Примеры написания тематической заявки и развернутого синопсиса

В этой главе мы приведем тематические заявки, в которых формулируется идея фильма, телепрограммы, цикла программ. И которые в основном просят редакции телеканалов. А также синопсисы, которые вырастают из заявки после тщательного изучения материала. Синопсис вырастает из накопленного материала и, собственно, является проектом будущего фильма.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАЯВКА на документальный фильм-портрет.

Рабочее название «Авансцена».

Хронометраж 30-35 минут. Автор: Юлия Балабанова

К чему стремятся многие начинающие артисты и чего добиваются корифеи искусства? Слава, признание, гастроли, тысячи влюбленных сердец... Но чем приходится жертвовать ради такой, на первый взгляд, сладкой жизни?

Оксана Шилова – солистка Мариинского театра, лауреат международных конкурсов оперного искусства, обладательница лирико-колоратурного сопрано. С полным правом ее называют одним из красивейших голосов Мариинской оперы.

На счету у примы более 30 партий. Но наибольший успех артистке принесла роль Виолетты в опере «Травиата» Джузеппе Верди, исполненная в Большом театре в 2012 году. Оксана заслужила самые высокие оценки критиков, как в России, так и за рубежом. Она блистала на сценах театров Италии, Великобритании, США, Франции, Германии, Бельгии, Аргентины и др.   

Оксане Шиловой рукоплещут полные залы, она дарит любовь тысячам, но не дарует одной. Для ее самой главной почитательнице на внимание зачастую не хватает не только времени, но и сил. Оксана Шилова прекрасно справляется со своими обязанностями, как певица, но не как мама…

У Оксаны есть единственная дочь – Арина. В свои 13 она уже четко уяснила, что мамы много не бывает. Когда дочери было 8 месяцев, востребованная певица уехала на гастроли. После приезда обиженная малышка еще долго не шла на руки к матери, а крутилась около няни. После этого Оксана пообещала, в первую себе, что больше никогда надолго не уедет, но с тех пор мало что изменилось. Вот уже как 5 лет Оксана не присутствовала на дне рождении своей Ариши. Таких моментов, где приходилось выбирать между любимой семьей и любимой работой, у Оксаны было много. Этот вечный выбор негативно сказался и на личных отношениях. Оксана уже давно разведена с отцом Арины. Бывшего мужа не устраивала жена, свободная лишь один день в месяц. Вместо борща и котлет Оксана приносила огромные букеты цветов поздними вечерами.

Конечно, наша героиня очень хочет проводить больше времени со своей большой семьей: у нее есть родные брат и сестра, много племянников, мама. Отец недавно скончался, и в последние месяцы его жизни Оксана была на гастролях в Нью-Йорке. А дом и личное счастье она изображаются на сцене в соответствующих декорациях. Ненастоящий донжуан, ненастоящая любовь, даже фрукты – все муляж.

В антрактах и в любых перерывах Оксана общается с дочерью, но зачастую лишь по телефону или по скайпу. Так и проходит время, где Арина взрослеет не на глазах, а на экране телефона…

Это фильм о трудном, но вынужденном выборе между делом всей жизни и семейным счастьем. Наша героиня как прообраз многих талантливых успешных артистов, у которых такие же душевные смятения. Но, оставив все переживания за кулисами, натянув улыбку на лицо, артист вновь выходит на авансцену. Как поется в песне, шоу должно продолжаться.

Режиссерская экспликация к заявке.

Съемочные объекты:

Дом певицы (комната дочери, гостиный зал с родственниками, кухня).

Малый зал Филармонии (репетиция на сцене, сольный концерт, гримерка).

Мариинский театр (за кулисами, на сцене).

Визуальное решение:

Привычная камера, наблюдение, лайфы - живые сцены, без интервью, лишь беседы и взаимодействия между героями в кадре. Всю историю и свою идею я донесу посредством визуальных приемов. А именно: весь фильм будет строиться на параллельном монтаже насыщенных рабочих будней певицы и спокойной одинокой жизни дочери.

Звуковое оформление:

В фильме я хочу отказаться от музыкального сопровождения к видеоряду, в основном будут шумы. Так как фильм о певице, то он и так будет музыкальным: в сценах репетиций и концертов.

Предполагаемый хронометраж - 35 минут.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАЯВКА на документальный фильм

«Есть ли место чуду в этом мире?»

Автор и режиссер: Леван Борисов

Оператор: Мария Бережная

Название фильма: “Есть ли место чуду в этом мире?!” заявка на короткометражный фильм.

Жанр: документальное кино. Хронометраж: 30 мин. Целевая аудитория: +16.

Логлайн: Что, если смертельно больной человек выживает, почему и как это происходит? И правда ли это?

Главная тема:

Врачами-онкологами описываются единичные случаи, когда больные, которым оставалось жить не больше полугода, жили больше, так как у них происходила “заморозка” заболевания. А у некоторых даже спонтанная регрессия опухоли, иначе: “чудесное” исцеление. Вот и об этом феномене будет фильм-исследование.

Идея фильма:

Что если онкологический больной на последней стадии – излечился? Что если этот больной живет больше предрекаемого официальной медициной?! Есть ли этот феномен? Или это ложь?

Концепция:

Идея этого фильма пришла мне в голову после смерти отца от онкологической болезни. Я долго изучал после его смерти этот вопрос в разных литературных источниках, размышлял о возможности феномена исцеления, общался со многими специалистами. Но только после смерти матери (также от онкологии) я полностью осознал свой долг и мое глубокое желание в создание данного фильма, как итог моих поисков и измышлений.

Я буду строить фильм на расследование феномена. Главным героем буду я сам, как рассказчик-исследователь. С другой стороны, я постараюсь насытить фильм персонажами: узкими специалистам в онкологии, психологии, возможно больными.

Изначальной моей позицией является отрицания данного феномена, недоказанность и ошибочность фактов такого исцеления. Используя свои медицинские знания и опыт, я буду брать интервью у специалистов в этой области, и стараться найти среди коллег - “чудесно исцелившихся” больных. И в этом и есть основной драматизм фильма, где с одной стороны: желание людей верить в чудо и “серая, грубая” статистика выживания больных и медицинский опыт и поиск этого “чуда”.В конце фильма я хочу показать свою возможную психическую трансформации, чего я смог достичь в этом вопросе и смог ли я себе дать ответы.

Режиссерская экспликация.

Референсом по форме выступают несколько документальных фильмов: фильм-расследование “За гранью нормы” режиссера ББС Луи Терри о психических больных, документальный бадди-муви “18 кг любви” израильского режиссера Дани Менкин о больном с дистрофией, и фильм-расследование студентов Пражской киношколы Scammed (by Benjamin Innbjør Bargård, Hassam Mairaj and Olle Öberg).

Эти фильмы объединяет метод постепенного исследования режиссерами интересующихся их вопросов, перемежающиеся монтажно размышлениями и сомнениями, переездами героя и поиском, внутрикадровыми взаимодействиями с персонажами в виде разговоров и интервью.

Съемочные объекты:

-короткая смена на квартире автора (для сценарной экспозиции в фильме).

-Короткое интервью с онкологом А. в поликлинике.

-Интервью с специалистом Г. (на рабочем месте в кабинете).

-Короткое интервью с психотерапевтом А. (дома).

-Короткое интервью с психологом С. (на рабочем месте в кабинете).

-Главное интервью с специалистом в этой области Ч. (в больнице в рабочем кабинете).

В случае обнаружения требуемого для фильма больного и с его согласия- интервью с больным или с его родственниками (у него дома).

Съемки будут проводиться в локациях со своим оператором без светотехники. Планируется использовать 2 кинозаписывающих устройства с записью звука на рекордер.

Звуковое оформление:

В фильме будут использованы отрывки из классической музыки Генделя и эпохи барокко. Также саундизайном будет заниматься Артем В. с использованием произведений группы Asphodela (разрешение получено).

СИНОПСИС короткометражного документального фильма

«Сестра со стажем»

Хронометраж – 30 минут

АВТОР:

Ольга Калашникова

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Все, кто работает с детьми, с детьми из группы социального риска, а также просто интересуется темой становления личности.

Что делает человека человеком? Разум? Способность сопереживать? Творческий потенциал? Наличие совести? Или умение мыслить, чувствовать и созидать?

На этот вопрос можно дать множество ответов, и все они будут верны. Главное, что все эти признаки человека проявляются исключительно в социуме. И первый социальный институт, который готовит человека к обществу – это семья.

Но известно, что в нашей стране ввиду разных причин именно этот социальный институт страдает больше всего. Огромное количество детей остается без семей и оказывается в детских домах. Хоть сейчас идет реформа этих учреждений, и их переименовали в центры содействия семейному воспитанию, а интерьеры максимально приблизили к домашним – суть таких мест пока что не поменялась. Государство по-прежнему не имеет возможности растить малышей индивидуально.

Задачи, которые ставятся перед воспитателями – краткосрочные: чтобы воспитанники вовремя питались, хорошо учились, выглядели опрятно и ходили в различные кружки. А вот долгосрочными целями, базовыми ценностями, формированием «признаков человека» – словом всем, что из ребенка сделает личность и поможет легко адаптироваться в социуме – в этих центрах заниматься в основном некому. Кроме того, таких детей практически не готовят к жизни даже в бытовых вопросах. И если в обычных семьях самые простые обыденные ситуации усваиваются детьми просто за счет неосознанного наблюдения и путем перенимания норм поведения родителей и старших братьев и сестер, то у воспитанников детских центров во время столкновения с внешним миром возникают ситуации, которые нам покажутся парадоксальными.

В Санкт-Петербурге более четырех лет существует отделение американской организации «Big Brothers, Big Sisters». Она переводится как «Старшие братья, старшие сестры». Это программа, где ребенку из детского дома подбирают волонтера, который станет не просто наставником, но добрым другом, а со временем –– старшей сестрой или старшим братом; который будет проводить с ним время, вводить в разные ситуации, в том числе и бытовые; научит не просто дружить, но даст ощущение, что ребенок не один; своим примером заложит правильные ориентиры в жизни, разовьет те качества и черты характера, которые помогут такому ребенку идти по жизни смело наравне с другими людьми и стать частью общества, а не быть (как в большинстве случаев) его отбросом.

Моей дипломной работой станет фильм-наблюдение о зарождении дружбы такого волонтера и ребенка из детского дома.

Первый герой – волонтер – Юлия Карагодина. 34 года. Не замужем, своих детей нет. По профессии – дизайнер одежды и декоратор интерьеров. Юля – «сестра со стажем». До момента прихода в организацию «Big Brothers, Big Sisters» уже принимала участие в схожей программе; предыдущий ее «маленький братишка» – воспитанник детского дома в Тульской области – уже выпустился. Ребята дружат до сих пор.

Второй герой – ребенок – Даниил Агапов. Воспитанник детского дома № 31 в Санкт-Петербурге. 11 лет.

Юля и Даниил знакомы с декабря. До этого времени их общение происходило только на территории детского дома. В такой период «притирания друг к другу» съемки любой пары из проекта – невозможны.

В данный момент Юлия оформляет документы на «гостевую опеку», с которыми будет иметь возможность вывозить Даниила за территорию детского дома. Как раз в этот период я и планирую начать съемки фильма, в котором буду наблюдать за становлением дружбы Юли и Даниила, за различными ситуациями, в которые будут попадать новоиспеченные «брат с сестрой», а также за изменениями, происходящими в душе не только детдомовца, но и взрослой Юли, взявшей мальчика под свою опеку. Ведь невозможно изменить чью-то жизнь, не изменив при этом свою.

ПРИМЕРЫ ЭПИЗОДОВ:

1. Съемки на территории детского дома №31 (Разрешение на съемку берет на себя организация «Big Brothers, Big Sisters»). В данном эпизоде предполагается показать жизнь Даниила в стенах детского дома, момент встречи с Юлей, эмоции от ее прихода, реакция других воспитанников центра на появление значимого взрослого в жизни Даниила.

2. Съемка первого выхода Юлии и Даниила за территорию детского дома. Наблюдение за реакциями и поведением мальчика, за времяпрепровождением будущих друзей

3. Съемка весеннего танцевального флеш-моба, который детский дом каждый год устраивает на своей территории. Наблюдение за Даниилом и Юлей на фоне других подобных слаженных пар из волонтера и детдомовца, а также детей, у которых таких наставников нет.

4. Съемка Юлии, как она едет к Даниилу в детский летний лагерь. Наблюдение за встречей ребенка и взрослого, которые, скорее всего сильно соскучатся друг по другу.

РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ:

Короткометражный документальный фильм под рабочим названием

«Сестра со стажем»

Хронометраж: 30 минут

Жанр: портрет.

Места съёмки: Санкт-Петербург, место летнего отдыха Даниила

Время съёмки: апрель-сентябрь 2016 года

Стилистика изобразительного ряда, метод съёмки:

наблюдение за героями (привычная камера), репортаж-наблюдение;

Звуковое решение: предполагается использование либо авторской музыки, либо современные музыкальные композиции с сайта www.jamendo.com

Закадровый текст: в фильме не предполагается.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗАЯВКА на историко-публицистический

 документально-постановочный полнометражный фильм.

 «ПРОСВЕТИТЕЛЬ СТЕФАН ПЕРМСКИЙ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ».

Автор и режиссёр-постановщик Николай Макаров.

Как ни странно, о Стефане Пермском (1340-1396, память отмечается 26 апреля) и его сподвижниках фильма нет. Хотя, как скажут специалисты, это уникальная история. Ради чего стоит делать этот фильм? Не ради исторической справки, а ради понимания современности.

Фильм обращён, прежде всего, к молодому поколению и преследует две генеральные идеи. Первая сформулирована давно – без памяти о предках невозможно построить будущее. Вторая связана с уникальностью России как многонационального государства. Более 100 национальностей объединяет наша страна. Все мы живём вместе – оставаясь разными.

Сохранение этой уникальности нашего государства можно постулировать как национальную идею. Для молодого поколения она понятна. Но как она связана с исторической духовной памятью? Об этом наш фильм.

У истоков единения Русского государства стояли знавшие друг друга лично - Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и просветитель Стефан Пермский.

Мы пройдём путями подвижников. Не минуем знаменитый древний город Чердынь, Cвято-Троицкий Стефанов мужской монастырь в Перми. Встретимся с пермскими историками, краеведами, увидим коллекции пермских музеев. Познакомимся с уникальными явлениями народов Пермского Края, такими как «Пермский звериный стиль» и «Пермская деревянная скульптура».

Стефан Пермский занимает совершенно особое место в сонме русских святых, стоя несколько особняком от широкой исторической традиции, но означая новые, быть может, не вполне раскрытые возможности в русском православии. Святитель Стефан – уникальное явление. Это миссионер, отдавший свою жизнь на обращение языческого народа не просто борьбой с идолами. Он создал зырянскую письменность и с ней национальную зырянскую православную церковь. Благодаря ему люди узнали, почему нельзя убивать, лгать, воровать, изменять, что значит быть милосердным – то, что называется Нравственным Законом.

Стефан – эллинист, был редким явлением на Руси. Стефан - создатель зырянской письменности. В чём же уникальность? Он не пожелал соединить дело крещения язычников с их обрусением.

Не пожелал идти к ним со славянской литургией, разъясняемой проповедью на народном языке. Он сделал для зырян то, что создатели письменности Кирилл и Мефодий - для всего славянства. Он перевел для них богослужение и Святое Писание. Предварительно он должен был составить зырянскую азбуку. Он воспользовался для её создания не русским и не греческим алфавитом, но местными рунами - знаками для зарубок на дереве. Возможно благодаря этому «духовно-историческому прецеденту» мы обязаны сохранению уникальной культуры коми-зырян и коми-пермяков.

Святой Стефан был родом из Устюга Великого, в Двинской земле, которая как раз в его время (в XIV веке) из Новгородской колониальной территории переходила в зависимость от Москвы. Русские города представляли островки среди инородческого моря. Волны этого моря подходили к самому Устюгу, вокруг которого начинались поселения западных пермяков, или по современной классификации зырян. Другие, восточные пермяки ("Великая Пермь"), жили на реке Каме, и их крещение было дело преемников св. Стефана.

Смелое деяние Стефана: основание национальной пермской церкви с зырянским богослужением и письменностью. Миссионерская деятельность св. Стефана сочеталась со служением зырянскому народу. В житиях его святых преемников по Пермской кафедре мы видим верность тому же служению. Св. Герасим и св. Питирим отдали жизнь за свою зырянскую паству. Третий из святых пермских епископов Иона завершил просвещение пермяков, предприняв миссионерские путешествия в область еще независимой Великой Перми, по Каме и ее притокам. Он тоже терпел сначала немало обид, пока не крестил пермского князя и с помощью его не начал систематического духовного просвещения.

Святой Иона – это тот, кто крестил Великую Пермь. Крещение Ионой Великой Перми в 1462 г. совпало с походом через этот регион московских отрядов, воевавших с марийцами (черемисами). В годы служения Ионы территория Пермской епархии существенно расширилась на восток - в междуречье Камы и Чусовой за счет включения в состав епархии Великой Перми, являвшейся самостоятельной частью, поскольку она не имела границ с основной территорией епархии. В 1462 или 1463 г. Иона основал в центре Великой Перми, в городе Чердыни, первый на Урале монастырь - Чердынский во имя апостола Иоанна Богослова. Он обратил в христианство остальную часть Великой Перми, то есть языческие племена, жившие по рекам Вишере, Каме, Чусовой и другим. Его стараниями были истреблены идолы и на их местах сооружены храмы, при которых святитель открывал училища. К новообращенным из Усть-Выми были переведены опытные пастыри, которые проповедовали заповеди Добра и преподавали в этих училищах нравственный закон.

Это были времена становления Государства Российского во главе с Москвой. Андрей Рублёв уже написал знаменитую «Троицу», расписал собор во Владимире.

Новгород и Устюг были обязаны по первому требованию поставленного Москвой Пермского епископа оказывать ему военную помощь и когда в 1468 году казанские татары вздумали опустошить Пермь Великую, то – по зову епископа Ионы - они были побеждены устюжанами. Иона спас край пермский от разорения.

Иона был похоронен в кафедральной Благовещенской церкви в Усть-Выми слева от гробниц его предшественников - пермских святителей Герасима и Питирима. В 1741-1746 гг. вместо деревянного Благовещенского храма был воздвигнут каменный, к которому в 1749 г. пристроили Всехсвятский придел, где находилось место погребения 3-х Пермских архиереев.

Мы пройдём путями подвижников, погрузимся в то время…

В заключение нам кажется уместным привести высказывания известных кинематографистов, режиссеров и сценаристов по поводу сценария.

Павел Финн: «Сценарий – это зафиксированная последовательность элементов будущего фильма, то есть его предварительная или окончательная – динамическая – конструкция»[9].

Виктор Шкловский: «Сценарием называется чертеж будущего фильма, сделанный словесными средствами». Андрей Кончаловский: «Наиболее законченная форма сценария мне напоминает архитектуру, потому что в архитектуре, помимо красоты и помимо того, что здание не должно развалиться, оно должно иметь функциональность. Красота архитектуры для меня выше красоты скульптуры, потому что в скульптуре функции нет. А в архитектуре должен быть вход, выход, должно быть удобно, должны быть использованы его функции, видно, как это связано с ландшафтом, с окружающими предметами. То есть это огромная область расчетов, которые архитектор закладывает в идею, потом еще триста человек работают два года, чтобы эту идею осуществить»[10]. Андрей Тарковский: «Принято считать, что сценарий является одним из жанров литературы. Это не так. Никакого отношения к литературе он не имеет, и иметь не может. Если мы хотим, чтобы сценарий был ближе к фильму, мы пишем его так, как он будет снят, то есть записываем словами то, что хотели бы видеть на экране. Это будет типичный непроходимый сценарий, ибо такая запись абсолютно не литературна. Но так как приходится сценарий утверждать, то обычно его записывают так, чтобы он был понятен всем. Это означает, что обычно пишется сценарий, весьма далекий от кинематографического воплощения, ибо кинообраз не адекватен образу литературному.

Перефразируя известную пословицу, можно сформулировать эту ситуацию так: фильм – это один раз увидеть, а сценарий – это десять раз услышать»[11]. Лев Кулешов: «Очень часто такой сценарий является только конспектом или эскизом для режиссера, разрабатывающего его по-своему. Можно ли на самом деле называть сценарий эскизом? Ведь набросок, эскиз делается художником большей частью только из того материала, из которого творится само произведение. Художник пишет эскиз красками для живописной картины, а скульптор лепит его из глины. Сценарий и являлся бы эскизом картины только в том случае, если бы эти первоначальные наброски не писались на бумаге, а запечатлевались на пленке кинематографическим аппаратом»[12].

Бела Балаш: «Существуют ли абсолютно внекинематографический материал, внекинематографические темы? Нет! Есть вещи, которые мы сегодня еще не умеем отображать посредством кино. Завтра или послезавтра придет кто-либо и найдет возможности, при которых эти вещи также станут видимыми, слышимыми, воспринимаемыми киноаппаратом или микрофоном. Это и есть творческий путь развития, генеральная линия кино: отображать своими специфическими средствами новые области жизни, действительности. Это значит – находить новые темы»[13].

 

Вопросы для самопроверки:

1. Когда в истории кино возникли первые неигровые сюжеты?

2. В чём специфика документального фильма?

3. Что такое тема, идея, замысел документального фильма? В чём различия?

4. Какие общие драматургические законы должны работать в неигровом кино?

5. Чем отличается сценарий (синопсис) документального фильма от сценария игрового?

6. Этапы работы над сценарием (синопсисом) неигрового фильма.

7. В чём различие между документальным и научно-популярным фильмом?

8. Что такое «драматургия интервью»?

9.Что такое монтажный сценарий?

10. Зачем нужен драматургический конфликт в неигровом кино?

11Профессия — кинематографист. Высшие курсы сценаристов и режиссеров за 40 лет. Екатеринбург:

У-Фактория, 2004. – С. 284.

12 Тарковский А. А. Уроки режиссуры. – Москва: ВИППК,1992. – С. 18.

13 Кулешов Л. В. Кинематографическое наследие. – Москва: Искусство, 1979. Статьи. Материалы. – С. 84.

14 Балаш Б. Дух фильмы. Авториз. пер. с нем. Н. Фридланд. – Москва.: Гослитиздат, 1935. – С. 19.

 


[1] Аграновский В. А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. – М.: Вагриус, 1999. – С.49-51.

[2] Балаш Б. Дух фильмы /ред. и предисл. Н. А. Лебедева. - Москва: Гослитизда, 1935. - С.54.

[3] Ромм М. И. Беседы о кинорежиссуре. - Москва: ЕПСК, 1975. – С.119.

[4] Тарковский А. А. Уроки режиссуры. Москва: ВИППК, 1992. – С.26.

[5]Пудовкин В. И. Собрание сочинений; В 3 т. / Всесоюз. гос. ин-т кинематографии. – Москва: Искусство,

1974-76. Т-1. – С.213.

[6] Большая советская энциклопедия (БСЭ) Сетевой ресурс: http://niv.ru/doc/encyclopedia/bse/articles/13053/nauchno-populyarnoe-kino.htm / (дата обращения 10.05.2021).

[7] Шкловский В. Б. Собрание сочинений. Том 12. - Москва: Новое литературное обозрение, 2019. – С. 462.

[8] Шабров В. В. Конфликт и характер в кино. – Москва: Искусство, 1969. – С. 36.

[9] Финн П. К. Конспект воспоминаний // Искусство кино. – 2017. – № 5/6. – C. 205-237.

[10] Профессия — кинематографист. Высшие курсы сценаристов и режиссеров за 40 лет. Екатеринбург:

У-Фактория, 2004. – С. 284.

[11] Тарковский А. А. Уроки режиссуры. – Москва: ВИППК,1992. – С. 18.

[12] Кулешов Л. В. Кинематографическое наследие. – Москва: Искусство, 1979. Статьи. Материалы. – С. 84.

[13] Балаш Б. Дух фильмы. Авториз. пер. с нем. Н. Фридланд. – Москва.: Гослитиздат, 1935. – С. 19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: