повествование, сам главный герой, борясь за достижение своей цели. В кульминации и разрешаются все сюжетные линии, определяется, победит герой или проиграет. И как это произойдёт. Главная битва происходит всегда в кульминации. В этой части основной сюжет практически заканчивается и авторам уже нечего рассказывать.

Развязка. Финальная часть конструкции. В нём авторы подводят итоги. Достиг ли герой своей цели, героически преодолев все препятствия (хэппи энд) или проиграл (драматический финал). Эпилог. Шестой элемент классической композиции, который далеко не часто встречается, как и Экспозиция. Это своеобразное послесловие, необходимое рассказанной истории, либо жизни персонажей. По типу: «После этого они прожили долгую счастливую жизнь и умерли в один день». Так строится классический игровой фильм. Конечно, в кинематографе в чистом виде такие классические конструкции мы встретим крайне редко.

Все фильмы разные. Тем не менее, при попытке проанализировать структуру построения современных документальных фильмов, мы увидим, что почти во всех есть элементы классической конструкции. По крайней мере три главных: завязка, кульминация и развязка (финал). Они могут быть видны явно, могут быть запрятаны за реальность происходящих событий. Но хороший фильм, волнующий зрителя, всегда выстроен по драматургическим законам. Приведем еще одно мнение о нужности и специфическом назначении сценария, близкое, по нашему мнению, к кинодокументалистике. Высказывание Андрея Тарковского: «Настоящий сценарий не должен претендовать на то, чтобы быть законченным литературным произведением. Он должен изначально задумываться как будущий фильм. На мой взгляд, чем точнее написан сценарий, тем хуже будет картина. Обычно такой сценарий называется "крепким", герои в нем обязательно "превращаются", все "движется" и т.д. В основе своей это типично коммерческое предприятие.

Другое дело авторское кино. В нем невозможно изложить концепцию литературным языком, ибо фильм все равно будет другим. Надо будет искать эквивалент. В идеальном случае сценарий должен писать режиссер фильма. Настоящее кино задумывается от начала до конца. Весь сценарий картины Годара "Жить своей жизнью" умещался на одной странице, где была зафиксирована последовательность эпизодов. И все. Текста не было. Актеры говорили то, что соответствует ситуации»[4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: