Короткое отступление в драматургию научно-популярного фильма

Классик отечественного кино Всеволод Пудовкин после завершения научно-исследовательского фильма «Механика головного мозга» написал: «Снова столкнулся я с областью научного мышления, от которой отошёл в своё время, но эта встреча не вызвала во мне противоречий... Встреча с наукой укрепила мою веру в искусство. Теперь я глубоко убеждён, что эти две области человеческого познания связаны между собой гораздо теснее, чем об этом многие думают»[5].

Приведем определение из «Большой советской энциклопедии»: «Научно-популярной фильм - один из видов научного кино, включающий фильмы различных типов и жанров, предназначенные для широких кругов зрителей. Н.-п. к. излагает в общедоступной форме основы естественных и гуманитарных наук, знакомит с их историей, воспитывает научное мировоззрение, пропагандирует достижения науки и техники с целью внедрения их в практику.

Научно-популярный кинематограф рассказывает о жизни и деятельности учёных, о научных поисках, о значении того или иного научного открытия для человечества и так далее. Но не только. Тематический и жанровый диапазон этого подвида неигрового кино гораздо шире. Различные путешествия, этнография, исследование животного, растительного, подводного мира, исследование нашей планеты в целом, космоса – и многое другое. В строгом смысле киноведы определяют базовых 3 типа фильмов – научно-популярные, научно-публицистические и научно-художественные. Наиболее известны и распространены научно-популярные фильмы. Большая Советская Энциклопедия определяет это направление так: «Научно-популярная кинематография использует специальные виды съемки (замедленная, ускоренная, в рентгеновских лучах, микросъемка), анимацию (графическое и объемное проектирование), моделирование. К научно-популярному кино относятся фильмы по искусству, спорту, кинопутешествия и т. д. Научно-популярное кино рассказывает о жизни и деятельности учёных, о научных поисках, о значении того или иного научного открытия для человечества и др. Научно-популярное кино включает в себя такие жанры, как кинолекция, киноочерк, фильм-наблюдение, фильм-размышление, фильм-исследование, фильм-предупреждение, научная публицистика и т.д.»[6]. Из задач этого вида кино вытекает «постановочная» специфика такого направления как «научно-популярный фильм». Здесь часто требуется другая форма: не «развёрнутый синопсис» с планом съёмок главных эпизодов, а подробный сценарий, с подробным закадровым текстом. И с дальнейшей разработкой в виде «режиссерской раскадровки», по типу режиссёрского сценария игрового фильма. Почему это требуется? Чтобы ясно подать зрителю информацию или подробно изложить содержание какого-то научного факта или явления, авторы научно-популярного фильма очень часто используют в сюжете постановочные сцены, прибегают к дублям, павильонам, макетам, привлекают статистов и даже актеров. Естественно, необходимо расписывать сценарий по съемочным кадрам и крупностям кадра, по движению и статике камеры и т.д. Если предполагается съемка событийных эпизодов, то не всегда удается детально проработать каждый кадр. 

Но в целом написание режиссерской разработки очень полезно и даже необходимо в большинстве случаев. Сбор материалов для научно-популярного или учебного фильма несравненно сложнее, чем для документального. Если фильм рассказывает о научной проблеме, или это жанр учебного фильма, где необходимо всё методично изложить, то тема требует тщательного предварительного изучения. Тут нужно погружаться в специальную литературу. Книги, журналы, статьи – это источники, помогающие автору освоить тему. Они необходимы для создания сценария, особенно при написании дикторского текста. Дикторский текст в научном, научно-познавательном, учебном фильме – это традиционное сюжетное и художественное решение. Мастера написания закадровых текстов очень ценились и ценятся в этом направлении кинематографа. Для работы над сценарием автором часто привлекается специалист-консультант. Законченный сценарий может иметь различный вид. Сценарист может ограничиться кратким полутехническим описанием и планом съёмки или создать оригинальное художественное произведение. В зависимости от темы, сложности содержания, жанра. Но, конечно, помимо задачи ясного и простого донесения до зрителя сложной научной проблемы, информации, это форма фильма. Поэтому, задачи яркого, интересного и насыщенного видеоряда не менее важны. Научно-популярные и учебные фильмы должны давать зрителю полноценное яркое кинематографическое впечатление. Поэтому для каждого фильма нужно искать свою занимательную форму. Однако, добиваясь кинематографичности, нельзя жертвовать логикой повествования.

Материал обязательно должен обладать внутренним единством, темы излагаться последовательно, выводы логично обосновываться. В научно-популярном кино большое значение имеет дикторский (закадровый) текст, и текст надписей. В большинстве научных фильмов он формирует и ведёт сюжет. Закадровый текст в фильме строится по типу разговорных, ведь зритель его не читает, а слышит. Поэтому слово не должно дублировать изображение, а дополнять и углублять его. Самым большим недостатком фильма является многословие. Голос диктора за кадром, бывает, звучит даже там, где изображение куда более многозначно, чем гладенькие фразы, написанные сценаристом к уже смонтированной ленте.

Обычная задача закадрового текста в неигровом фильме – информация и комментарий. При этом он должен выражать авторское отношение к происходящему на экране. Разумеется, характер дикторского текста зависит от замысла, жанра, избранного автором стиля изложения. В научно-популярных картинах закадровый текст имеет гораздо большее значение. Например, жанр фильма-лекции, жанр учебного фильма: это такой жанр, когда текст является ведущим компонентом, а изображение подчиненным, часто выполняет иллюстративную функцию. В таких фильмах дикторский текст окончательно формулирует мысль, которую рождает у зрителя изображение. Главная задача слова при этом – объяснить зрителю все, что может быть непонятно, устранить все сомнения, дать четкие выводы. И заметим, в научно-популярном кино текст не должен быть сухим и безликим. И здесь слово должно быть острым и образным, и здесь уместны шутка и ирония. Закадровым текстам в этом пособии посвящена отдельная глава.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: