Предупреждение конфликтов

Давно известно, и уже стало трюизмом выражение что болезнь легче предотвратить чет потом лечить. И, если в отношении медицинских проблем это вполне уместно, то применять этот принцип по отношению к конфликтным ситуациям будет достаточно сложно. Конфликтные ситуации имеют свои истоки в основах социальной структуры, а также в человеческой природе. По сути, если мы говорим о предупреждении конфликтов, то речь, в первую очередь должна идти о выстраивании некоей искусственной социальной конструкции, а также изменении природы людей. Понятно, что реализовать данные цели очень непросто. Многочисленные попытки построить хотя бы малочисленную социальную общность, основанную на принципах справедливости, равноправия и бесконфликтности, неизбежно проваливались.

Работа по профилактике конфликтов предполагает в своей основе нет только регулирование уже существующих противоречий, но и создание условий для возникновения новых. Если противоречия, которые являются источниками масштабных социальных конфликтов, устранить невозможно, то в более локальных социальных общностях, таких как школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, можно и нужно проводить работу по анализу основных признаков потенциальных конфликтов. конечно, невозможно перечислить все индикаторы, порождающие конфликт, но из основных выделяются следующие:

- напряженность во взаимоотношениях сторон, как социальная, так и психологическая, т.е. негативный социально-психологический фон взаимодействия;

- возникновение противоречий локального характера;

- нежелание взаимных уступок в спорных ситуациях, отказ от поиска компромиссов;

- формирование негативного образа партнера по социальному взаимодействию, стереотипная оценка действий противоположной стороны.

Также существую индикаторы или признаки, по которым можно спрогнозировать приближение конфликта на более высоких уровнях социального взаимодействия индивидов:

- нарастание социально-экономической дифференциации и неравенства, т.е. рост децильного коэффициента, определяющего разницу между доходами богатых и бедных. Децильный коэффициент – это соотношение доходов 10% самых бедных домохозяйств к 10% доходов самых богатых домохозяйств. Если данное соотношение больше 10, то возникает социальная напряженность;

- подавленные потребности или социальная депривация, т.е. отсутствие условий для удовлетворения значимых социальных потребностей;

- рост недовольства отдельных индивидов и социальных общностей, приводящий к увеличению числа различного рода протестных акций, трудовых конфликтов и забастовок;

- увеличение количества случаев проявлений девиации, т.е. отклоняющегося от привычной нормы поведения. Важно понимать, что речь не идет о росте числа преступлений (делинквентное поведение).

- поиск «виновного», на роль которого выбирается либо конкретные индивиды, либо целые социальные группы или слои населения. Как правило, маркером «виноватого» является какой-либо отличительные признак, которые легко отличается подавляющим большинством индивидов, например, национальность, цвет кожи, разрез глаз и т.д.;

- формирование образа врага. Связанный с вышеописанным индикатор, позволяющий сформировать стереотипное восприятие данной социальной группы. В этом случае негативные черты или поступки одного, или нескольких представителей данной общности экстраполируются на всю группу (все евреи жадные, все русские – пьяницы);

- обострение группового противостояния, т.е. нарастание неприязни и ненависти к представителям другой точки зрения. В том случае, если возникает ответная неприязнь, может начаться конфликт и конфронтация.

Если в социуме или социальной группе наблюдается проявление большинства из этих признаков, то резко возрастает вероятность возникновения конфликтных ситуаций. Также эти индикаторы свидетельствуют о нарастании социальной напряженности и необходимости принятия срочных мер для предотвращения пагубных последствий для общества в целом. Также одним из показательных критериев социальной напряженности является поведение властных элитарных групп (административных, политических, экономических). Именно на их поведение обращает внимание населения, оно служит для них своеобразным показателем того, во имя каких целей осуществляются различные политические шаги. Дополнительно это служит показателем справедливости или несправедливости политики.

Профилактика конфликтов на уровне малых социальных групп предполагает ряд определенных мер по сохранению доброжелательных или, по крайне мере, нейтральных отношений сторон. Одной из главных мер является поддержание отношений кооперации и сотрудничества:

- привлечение потенциального оппонента к совместной деятельности, делегирование ему определенных полномочий и ответственности за коллективный результат. Такой прием иногда применяется и для нейтрализации возможных политических соперников, или в среде топ-менеджмента организаций. Например, превращение адвоката, работающего по найму в партнера, т.е. совладельца, с полагающимися полномочиями и привилегиями;

- использование принципа взаимодополнения, когда используются те способности и ткачества одного субъекта, которым не обладает другой;

- бережное отношение к репутации партнера, предоставление «возможности маневра», и проявление уважительного отношения;

- исключение любого вида дискриминации в партнерских отношениях и подчеркивания превосходства одной стороны над другой без достаточных оснований;

- использование принципа «неразделения заслуг», т.е. подчеркивания того, что положительный результат – это дело общее, что все внесли свой вклад. Этот принцип очень подходит для трудового коллектива, где вклад каждого члена может существенно отличаться, но общий результат практически всегда достигается быстрее и лучше, чем у группы даже самых классных специалистов, которые не являются коллективом в психологическом смысле.

Работа по предотвращению конфликтов предполагает формирование рационального отношения к ситуации, контроль собственных действий в конфликтной ситуации, повышение уровня самоконтроля и адекватные способы воздействия на оппонента.

 Изменение своего отношения к ситуации конфликта предполагает использования ряда определенных технологий, основанных не психологических механизмов перцепции, в первую очередь, рефлексии. Этими механизмами являются:

- умение определить переход к стадии открытой борьбы, т.е. начала конфликтного противостояния и вовремя остановиться, и вернуться к нормальному взаимодействию;

- понижение уровня собственных притязаний и ожиданий от ситуации, что выражается в правиле: не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней;

- сохранение постоянного эмоционального фона общения, предупреждение аффективных реакций, отсутствие реакции на провокации другой противной стороны;

- умение отделять объект и предмет конфликта от межличностных отношений и эмоций, т.е. дискуссия и обсуждение должны касаться непосредственно конфликтной ситуации; недопустимо переносить отношение с проблемы на личность оппонента.

Профилактика конфликтов и грамотное поведение в условиях нарастающего напряжения в социальном взаимодействии основано на:

- принципе толерантности. К сожалению, большинство людей считают, что толерантность – синоним терпения. Таким образом, они воспринимаю своего партнера по общению как нечто чужое, инородное, с которым можно мириться, только из вежливости. На самом деле, толерантное отношение предполагает допущение возможности другой точки зрения, а также того обстоятельства, что и Вы можете заблуждаться;

- снижении уровня собственной тревожности и агрессивности. Для того, чтобы ситуация не развивалась в сторону конфронтации нужно адекватно оценивать значимость потенциального объекта, та также возможные риски.

- сн ижение уровня избыточного контроля. Для реализации этого правила необходимо снизить количество тех сфер деятельности, которые мы пытаема контролировать. Часто постоянный и непрерывный контроль порождает ситуацию, когда наше внимание распыляется и получается, как в известной поговорке про двух зайцев;

- не использовать вербальные и невербальные конфликтогены. Люди имею разный жизненный опыт, возраст и психологический склад личности. То, что для Вас является абсолютно нормальным, для другого человека может стать поводом для раздражения. Конечно, невозможно составить полный список возможных ситуаций и раздражителей, которыми они вызваны. Поэтому лучше придерживаться максимально нейтрального стиля в общении без резких высказываний и оценок;

- «психологическое поглаживание» подавляющее большинство людей испытывают дискомфорт, когда их критикуют и любят похвалу. Нет ничего страшного в легком преувеличении заслуг, статуса и ума оппонента. Это вызовет ответную положительную реакцию и выведет взаимодействие на более конструктивный уровень;

Существует также целый ряд определенных препятствий, ограничивающих продуктивность усилий по профилактике и предупреждению конфликтах ситуаций:

1. Первое препятствие связано с родовым качество человеческой психики, которое можно условно охарактеризовать, как стремление человека к свободе и независимости. Поэтому люди часто негативно воспринимают попытки вмешательства в их взаимоотношения, воспринимая это как покушение на их личную свободе и независимость.

2. Наличие определенных общепринятых нравственных и этических норм, которые регулируют социально взаимодействие людей. Опираясь на них, люди считают свое поведение сугубо личным делом и негативно воспринимаю любые попытки вмешательства в их отношения, оценивая такие действия как стремление к ограничению их независимости и свободы.

3. Данное препятствие имеет правовое происхождение и связано с тем, что в обществах с устоявшимися институтами демократии некоторые этические и нравственные нормы обрели правовую форму. Поэтому их нарушение может квалифицироваться не только как нарушение моральных норм, но и попадать под действие соответствующего законодательства. Например, в целом ряде стран уже приняты законы, которые ограничивают или прямо запрещают вмешательство в личную жизнь сотрудников.

       Таким образом, успешная деятельность по профилактике конфликтов может вестись только в рамках, установленными психологическими, нравственными и правовыми требованиями к регулированию социального взаимодействия индивидов. При этом, подобная деятельность приобретает свою актуальность только в случае прямой угрозы перерастания межличностных, внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий в деструктивные формы, такие как прекращение личных контактов, семейные разводы, распад трудового коллектива и т.д.

По своей основной сути, профилактика конфликта предполагает воздействие на те социально-психологические феномены, которые могут стать структурными элементами потенциального конфликтного взаимодействия, т.е. на его возможных участников и их ресурсную базу. Так как любой конфликт практически всегда связан с ущемлением тех или иных интересов и потребностей отдельных индивидов и социальных групп, то начинать работу по его профилактике следует начинать с далеких, глубинных истоков, с выявления тех противоречий и конкретных причин, которые содержат в себе потенциальную возможность перерастания нормального взаимодействия в конфликтное противостояние.

       Все многообразия причин конфликтных ситуаций может быть сведено к двум группам или уровням:

1. Объективный уровень. К этой группе источников конфликта относятся материальные, социальные и духовные ценности, которые, будучи объектом желания различных индивидов и групп, вызывают конфликты. Сами по себе эти ценности не являются реальным источником конфликты, они формируют противоречия, приводящие к возникновению конфликтных ситуация. К таким противоречиям относятся диспропорции в эконмической жизни, социальное неравенство, национальная и расовая нетерпимость. Для предупреждения конфликтов, возникающих на этой почве необходимо принимать ряд профилактических мер:

       - экономическая и социальная политика должна быть основана на принципах равенства и справедливости. Понятно, что не существует абсолютно справедливого общества (тем более, что само понятие справедливости относительно), о, по крайне мере, не должно быть наглядного проявления несправедливости, когда уровень жизни одних социальных групп разительно отличается от всех остальных;

       - принцип равенства всех перед юридическим законом. К сожалению, в большинстве стран мира существует предвзятое и неодинаковое отношение к одним и тем же преступлениям, совершенными представителями различных слоев общества;

       - повышения уровня образования населения, особенно в вопросах противодействия конфликтам. Реализация данных мер является залогом успешной работы по предотвращению большинства конфликтных ситуаций на различных уровнях социального взаимодействия индивидов.

       2. Субъективный уровень. Межвидовая и внутривидовая агрессивность в животном мире является одним из необходимых условий выживания популяции в меняющихся условиях внешней среды. Межвидовая агрессивность позволяет одному виду вытеснять другой в борьбе за источники питания. Внутривидовая агрессия способствует укреплению генофонда популяции, в котором закрепляются те признаки, которые максимально подходят для данных условий.

       Человек, с точки зрения биологии, является также одним из представителей животного мира, относится к виду «Homo Sapiens». Конечно, все понимают, что человек существенно отличается от животных, прежде всего, наличием культуры, производством орудий труди и т.д. Но биологически мы все равно связаны с животным миром, хотя бы потому, что наши ближайшие генетические родственники – это шимпанзе (одни из самых агрессивных животных среди приматов и в целом в животном мире). Неудивительно, что какие-то элементы агрессивного поведения присутствуют и у человека. При переносе в социальное измерение, проявления агрессии и провоцируют конфликты, часто даже без видимых причин.

Иногда конфликты могут быть обусловлены и особенностями психического склада личности. Например, в повести Н.В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» никакой объективной предпосылки для возникновения конфликта не было. Фабула произведение вообще состоит в том, что один из друзей захотел приобрести ружье у своего приятеля, которое ему понравилось. после отказа в продаже, бывшие друзья превратились в смертельных врагов, которые вели судебные тяжбы до своей смерти и не общались друг с другом в принципе.

Многие конфликтные ситуации вызываются чувством обманутого доверия, взаимной неприязни, основанной на несовпадении психологических типов, ущемленного самолюбия и сомнением в правильности избранного жизненного пути. Предупредить или ослабить конфликт, вызванный психологическими причинами – очень и очень непростая задача. Трансформировать агрессивные установки, мысли и устремления людей в отношения сотрудничества возможно только на основе грамотного психологического анализа соответствующих мотивов на самых ранних этапах возникновения. Не случайно сейчас в криминальной патопсихологии ведется напряженная работа по выявлению людей с маниакальным комплексом на самых ранних стадиях развития личности.

В проведение мероприятий по профилактике возникновения конфликтных ситуаций нельзя рассчитывать на моментальный успех. Не существует готового рецепта на все времена какие конкретно шаги следует предпринять для предотвращения того или иного конфликта. Работа по предупреждению конфликтов должна быть не эпизодической, а постоянной, систематической и, в какой-то мере, даже рутинной. Наиболее надежным методом профилактики конфликтов является формирование в семье, школьном классе, трудовом коллективе такого нравственно-психологического климата, которая бы исключила даже потенциальную возможность агрессивных проявлений.

Достижение данной цели возможно только при осуществлении продуманной и грамотной политики руководства организации, лидера социальной группы, главы семьи. До сих пор среди философского сообщества нет единого мнения о создании мира без войн и противоречий. Но надо отметить обнадеживающую тенденцию к сокращению насилия в мире в целом. Да, идут войны, гибнут люди, но в процентном соотношении количества таких явлений по отношению к количеству населения наблюдается снижение количества насильственных актов.

Поэтому, для поддержания и укрепления сотрудничества, а также трансформации конфликтного потенциала в согласованное взаимодействие следует придерживаться определенных методов социально-психологического, организационно-управленческого и морально-нравственного характера.

1. Метод согласия. Состоит в том, что вовлечь потенциальных участников конфликта в совместную деятельность, которая позволит им лучше узнать друг друга в процессе решения общей задачи. Достижение результата путем совместных усилий как нельзя лучше раскрывает положительные качества личности, позволяя сделать взаимодействие максимально конструктивным. В процессе решения общей проблемы люди гораздо лучше познают друг друга, привыкают к сотрудническим отношениям, основанных на взаимном доверии.

2. Эмпатия. В психологии под эмпатией понимается способность человеческой психики к переживанию психического состояния другого человека как свое собственное. Часто эмпатию путают с сочувствием, понимая под последним проявление жалости. На самом деле эмпатия есть проявление такого отношения к партнеру по взаимодействии, в котором он является не средством, а целью общения.

3. Сохранение репутации. Многие конфликтные ситуации возникаю из-за унижения одного человека или целой социальной группы, дискриминации по самых разным основаниям. Для человека крайне важно сохранение чувства собственного достоинства, и они готовы отстаивать его даже путем поднесения существенного психологического и материального ущерба. Поэтому, для профилактики конфликтов, возникающих по эти причинам, необходимо проявлять уважение к личности партнера по взаимодействию. Здесь есть и зеркальный эффект, так как проявляя уважительное отношение к партнеру, мы стимулируем ответную реакцию в виде соответствующего отношения уже к нашей репутации и достоинству.

4. Взаимное дополнение. Достаточно распространенная методика предотвращения конфликтов, суть которой состоит в использовании разных качеств партнеров по взаимодействию. Дополняя друг друга наличием качеств, которых нет у партнера, они гораздо лучше справляются с поставленными задачами, что укрепляет взаимное доверие и уважение. Такой прием эффективен при создании различных рабочих групп для работы над конкретным проектом. Например, творческие натуры не склонны к выполнению кропотливой однообразной работы, требующей постоянной концентрации. Но для успешной работы такие люди тоже нужны.

5. Метод недопущения дискриминации. Сегодня, в большинстве стран мира существует законодательство, прямо запрещающее любые виды дискриминации, т.е. унижение или не предоставление прав каким-либо личностям или социальным группам. То, что еще вчера было нормой в отношении отдельных индивидов и целых страт населения, сегодня является абсолютно неприемлемым.

Подчеркивание равноправного отношения ко всем без исключения – залог бесконфликтного существования коллектива. Многочисленные эксперименты по вопросам дифференциации или равной оплаты труда показывают, что уравнительная система порождает гораздо меньше конфликтов в профессиональной деятельности. Конечно, можно спорить о том, насколько это справедливо и как влияет на трудовую мотивацию отвеет на этот вопрос неоднозначен, так как есть примеры, подтверждающие эффективность уравнительного подхода, но существуют и примеры, доказывающие обратное. Во многих артелях, компаниях охотников и рыбаков издавна повелось делит добычу поровну, вне зависимости от индивидуального вклада каждого из участников процесса.

Однако, если вспомнить опыт Советского Союза, где уравнительный принцип был возведен практически в абсолют, то мы увидим снижение мотивации к качественному труду и падению производительности труда. Тем не менее, этот принцип прекрасно зарекомендовал себя для малых групп и трудовых коллективов, где все осведомлены так или иначе об индивидуальном вкладе каждого. С точки зрения формирования бесконфликтного фона взаимодействия такой подход оправдан полностью.

6. Психологическое поглаживание. Этот метод отлично зарекомендовал себя в дрессировке животных, откуда и был заимствован. Он предполагает, что чувства, мысли и настроения людей поддаются корректировке и нуждаются в определенной поддержке. В социальной практике этот метод выражается в различных конкретных способах психологической поддержки членов трудового коллектива. Совместное проведение неформальных мероприятий, таких как корпоративы, юбилеи и другие формы проведения совместного отдыха. Такие мероприятия снимают психологическое напряжение, позволяют лучше узнать личности своих коллег, поскольку здесь они открываются с другой, более неформальной стороны. Таким образом создается положительный социально-психологический климат в коллективе, препятствующий возникновению конфликтных ситуаций.

Наконец, не стоит забывать и об использовании юмора в деле профилактики конфликтов. Еще великий английский шутник Бернард Шоу утверждал, что хорошая шутка избавляет людей от желания вас повесить. Также Зигмунд Фрейд утверждал, что юмор помогает сглаживать противоречия, предупреждает недовольство. Юмор является эффективным инструментом благоприятного социального взаимодействия людей, способствует разрядке возникшего напряжения, является отличным средством канализации агрессии.

Однако не стоит забывать и об обратной стороне этого явления. Многие люди смешиваю понятия юмора, иронии и сарказма в одно целое. Делать этого ни в коем случае нельзя, поскольку злая ирония и сарказм может послужить серьезной причиной для возникновения конфликтного противостояния. Не допустимы насмешки над внешним обликом, манерой речи и особенностями психики конкретного индивида. Полностью исключаются шутки на тему дискриминации по любому признаку. Дело в том, что далеко не все люди обладают хорошим чувством юмора, и тем более, самоиронии. Поэтому шутку в свой адрес они могут воспринять как попытку оскорбления.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Каковы основные препятствия для работы по профилактике конфликтных ситуаций?

2. Назовите основные признаки потенциальной конфликтной ситуации.

3.Нназовите и дайте краткую характеристику основным принципам профилактики конфликтов.

4. Дайте оценку роли руководителя или лидера социальной группы в деле предотвращения конфликтов.

5. Какие проблемы могут возникнуть при профилактике конфликтов на субъективном уровне?

6. В чем состоит основное содержание работы по предупреждению конфликтов на объективном уровне?

7. какие существуют основные методы и конкретные методики деятельности по профилактике конфликтов?

8. Проанализируйте роль юмора в вопросах предупреждения возникновения конфликтного противостояния.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: