Этапы работы над сценарием неигрового фильма

Первый этап предполагает заявление автором темы и определение им собственного замысла (авторской идеи) будущего фильма. Разберёмся с понятиями. Тема - это нечто общее. А замысел, идея раскрытия темы всегда индивидуальна, определяется самим автором. Иногда замысел автора, написанный в форме «тематической заявки», бывает таким четким и ясным, что если его потом сравнить с готовым фильмом, то принципиального различия не увидишь. Но чаще всего бывает, что замысел требует более тщательной и подробной разработки. В конечном итоге традиционное понятие «сценарий» в документальном фильме заменяет форма подробного «развёрнутого синопсиса». Даже тематическая заявка на создание фильма должна быть достаточно подробной, для того чтобы дать представление о концепции автора, герое, жанре, местах будущих съёмок. Определиться с жанром будущего фильма не просто. Можно снять острый репортаж, проблемный очерк, драматический фильм-портрет или публицистический фильм. Автор должен также решить: предусматривается ли форма диалогов с героем (героями), интервью или сюжетообразующий дикторский текст? А может быть, и то и другое вместе? Какое музыкальное решение видит автор, какое направление в музыке он избрал? Также сразу нужно ответить себе на два важных вопроса: что я хочу транслировать зрителю (генеральная идея моего фильма) и для какой аудитории он предназначен? Каким бы ни была форма и жанр фильма, самое важное с первых шагов точно определить его «сверхзадачу» и «целевую аудиторию», то есть думать о зрителе, который будет смотреть фильм. Есть такое понятие как «целевая аудитория». Очень редки случаи, когда удается создать фильм одинаково интересный самой широкой аудитории. Если вы правильно определили свою аудиторию, то вы на полпути к успеху. Разработка темы может идти медленно и проясняться шаг за шагом, по мере погружения в материал. Постепенно идея фильма будет проясняться. Кстати, в этом одна из причин того, что лучше начинать с тематической заявки, а не сразу браться за подробный сценарий. Форма тематической заявки. Это половина, максимум страница текста, где автор, как правило, от первого лица, в свободной форме излагает: о чем или о ком будет его фильм, кто будет героем (-ями) фильма, где он будет сниматься, для кого предназначен, его жанр, хронометраж и сроки производства.

Также автор в заявке заявляет о важности, актуальности этой темы и почему тема так волнует автора. Тематическая заявка, помимо краткого изложения всего вышеперечисленного, призвана зажечь потенциальных продюсеров, единомышленников и всех, от кого может зависеть судьба будущего фильма. Написание тематической заявки - это очень важный этап прежде всего для автора фильма. Это формулирование, конкретизация, уяснение и прояснение собственного замысла фильма и плана его реализации. После определения темы, своего отношения к теме, героев, жанра и хронометража фильма начинается очень ответственная и интереснейшая работа – сбор и изучение материала. Когда Заявка сформулирована, можно переходить к более детальной разработке сюжета. Самое первое знакомство с материалами, имеющими отношение к теме будущего фильма, состоялось уже раньше. Но теперь наступает этап «погружения», изучения всего-всего, что нужно и для сюжета фильма и для съемок его. Необходимо собрать всю информацию, которая будет в той или иной степени использована в фильме, проверить ее достоверность. Если предстоит ехать в экспедицию в съёмочном периоде, заранее ознакомиться с местами будущих съемок. Если такой возможности на этапе написания сценария нет – изучить места по другим источникам (интернет, видео, фото и проч.) Если съездить заранее невозможно, нужно связаться с людьми на местах, которых предполагается снимать, с которыми придется работать.

Сбор материала и его изучение должно завершиться первым кратким вариантом сценария или так называемым «Синопсисом». Быть может, придется еще работать над многими вариантами, но чаще всего у опытных авторов первый вариант после дополнений и доработки становится основным, базовым. Синопсис – это результат этапа более подробного изучения материала будущего фильма. Результат подготовительного периода к съемкам. Синопсис, написанный авторами – принимаемая к рассмотрению форма «развернутой тематической заявки на фильм». Синопсис является проектом фильма и вместе с предварительной сметой рассматривается на предмет производства различными студиями-производителями, фондами, финансирующими неигровое кино (в том числе Министерством культуры РФ), разными организациями-грантодателями, телеканалами. Синопсис вместе с прилагаемой сметой рассматривает финансовое жюри на публичных представлениях-конкурсах (питчингах) кинопроектов. Из чего состоит Синопсис (проект) документального фильма? "Синопсис документального фильма" – это написанная в произвольной литературной форме развёрнутая тематическая заявка, где повторяется информация тематической заявки с представлением темы, идеи, героев, актуальности, но уже более конкретно. Есть уже сюжетный план + описываются 2-3 эпизода будущего фильма, которые обязательно предполагается снять (в том числе ключевой, кульминационный или главный). Также к синопсису прилагается вторая часть так называемая «режиссерская экспликация». В ней конкретно по пунктам указываются режиссерские творческие и технологические решения – визуальная, монтажная стилистика и художественные приемы (например, фильм монолог или отсутствие слов, плавающая или статичная камера... черно-белое решение и т.д.), хронометраж, календарные сроки и места производства, возможное использование кинохроники и других архивных материалов, наличие-отсутствие закадровых текстов, стилистика музыкальных решений, привлечения композитора, необходимость компьютерной анимации и спецэффектов и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: