Тема, идея, замысел

Бела Балаш, теоретик кино, киноклассик на заре кино написал такие горькие слова: «И вообще, существует ли киносценарий? Правда, он пишется, но ведь никем не читается (кроме нескольких человек на кинофабрике). Когда же фильма закончена, киносценарий исчезает бесследно. Надо было его придумать, претворить в образы, написать. И не остается никакого литературного произведения. От него вообще ничего не остается. Это–полуфабрикат: он поглощен готовым произведением. В этом есть что-то трагическое. Оно выражается, между прочим в том, что даже в случае наибольшего успеха фильмы публика запоминает имя режиссера, имена артистов. Имя же сценариста, даже если оно красуется на афишах, запоминают только профессионалы»[2]. Заметим сразу, что и сейчас в 21-м веке ни Голливуд, ни другие страны, производящие фильмы мировой значимости, без крепких сценариев обойтись не могут. Это фундамент любого кинопроизведения. В том числе и документального фильма. Только «природа» неигровых фильмов иная и работа над фильмом в корне отличается от игрового кино – здесь нет, прописанных диалогов, актеров и репетиций, выстраивания мизансцен и декораций, съемочных дублей.

Документалистика – «иное кино». Сценарий неигрового (документального) фильма часто представляет собой «рабочий чертеж», на основе которого он создаётся. В сценарии должен быть подробно изложен замысел автора. В законченном виде это рабочий документ, в котором по возможности описаны главные эпизоды, которые автор хочет (должен) обязательно снять. Также и варианты «бесед с героем», список главных вопросов к героям, художественная концепция актора и методы съёмок. Также черновик закадрового текста, концепция музыкального решения. Что-то ещё важное для автора.

«Картину решает драматургия, – пишет выдающийся режиссер Михаил Ромм. – Все важно: важна работа актеров, важна режиссерская изобретательность, тонкость его работы, выразительность, темперамент, умение обращаться с кадром, с массовкой, важен монтаж, важно изобразительное решение, важны все компоненты кинематографа, которые формируют зрелище – но фундаментом картины является сценарий: он решает успех дела, он определяет и идейный и художественный результат»[3].

Однако начинающие кинематографисты часто считают сценарий документального фильма необязательным этапом в своей работе. Они уверены, что в процессе съемок они прекрасно обойдутся без какого-либо плана. Это в корне неверная позиция. Увы, практика показывает, что уповать на «драматургию жизни», которая сама выстроит фильм, неправильно, что без предварительного сценария снимаются бесформенные картины. Даже те авторы, кто утверждает, что можно сделать фильм без сценария, в действительности проделывают определенную работу, подчас интуитивно размышляя о сюжетном построении своих фильмов. Часто бывает так, что, в зависимости от целей съёмки, начинающему автору сложно написать подробный сценарный план. Когда тема и жанр фильма для автора достаточно ясны, возможно продумать каждый будущий эпизод, будучи уверенным, что намеченный план съёмок удастся выполнить. Но часто при работе в съёмочном периоде заранее неизвестно, с чем режиссер встретится во время съёмок. Если фильм предполагает съемки на улицах парках, то есть натурные, или съёмку события, то мы, естественно, никак не можем управлять людьми, погодой, событием и т.д. Следовательно, сценарий будущего фильма не всегда может быть точным. И он должен быть написан так, чтобы давать авторам значительную свободу, с тем чтобы они во время съёмки в зависимости от конкретной обстановки могли принять правильные решения, но только в концепции составленного сценарного плана. 

Написание сценария можно разбить на три главных этапа. Первый этап это разработка темы, формирование авторского замысла. Второй – сбор материала. Ознакомление с тем, что и где предстоит снимать. Третий этап – написание самого сценария. Работа над сценарием надо начинать с замысла. Замысел всегда имеет достаточно четкую цель. Например, вы задумали фильм о Байкале, уникальном озере. Это тема. Мало решить: «Хочу снять фильм о Байкале».

Ведь о нем можно снять красивый видовой фильм об уникальном явлении природы, можно острый публицистический, протестуя против загрязнения Байкала, можно поехать с известным учёным в экспедицию и раскрыть тему Байкала через портрет этого учёного. И это будут три разных замысла и три разных фильма. Тема одна, а замысел фильма у каждого из авторов свой. От замысла зависит и решение фильма, каким он будет в конечном итоге. Или например «фильм-портрет известного учёного-эколога». Это «тема». Тема одна (конкретный ученый-эколог), а «идеи» авторов по реализации этой темы могут быть разные – соответственно каждый автор снимет «свой фильм» об экологе, не похожий на фильм коллеги. И таких примеров много.

Замысел автора постепенно конкретизируется: в выборе героев, жанра, отборе объектов съёмки, продолжительности всего фильма, и т.д. И возникают вопросы: что нужно снять обязательно, какие эпизоды должны быть в этом фильме? А это уже основа «сценарного плана», фабулы будущего фильма. Таким образом, даже как будто «бессценарный» фильм снимается на основе более или менее разработанного плана. И неважно, что этот план на первом этапе формирования замысла держится в уме – это все равно сценарный план. Можно спросить, а как же быть со съемками событий, которые невозможно предусмотреть? Они могут происходить с героем фильма и возникнуть «внепланово». Конечно же, их надо снимать. Какое-то важное событие вдруг происходит с вашим героем. Снимать или не снимать? Снимать, но в зависимости от вашего замысла и по быстро намеченному плану. Но, надо помнить золотое правило документалиста: видеокамера – это не лейка, которой «поливают» все подряд, она должна стать «глазом» наблюдательного и точного в выборе объектов и событий тандема «режиссер – оператор». Нельзя снимать все, что предлагает вам жизнь. Необходимы отбор фактов и их осмысление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: