Поиск драматургии. Монтажный сценарий. Драматургия интервью

До сих пор мы говорили о тех вариантах, когда есть возможность подготовить детальный сценарий фильма. В документальном кино далеко не все сюжеты позволяют заранее разработать подробный сценарий. Фильмы, в которых используется метод скрытой камеры для показа «жизни, как она есть», снимаются на основе приблизительного плана. Но во всех случаях можно заранее предусмотреть такие вещи, которые на первый взгляд кажутся непредсказуемыми.

Есть в документалистике метод «накопления материала», когда авторы много месяцев и даже лет снимают своих героев. Когда автор избирает способ съемок «проживания с героем», снимая знаковые события в его жизни, используя метод «привычной камеры».

При этом автор не снимает все подряд, а решая, что и когда он будет снимать, ищет драматургические ходы и повороты сюжета будущего фильма. Ищет сцены и эпизоды, которые он потом в монтажном периоде положит в сюжетную конструкцию. И в этом случае, собственно сценарий возникает после окончания всех съемок, после анализа автором всего отснятого накопленного материала.

Создается так называемый «монтажный сценарий». В котором собственно и выстраивается вся сюжетная конструкция фильма, определяется структура, сцены и эпизоды, начало, кульминация, финал. Также необходимость закадровых текстов. Выстраивается окончательный хронометраж. То есть, проводится анализ всего отснятого материала, жестокий отбор и выбрасывание лишнего, оставления самого лучшего. А точнее - лучшего с точки зрения нужности для сюжета и выстраивания повествования. Главный критерий – сохранить свой первоначальный замысел фильма, нанизать на его все отснятое, выстроить конструкцию по художественным законам. Тут в силу вступает термин «композиция» фильма. Или «сюжетная композиция».

Композиция – это строение формы произведения искусства, направленное на раскрытие замысла автора. Композиция (от лат. Compositio - составление, связывание) - это построение произведения искусства, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Это соподчинение и выстраивание повествования фильма в строгой последовательности в единое целое по законам художественного аудиовизуального повествования. В конечном итоге фильм должен выражать и раскрывать авторский замысел.

Теперь сделаем небольшое отступление в область тележурналистики и поговорим о «драматургии интервью».

На телевидении, особенно на ТВ, распространена так называемая «стилистика говорящих голов». Искусство разговаривать с героями фильмов – это особое искусство, неотъемлемая часть профессии режиссера-документалиста. Из этого, из достоверности поведения героя (-ев) на экране напрямую зависит художественная сторона фильма (телепрограммы).

Драматургия «правильного» ведения беседы с героем (-ями) фильма, умение направлять беседу (собеседника) заранее подготовленными и импровизационными вопросами в нужное для сюжета русло – это часть построения драматургии будущего фильма. Беседовать с хорошим человеком можно о чем угодно, получая удовольствие от общения. Но когда за тобой стоит оператор с камерой и группа, ты должен получить то, что тебе нужно от героя в соответствии с замыслом будущего фильма. Лишнего автору не надо. Автор в момент съемок героя понимает, что из беседы он потом возьмет в фильм 5-10 % в соответствии с законами драматургического построения. И в этот момент, беседуя с героем (героями) автор также думает о драматургии фильма, вычленяя главное.

Здесь вкратце мы коснемся профессиональной терминологии. Типов и разновидностей вопросов много: прямой и непрямой, открытый и закрытый, развернутый и краткий, уточняющий, развивающий, риторический, гипотетический, переходный, провокационный, сглаживающий… и т.д. И даже есть пассивные и мимические вопросы. Близкими по значению являются так называемые молчаливые, или «немые», вопросы, которые стимулируют диалог без слов, только с помощью паузы. Пауза с помощью дополнительных невербальных средств, мимики, языка тела и жестов информирует собеседника о том, что диалог продолжается и журналист ждет новых подробностей.

Искусство владеть разнообразием этих вопросов, а также пристроек, техникой беседы - это умение режиссера выстраивать драматургию уже во время съемок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: