Рекомендации педагогам

1. Проводите различные упражнения, которые помогут развить навыки общения, например «Текст карточек-высказываний», «Навыки невербального поведения», «Не слышу», «Виртуальная память» и другие.

2. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с подростком его правильные и ложные шаги к цели.

3. Важны доброжелательная атмосфера и немедленный ободряющий отклик.

4. Не пропустите момента, когда достигнут успех. «Ты молодец, потому что...».

 


 

Задание 3. Провести исследование на тему «Взаимосвязь личностных характеристик обучающихся с показателями их образа и поведенческой активности в виртуальной среде»: проанализировать результаты, полученные с помощью личностного опросника (например, опросник Р. Кеттелла), и показателей статистики личной страницы в социальной сети ВКонтакте (охват, посещаемость, активность, сообщества, записи и др.).

Для исследования показателей статистики личной страницы в социальной сети ВКонтакте, мною был проведен анализ 10 подростков в возрасте 15-17 лет.

В результате анализа личных страниц ВКонтакте по критериям, мы разделили испытуемых на тех, у кого высокая социальная активность в интернете и низкая. Ниже представлены таблицы с высокой и низкой социальной активностью подростков в интернете. В целях конфиденциальности имена зашифрованы инициалами. Личные страницы подростков из социальной сети Вконтакте представлены в приложении 2.

Таблица 1. Испытуемые с высокой социальной активностью в интернете

Имя Наличие фото Кол-во лайков О чем посты / репосты   Сообще-ства Сколько друзей Что написано о себе Указаны ли ссылки
Г Личное, цветное Под фото 128 лайков, под постами от 7-23 лайков Клипы, музыка, личные фото Музыка, спорт 305 друзей в возрасте с 15-50 лет, одноклас-сники, члены семьи, педагоги Город, образова-ние Ссылка на инстаграм
И Личное, цветное Под фото 22 лайка, под постами 5 лайков Музыка, машины, юмор Аниме, музыка, юмор, история 214 друзей в возрасте с 16-38 лет, одноклас-сники, члены семьи, педагоги Дата, город, образова-ние Нет
Н Личное, цветное Под фото 86 лайков, под постами от 3-10 лайков Волонтерство, личные фото, репост записей из своей группы, собствен-ные коммен-тарии Иностранный язык, творчество, религия 365 друзей в возрасте с 15-50 лет, однокла-ссники члены семьи, педагоги Город, образова-ние Нет
К Личное, черно-белое Под фото от 8-45 лайков, под постами от 10-35 лайков Личное фото, природа Юмор, мудрые мысли, половое воспита-ние, история 221 друг в возрасте с 16-45 лет, члены семьи, одноклас-сники   Дата рождения Ссылка на инстаграм
О Личное, цветное Под фото 30 лайков, под постами от 3-10 лайков Научные факты, история, личные фото, путеше-ствие Спорт, музыка, творчество, город   82 друга в возрасте с 17-50 лет, члены семьи, педагоги, одноклас-сники Дата рождениягород, образова-ние Нет

 

Таблица 2. Испытуемые с низкой социальной активностью в интернете

Имя Наличие фото Кол-во лайков О чем посты / репосты   Сообщества Сколько друзей Что написано о себе Указаны ли ссылки
Н Личное, цветное Под фото от 3-32 лайков, под постами от 3-8 лайков Картинки со смыслом, реклама, научные факты, грамотность в написании, собствен-ные ком-ии Объявления, эстетика, образова-тельное, юмор 54 друга в возрасте с 17-25 лет, мальчики и девочки Город, дата рождениясемейное положе-ние, информа-ция соответс-твует реально-сти Нет
И Персонажцветное Под фото 7 лайков Нет Творчество, природа, образовательное 58 друзей в возрасте с 17-30 лет, девочки и мальчики Город, информа-ция не соответс-твует реально-сти Нет
Н Личное, цветное Под фото 9 лайков, под постом 7 лайков Личные фото, животныемузыка Юмор, музыка, рецепты 47 друзей в возрасте с 15-40 лет, девочки и мальчики Город, дата рожденияобразова-ние, информа-ция соответс-твует реально-сти Нет
А Личное, цветное Под фото 13 лайков Нет Меро-приятие, спорт, история, фото 42 друга в возрасте с 16-25 лет Город, дата, информа-ция соответс-твует реально-сти Нет
В Нет Под постом 3 лайка Машины, музыка Спорт, машины, юмор, музыка 30 друзей, в возрасте с 15-23 лет Дата рождения соответс-твует реально-сти Нет

 

Для определения личности подростков, мной был проведен опросник Ганса Айзенка, который помогает определить тип темперамента с учетом интроверсии и экстраверсии личности, а так же эмоциональной устойчивости. Опросник Г. Айзенка представлен в приложении 3.

В опросе на Яндекс.Форма принимали участие те же 10 подростков в возрасте 15-17 лет. Полученные результаты обработаны в соответствии с ключом, по трем показателям: экстраверсия, нейротизм, ложь. Интерпретация полученных результатов проводилась на основе психологических характеристик личности, соответствующих тому или иному квадрату координатной модели с учетом степени выраженности индивидуально-психологических свойств и степени достоверности полученных данных. Заполненная анкета представлена в приложении 4.

Результаты анализа социальной активности подростков в интернете совпадает со средними значениями по всем показателям методики Г. Айзенка. Ниже представлены диаграммы со средними значениями показателей испытуемых и описание.

 

Диаграмма 1. Среднее значение по показателям методики Г. Айзенка в группах с высокой социальной активностью в интернете

                                                                                                                                                    

 

Подростки, набравшие по первой шкале 12 и больше баллов – экстравертированны. Для экстравертов характерно стремление к общению. Они открыты и доброжелательны, как правило, уверены в том, что и другие люди относятся к ним хорошо. Такая уверенность и дает им возможность относиться ко всем людям, даже незнакомым, с доверием. Это помогает им наладить общение с любым человеком, завести много друзей. Для этих детей также характерна импульсивность, активность в поведении, хорошее настроение.

По шкале нейротизма подростки набрали меньше 12 баллов, это означает, что они меньше подвержены эмоциональным срывам, не так зависимы от расположения других людей, особенно взрослых.

По шкале лживость подростки набрали больше 5 баллов, такие подростки стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Они демонстративны, т.е. стремятся обратить на себя внимание любой ценой, даже если для этого надо набедокурить или соврать. Для них характерна высокая самооценка, притязания на высокую оценку или лидерство в группе.

 

Диаграмма 2. Среднее значение по показателям методики Г. Айзенка в группах с низкой социальной активностью в интернете

 

Подростки, набравшие меньше 12 баллов по первой шкале экстраверсии – интравертированны. Интравертные подростки – более закрыты, они труднее налаживают контакты, особенно с незнакомыми людьми из-за своей неуверенности и застенчивости. Зато при контактах с близкими они стараются проявить себя с самой лучшей стороны, хотя и не стремятся иметь много друзей. Такие дети хотят распланировать свои действия заранее или хотя бы осмотреться в новой ситуации до того, как начать что-то делать.

Во второй группе подростки тоже с низким уровнем нейротизма (меньше 12 баллов) меньше подвержены эмоциональным срывам, они не так зависимы от расположения других людей, особенно взрослых.

По шкале лживость подростки набрали 5 баллов (менее 5), считается нормой, таким подросткам можно доверять.

Таким образом, в соответствии с результатами данной методики, мною было установлено, что подростки экстраверты с высокой социальной активностью, характеризуются быстрым приспособлением к новым условиям, быстро сходится с людьми, общительны. Экстраверт: социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен. Подростки интраверты со сравнительно низкой социальной активностью поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Слабое внешнее выражение эмоциональных состояний. Ему свойственна медлительность, терпеливость, выдержка и самообладание, инертность. Интраверт: медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.


 

Задание 4. Провести диагностику психологического благополучия детей и подростков в условиях виртуальных сетевых сообществ, например, используя опросник «Интернет - травля в социальных сетях» или разработать анкету.

Анкета представлена в приложении 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: