double arrow

ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Понятия этики, морали и нравственности

3. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

       Этический аспект социального взаимодействия индивидов в самых разных жизненных ситуациях сегодня пробрел колоссальное значение. Процессы глобализации, которые привели к ситуации плотного взаимодействия представителей самых различных культурных и ценностных парадигм породили массу проблем. Сложность взаимодействия людей, обладающих различными мировоззренческими принципами и ценностными установками отрицательно сказывается как на морально-психологическом климате в коллективе, так и на производительности труда в целом.

       Еще одной проблемой, осложняющей взаимодействие внутри коллективов и групп, является то обстоятельство, что этические нормы и нравственные ценности имеют подвижный характер. То, что было нормальным в Средние века, а тем более в палеолите, сейчас абсолютно неприемлем с точки зрения современных морально-этических категорий. Для лучшего пониманию сути проблемы необходимо обратиться к понятию морали и нравственности как таковым, чтобы посредством их анализа вывести некоторые практические рекомендации по формам и способам социального взаимодействия индивидов, представляющих разные ценностные парадигмы.

       Проблемой также является и отсутствие хотя бы отдаленных перспектив формирования единого общечеловеческого ценностного поля. Попытки сформулировать некие общеевропейские, общечеловеческие ценности пока однозначно показали свою несостоятельность. Несмотря на некоторые подвижки в этом направлении, выражающиеся в смягчении позиций некоторых стран в отношении различных гендерных и социальных групп, все равно до идеала еще далеко.

       Этимология термина «мораль» уходит своими корнями в латынь, с которого он буквально переводится как «нравоучительный», «правильный». В современной социальной философии под моралью также понимается один из наиболее значимых социальных институтов, функция которого заключается в регулировании взаимоотношений и социального взаимодействия людей в целом. Под моральными оценками понимается оценка тех или иных действий индивидов с точки зрения категорий добра и зла. Таким образом, оценивая поступок с точки зрения морали мы и выносим суждение о том, хороший он или плохой. При этом необходимо учесть, что мораль – это общественный институт и человек не может и не должен создавать свой личный кодекс поведения, который бы шел вразрез с общепринятым.

       Таким образом, моральные категории – это категории оценки в оппозиции «хорошо» - «плохо», а не с точки зрения утилитарной, т.е. «выгодно» - «невыгодно». Наличие в группе или трудовом коллективе людей с различными морально-ценностными установками резко осложняет взаимоотношения и негативно влияет на взаимодействие внутри самого коллектива. Сложность корректировки данной ситуации обусловлена устойчивым характером личностных установок этического характера. Люди на самом деле очень редко меняют свои нравственные ориентиры, и обычно под влиянием внешних травмирующих обстоятельств. Если человек сталкивается с очевидной несправедливостью и видит, что большинство членов конкретной социальной группы не придерживаются декларируемых моральных принципов, то его собственное мировоззрение в этой части также может измениться.

       Наука, которая изучает мораль и нравственность, называется этика. Но, кроме данного смысла, существует также этика, которая понимается как систематическое стремление к осмыслению индивидуального и общественного опыта, для того, чтобы:

- сформулировать правила, регулирующие поведение и взаимодействия индивидов;

- сформировать систему ценностей, которой будет придерживаться большинство членов сообщества;

- развить полезные для общества черты характера людей.

       В целом, отличие морали от этики состоит в том, что мораль – это представления о том, что такое хорошо и плохо, т.е. своеобразная призма, с помощью которой мы смотрим и оцениваем поступки конкретных людей. Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.

Близко к понятию этики и морали стоит понятие нравственности. Немецкий философ Г.Ф.В. Гегель рассматривал нравственность через понятие нравов. По его мнению, для нравов характерно, что ими становятся массовые привычки, установившаяся случайным образом практика поведения, которая в силу принятия большинством членов общества становится действующим законом. Говоря простыми словами, нравственность называется система норм и правил поведения, которая устанавливает определенный порядок в конкретном социуме, т.е. то как принято себя вести. По Гегелю, нравственность предшествует морали, так как в ней еще нет оценочного момента.

Как уже отмечалось выше, не существует единой универсальной моральной системы, которая бы подходила всем представителем каждого из обществ. Существует несколько теорий, несколько взглядов и точек зрения на природу и функции морали и нравственности:

1. Этический релятивизм. Радикальная концепция, предполагающая полное отсутствие некоего единства основных моральных чувств и нравственных норм. сторонники данной точки зрения полагают, что универсальная этика невозможна хотя бы потому, что человек может ошибаться. Соответственно, представители данной позиции отказываются от оценки не только своих поступков, но и поступков других людей.

2. Описательный релятивизм. Данная позиция состоит в том, что моральные принципы меняются в ходе эволюции общества. Другими словами, то что считается моральным в одну эпоху, таковым и является, и не подлежит осуждению. Но, в другое время то же самое действие может попадать в категорию аморальных. Например, каннибализм на ранних стадиях становления человечества не может осуждаться с точки зрения сегодняшней морали, поскольку это было необходимостью, продиктованной выживанием наиболее полезных членов первобытного сообщества. Конечно, в современную эпоху каннибалов осуждают, их лечат и изолируют от общества.

3. Моральный абсолютизм. Основное содержание этой концепции сводится к признанию существования вечных моральных ценностей, которые подходят для всех и во все времена. Представители совсем уж крайней позиции утверждают, что все моральные и нравственные нормы одинаковы во все времена. Более умеренные полагают, что большинство моральных принципов имеют абсолютный характер, а моральные нормы более низкого уровня могут трансформироваться под влиянием конкретных обстоятельств.

4. Моральный плюрализм. Существует несколько разновидностей морального плюрализма, но в целом данная концепция сводится к тому, что возможно существование в обществе нескольких параллельных моральных систем. При этом некоторые общие принципы должны быть общими для всех, чтобы сделать возможным совместное проживание. Эта концепция лежит в основе идеи мультикультурализма, т.е. одновременного сосуществования в одном социальном пространстве сразу множества культурных моделей. Однако попытка реализации данного подхода на практике не принесла ожидаемого результата, в том числе и из-за разности поведенческих стереотипов.

Другой разновидностью данного подхода является идея толерантности, допущения возможности существования иной точки зрения. Однако это возможно только при условии, что все члены сообщества будут вести себя терпимо по отношению к другим. Идея толерантности – одна из наиболее обнадеживающих и многообещающих этических концепции. Конечно, ее практическая реализация серьезно затрудняется отсутствием у большинства населения понимания ее практической значимости. На словах все люди принимают идею толерантности, если понимать ее как принцип невмешательства, т.е. допущения сосуществования рядом индивидов с отличающимися ценностями без коммуникации с ними. Но в реальности это оказывается невозможным и реально возникающие ситуации пересечения конкурирующих или прямо противоположных ценностных системы порождать противоречия и конфликты.

В истории философии не раз предпринимались попытки сформулировать некие базовые универсальные принципы, которые могли бы быть положены в основу инвариантной этической модели. Наиболее известной, конечно, является модель, предложенная немецким философом И. Кантов, которому принадлежит авторство так называемого категорического императива. Существует несколько вариантов перевода данного принципа. Но в целом его суть модно передать следующим образом: «Поступай всегда так, чтобы максима твоего поведения могла быть возведена в ранг общечеловеческого закона». Проще говоря, Кант говорит, что действия человека должны не только не причинять вред окружающим, но и быть полезными для них.

Этот принцип лежит в основе так называемого «золотого правила этики», которое формулируется так: «Поступай в отношении других так, как хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе». Этот принцип лежит в основе многих этических моделей, в том числе и религиозных, конечно, с некоторыми вариантами. Например, идея кармического воздаяния, в принципе, в своей основе опирается на похожие положения. В любом случае, основная мысль золотого правила состоит в том, что человек сам является источником положительного или отрицательного отношения к нему со стороны других.

Большинство людей полагают, что основой успешного и эффективного социального взаимодействия является справедливость во всем. Однако, не все задумываются о реальном содержании данного понятия. Определить справедливость однозначно не так-то просто, поскольку данное понятие относится к философским категориям, и зачастую мы не можем определить, что более справедливо в отношении какого-либо явления. Например, плоская или пропорциональна шкала налогообложения, возмездие за тяжкое преступление в виде смертной казни или пожизненного заключения и еще много подобных примеров. Существует несколько устоявшихся точек зрения на то, что такое справедливость, т.е. на каких принципах она должна базироваться:

1. Дистрибутивный принцип. Суть этого принципа состоит в идее распределения социальных благ и обязанностей между членами социума. Социальные блага включают в себя доходы, рабочие места, образование, богатство, свободное время к обязанностям и социальным обременениям относятся труд, налоги, призывная армия и гражданские обязанности. Конкретное распределение благ и тягот ставит вопросы дистрибутивной справедливости. Варианты распределения социальных благ и тягот:

- в равной доле между всеми членами социума;

- по потребностям;

- по предпринимаемым усилиям;

- по результатам деятельности;

- по вкладу в общее дело.

Большинство людей, очевидно, полагают, что распределение благ и обязанностей должно быть равномерно среди равных и неравномерно среди неравных. Другими словами, подавляющее большинство людей считают, что к равным стоит относиться одинаково, а отношение к неравным должно различаться в зависимости от степени неравенства. Такое неравенство должно быть основано на релевантных, соответствующих месту и времени отличиях. Эта концепция получила название формального принципа справедливости.

2. Ретрибутивный принцип. Основное содержание данного принципа справедливости базируется на вопросе ответственности или возмездия и наказания за те или иные поступки человека. Например, античный философ Аристотель полагал, что люди несут ответственность за свои поступки только в том случае, если они совершены не по принуждению либо если человек не был в курсе негативных последствий своих действий. Согласно данному принципу, человека невозможно привлечь к ответу за поступок, если его причиной была персональная неадекватность или давление внешних обстоятельств непреодолимой силы. Таким образом, если человек не в состоянии предугадать отрицательные последствия своих действий, то он не может и не должен нести за них ответственность.

Например, после изобретения химических инсектицидов, они в большом количестве стали использоваться в сельском хозяйстве. Негативным последствием их применения стала гибель птиц, так как нарушалась пищевая цепочка. Однако работники сельского хозяйства не могли никаким образом знать о пагубных для птиц последствиях применения этих препаратов. Следовательно, ответственность не могла быть возложена на них. Другими словами, речь в данном случае идет о том, что плохим, с этической точки зрения поступком, мы можем называть только тот, о негативных последствиях которого достоверно известно тому, кто его совершает.

 По сути, этот же принцип лежит в основе большинства судебных решений, касающихся степени ответственности за тяжкие преступления. Практически во всех правовых системах умышленное преступление наказывается гораздо более строго, чем совершенное по неосторожности. Еще одно следствие из этого принципа – наказание должно быть одинаковым для всех, совершивших одинаковые преступления.

3. Принцип компенсации. Основан на идее возмещения ущербу потерпевшей стороне. Большинство соглашается с тем, что потерпевшая сторона должна получит компенсацию за нанесенный ей ущерб. Предполагается, что компенсация восстановит положение, которое имело место быть до причинения ущерба. В данном случае возмещение должно быть равным понесенному убытку. Схожий принцип лежит в основе этику Талиона («око за око»), хотя с ним существуют определенные сложности. Проблема заключается в том, что далеко не всегда возможно равное возмещение ущерба. Как, например, возместить ущерб за л=насильственное лишение жизни, как определить стоимость человеческой жизни? Или разглашение конфиденциальной информации, ставшей достоянием общественности или конкурентов по бизнесу. Также невозможно адекватно оценить репутационные потери в материальном выражении.

Принципы современной этики в области трудовых отношений и делового партнерства были сформулированы американским социологом Л. Хосмером. Он опирался на учения многих известных философов, чьи концепции прошли многовековую проверку теорией и практикой. Этих аксиом десять:

1. Никогда не делай того, что не соответствует долгосрочным интересам твоей организации. Эта аксиома основана на учении античных философов, в частности Протагора о различии между долгосрочными и краткосрочными интересами.

2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы открыто заявит на всю страну, причем с гордостью. Данный принципе основан на учениях Платона и Аристотеля о частных добродетелях.

3. Никогда не делай того, что не является добром, сто не способствует формированию чувства товарищества, так как у всех работающих в организации, фирме, или компании общая цель. Основан данный постулат на некоторых положениях мировых религий, в частности, христианства, которые призывают к добру и состраданию.

4. Никогда не нарушая закон, так как в законодательстве фиксируются минимальные этические требования общества к человеку. Источниками этого принципа являются учения Дж. Локка и Т. Гоббса об общественном договоре и роли государства как медиатора между индивидом и социумом.

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь. Принцип основан на учениях Дж. Ст. Милля и И. Бентама о практической пользе нравственного поведения и этике утилитаризма.

6. Никогда не совершай поступки, которые бы не советовал другим, оказавшимся в такой же ситуации. В основе данного положения лежит категорический императив Канта, в котором провозглашается известное правило об универсальной этической норме.

7. Никогда не делай того, что нарушает закрепленные права других людей. Основано на взглядах Ж.-Ж. Руссо и Т. Джеферсона о личных неотчуждаемых правах.

8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать достижения своей организации или прибыль коммерческой компании в рамках закона. Данный постулат имеет своим началом экономическую теорию А. Смита и учении об оптимальной сделке В. Парето.

9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе (правило распределительной справедливости Ролса).

10. Никогда не ущемляй права другого человека на саморазвитие и самореализацию (теория Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для общества).

Конечно, с некоторыми из этих принципов можно и не соглашаться, однако стоит учесть, что морально-нравственные категории пока не имеют окончательно закрепленного характера и могут трансформироваться. С другой стороны, эти этические принципы основаны на многовековой истории философской мысли и сама их актуальность на данный момент оправдывает справедливость вышеописанных этических постулатов.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое мораль, этика нравственность? В чем отличие этих понятий друг от друга?

2. Какова роль морали и нравственности в регулировании социального взаимодействия индивидов?

3. Назовите и раскройте содержание основных этических концепций.

4. В чем смысл категорического императива И. Канта?

5. Как формулируется «золотое правило этики»? Приведите примеры реализации этого принципа на практике.

6. Назовите и охарактеризуйте этические принципы Л. Хосмера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: