Коррекц. педагогическая деят. охватывает весь образовательный процесс с ребенком с ОПФР. Она является планируемым и особым образом организуемым педагогическим процессом, направленным на исправление индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, способствующая полноценной интеграции детей в социум. (АД Ганеев).
В основу формулировки кор-пед целей и задач должны быть положены след требования:
1. Они должны формулироваться в позитивной форме;
2. Должны быть реалистичными и соотноситься с продолжительностью кор работы;
3. Должны учитывать инд. псих. возможности ребенка.
Кор работа учителя – дефектолога при реализации образовательных программ СО
На уровне ДО
(в спец дошк учрежд., при обучении на дому, в группах интегрированного обучения и воспитания, в спец группах учреждений дошк обр)
Учебные планы ДО Постановление МО РБ от 15.07.2020 № 197 «Об учебных планах спец образования на уровне дошкольного образования»
1. Направление кор занятий по учебному плану спец ДУ для детей с наруш слуха:
|
|
1 Развитие речи
2 Развитие слухового восприятия и обучение произношению
3 Развитие познавательной деят
2. - - - - - для детей с нарушением зрения:
1 Развитие зрительного восприятия
2Соц бытовая ориентировка
3 Пространственное ориентирование и мобильность
4 Развитие познав деят
3. _--------------- для детей с ТНР:
1 Формирование лексико – грамматич средств речи и развитие связной речи
2 Формирование произносит стороны речи
Для детей с заиканием еще +
3 Логоритмические занятия
4 Нормализация темпоритм организ речи в процессе ознаком с окруж миром
5 Нормализация темпоритм организ речи в процессе продуктив деят
4. --------------------для детей с ЗПР или ТО
1 Обучение игре
2 Развитие речи на основе ознак с окруж миром
3 Развитие познав деят
4 Формирование навыков коммуникации и взаимодействия
5 Формирование соц поведения
5. --------------- для детей с наруш функций ОДА:
1 Развитие двиг мобильности
2 Сенсорное развитие
3 развитие коммуниккат умений
4 Развитие познават деят
5 Развитие игровой деят
6. ---------------для детей с ИН:
1 Игра
2 Социально – эмоц развитие
3 Простран – времен ориентирновка
4 Развитие позн деят
5 Формирование навыков коммуник и взаимодействия
6 Формирование соц поведения
На уровне ОСО
Постановление МО РБ от 25.06.2020 № 155 «Об учебных планах спец обр на уровне общего сред обр»
Учебный план ЦКРО и Р:
1 Формирование игр деят
2 Формирование соц поведения
3 Развитие эмоций
Второе отделение вспомогат школы (умеренная ИН):
1 Формир игр деят
2 Развитие познават деят
3 Развитие эмоций
Учебный план первого отд вспомог школы (легкая ИН):
|
|
1 Развитие познават деят
2 Развитие эмоц вол сферы
3 Формирование игр деят (1 класс)
4 Ритмика и танец (1 – 5 классы)
5 Современные средства коммуникации (11 – 12 кл)
Дети с наруш слуха (2 отд):
1 Развитие устной речи и слухового восприятия
2 Развитие жестовой речи
3 соц быт ориент (1 – 5 кл)
4 Соц ориентирование (6 – 12 кл)
5 Современные средства коммуникации (9 – 12 кл)
6 Ритмика и танец
Дети с наруш слуха (1 отд):
1 Развитие устной речи и слух восприят
2 Ритмика и танец (1 – 4 кл)
Дети с ТНР:
1 Коррекция наруш устной речи
2 Кор наруш писм речи (с 3 класса)
3 Логоритмика (1 – 5 кл)
4 Соц ориентирование (6 – 12 кл)
5 Современ средства коммуникации (9 -12 кл)
Дети с ТО или ЗПР:
1 Развитие познават деят
2 соц быт ориент (1 – 5 кл)
3 Соц ориентирование (6 – 12 кл)
4 Современные средства коммуникации (9 – 12 кл)
Дети с наруш ОДА:
1 Развитие двиг мобильности
2 Сенсорное развитие
3 соц быт ориент (1 – 4 кл)
4 Соц ориентирование (5 – 12 кл)
5 Современные средства коммуникации (11 – 12 кл)
Дети с наруш зрения:
1 Развитие зрительного восприятия
2 Развитие позн деят
3 Пространственное ориентирование и мобильность
4 Современные средства коммуникации (СТАРШ КЛ)
5 Ритмика и танец (1 – 4 кл)
6 соц быт ориент(1 – 4 кл)
7 Соц ориентирование
Кор – пед помощь в ПКПП:
Направления кор – развивающей работы с детьми с наруш речи:
1 Фонетико – фонематич недоразвитие речи(дислалия, дизартрия, стертая форма дизартрии)
- развитие фонематического восприятия
- совершенствование слоговой структуры слов
- коррекция звукопроизношения
2. Фонетическое недоразвитие речи(легкая дислалия)
- коррекция звукопроизношения
3. Нерезко выраженное недоразвитие речи
- пополнение словаря
- соверш грамматич строя речи
- соверш связ речи
- развитие фонематич восприятия
- соверш слоговой структуры слов
- коррекция звукопроизношения
- профилактика ПР и УР (дисграфии и дислексии)
Направления кор разв работы с детьми по устранению дисграфиии и дислексии
1 Формирование фонематич восприятия
2 Формирование навыков звуко – буквенного анализа и синтеза
3 Формир навыков слогового и язык анализа и синтеза
4 Формир представлений о различных типах связи в словосочетаниях и предложениях (согласование и управление)
5 Развитие пространственно – времен ориентации
6 Развитие зрительного и слухового восприятия
7 Развитие связной речи
8 Развитие процессов чтения и письма