Закон Финляндии о бесплатной юридической помощи

 

(257/2002, с изменениями, внесенными актом 720/2011) <1>

 

--------------------------------

<1> http://finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2002/en20020257.pdf.

Текст Закона на английском языке размещен в информационной онлайн-системе "Финлекс", аккумулирующей нормативные акты и материалы судебной практики Финляндии. Наполнение системы осуществляется Министерством юстиции Финляндии.

Для перевода выбран именно данный Закон, поскольку при учреждении в России системы бесплатной юридической помощи за основу был избран опыт Финляндии. В связи с этим представляется интересным изучить правовое регулирование бесплатной юридической помощи в данной стране.

 

Глава 1. Состав бесплатной юридической помощи

 

Статья 1. Основания для получения бесплатной юридической помощи и ее состав

 

(1) Бесплатная юридическая помощь предоставляется за счет государства лицам, которые нуждаются в получении квалифицированной помощи в правовом вопросе и которые по уровню своих доходов не в состоянии оплатить связанные с этим необходимые расходы.

(2) Бесплатная юридическая помощь включает консультацию по правовым вопросам, необходимые мероприятия и представление интересов в судах и других государственных органах, а также освобождение от определенных затрат, связанных с рассмотрением дела, в соответствии с положениями, предусмотренными настоящим Законом.

 

Статья 2. Лица, имеющие право на получение бесплатной юридической помощи

 

(1) Бесплатная юридическая помощь предоставляется лицам, постоянно проживающим в Финляндии, а также лицам, постоянно или преимущественно проживающим в другом государстве - члене Европейского союза (ЕС) или Европейского экономического пространства (ЕЭП) (972/2004).

(2) Кроме того, бесплатная юридическая помощь предоставляется независимо от оснований, установленных в части 1, если дело должно рассматриваться финским судом или если есть особые причины, по которым юридическая помощь должна быть предоставлена. Консультация по правовым вопросам как вид бесплатной юридической помощи должна быть предоставлена независимо от оснований, указанных в части 1, если имеются условия, предусмотренные Конвенцией о международном доступе к правосудию (Серия соглашений Финляндии 47/1988).

(3) Бесплатная юридическая помощь не предоставляется компаниям или корпорациям. Бесплатная юридическая помощь предоставляется предпринимателям во внесудебных делах, которые касаются их хозяйственной деятельности, только в том случае, если для этого имеются особые причины ввиду характера и объемов деловой активности, материального положения и личной ситуации предпринимателя, а также условий в целом.

 

Статья 3. Оценка имущественного положения

 

(1) Бесплатная юридическая помощь предоставляется по заявлению о полностью бесплатной или частично бесплатной юридической помощи с учетом имущественного положения заявителя. Имущественное положение заявителя определяется путем подсчета денежных сумм, которые он или она имеет в своем распоряжении ежемесячно (доступные средства), и его или ее имущества. Доступные средства определяются исходя из ежемесячного дохода, необходимых расходов и обязанностей по выплате алиментов самого заявителя, его или ее супруга или лица, проживающего с ним или с ней вместе в отношениях, приравненных к супружеским. Если заявитель является подозреваемым или обвиняемым в уголовном деле либо если супруги являются противоположными сторонами по делу или отделены из-за непримиримых разногласий, бесплатная юридическая помощь предоставляется исходя из имущественного положения только заявителя.

(2) Бесплатная юридическая помощь предоставляется лицу, доступные средства и имущество которого не превышают сумму, определяемую постановлением Государственного совета. Положения о принимаемых во внимание доходах и расходах, влияние алиментных обязательств на вычисление доступных средств, учет имущества и основные принципы определения самостоятельно оплачиваемой части юридической помощи определяются постановлением Государственного совета.

(3) Вопреки ограничениям, вытекающим из размера доступных средств, бесплатная юридическая помощь предоставляется заявителям, если они докажут, что не могут оплатить стоимость рассмотрения дела, поскольку прожиточный минимум в государстве - члене ЕС или ЕЭП, где они постоянно или преимущественно проживают, выше, чем в Финляндии.

 

Статья 3а. Незначительная юридическая консультация (927/2008)

 

Оценка имущественного положения не требуется, когда незначительная юридическая консультация предоставляется заявителю по телефону или через другое электронное средство общения. За предоставление незначительной юридической консультации оплата не взимается.

 

Статья 3б. Влияние страхования судебных расходов на предоставление бесплатной юридической помощи (927/2008)

 

Бесплатная юридическая помощь не предоставляется в случае, если у заявителя есть страхование судебных расходов, которое покрывает расходы на ведение дела. Однако по делу, рассматриваемому в государственном суде, суд может предоставить бесплатную юридическую помощь, если расходы превышают максимальную сумму возмещения, предусмотренную страховым полисом. Для этого требуется, чтобы заявитель представил отчет по результатам оценки имущественного положения, выполненный бюро бесплатной юридической помощи, и отчет о требуемых мерах, необходимых при рассмотрении дела, либо указал на то, что есть специальные основания для предоставления бесплатной юридической помощи, исходя из необходимости обеспечения доступности правосудия, а также характера и сложности рассматриваемого вопроса. В таком случае суд определяет максимальное число оплачиваемых часов работы юриста. Это число не может превышать 30 часов, если суд в связи с исключительностью рассматриваемого вопроса не решит иначе. Заявление о продолжении оплаты юридической помощи должно быть сделано заранее, прежде чем установленное число оплачиваемых часов истечет. Кроме того, если заявитель имеет право на предоставление юридической помощи бесплатно, исходя из его или ее имущественного положения юридическая помощь может быть также предоставлена для покрытия доли собственной ответственности (франшизы), предусмотренной договором страхования.

 

Статья 4. Расходы, охватываемые бесплатной юридической помощью

 

(1) Предоставление бесплатной юридической помощи освобождает получателя от обязанности:

1) полной или частичной оплаты гонорара и компенсации юридическому помощнику, назначенному или утвержденному на основании настоящего Закона, в соответствии с содержанием решения о предоставлении бесплатной юридической помощи;

2) оплаты гонорара и компенсации за услуги по устному или письменному переводу, которые необходимы для рассмотрения дела, а также

3) внесения платы за рассмотрение дела, выдачу документа и компенсации за отдельные затраты государственного органа, рассматривающего основное дело. Указанные платежи не взимаются также и в других государственных органах за совершенные ими действия и выданные документы, которые необходимы для ведения дела.

(2) Компенсация свидетелю, вызванному стороной, получающей бесплатную юридическую помощь, выплачивается из государственных средств. Другие расходы, связанные с представлением доказательств стороной, получающей бесплатную юридическую помощь, оплачиваются из государственных средств, если эти доказательства необходимы для разрешения дела.

(3) Если сторона, получающая бесплатную юридическую помощь, за исключением обвиняемого по уголовному делу, вызвана в суд лично для выяснения обстоятельств дела, связанные с этим затраты оплачиваются из государственных средств.

(4) Кроме того, предоставление бесплатной юридической помощи освобождает ее получателя от обязанности оплачивать государству расходы по принудительному исполнению и взимаемые авансом затраты, связанные с исполнением приговора или решения суда. Все необходимые расходы на принудительное исполнение оплачиваются из государственных средств, если они не могут быть взысканы с противоположной стороны (972/2004).

(5) Предоставление бесплатной юридической помощи в другом государстве - члене ЕС или ЕЭП освобождает ее получателя от расходов и сборов на принудительное исполнение так же, как изложено в части 4, если решение суда приводится в исполнение в Финляндии (972/2004).

 

Статья 5. Действия юридического помощника в рамках оказания бесплатной юридической помощи

 

(1) Бесплатная юридическая помощь охватывает те действия юридического помощника, которые являются необходимыми исходя из характера и значимости дела, стоимости предмета спора и обстоятельств в целом. Рамки бесплатной юридической помощи могут быть ограничены и включать только определенные действия, однако подобные ограничения могут быть изменены позже в случае необходимости.

(2) Бесплатная юридическая помощь включает действия юридического помощника, совершаемые максимально в течение 80 часов. Однако суд, рассматривающий дело, может решить, что оказание бесплатной юридической помощи должно быть продолжено. Для этого требуется, чтобы получатель представил отчет о требуемых мерах, необходимых для рассмотрения дела, либо указал на наличие особых оснований для того, чтобы продолжить оказание бесплатной юридической помощи, исходя из необходимости обеспечения доступности правосудия, характера и объема рассматриваемого дела. В таком случае суд должен определить максимальное число оплачиваемых часов работы юридического помощника. Это число не может превышать 30 часов по одному заявлению, если суд в связи с исключительностью рассматриваемого дела не определит иначе. Ходатайство о продолжении оказания бесплатной юридической помощи должно быть сделано заранее, прежде чем установленное число оплачиваемых часов не истекло (927/2008).

(3) Положения о бесплатной юридической помощи, предоставляемой по делам, рассматриваемым за рубежом, содержатся в статье 23.

 

Статья 6. Содержание бесплатной юридической помощи в отдельных случаях

 

(1) Заявителю, который рассматривается как лицо, не нуждающееся в помощи представителя, однако который по своему материальному положению имеет право на получение юридической помощи без внесения самостоятельно оплачиваемой доли, могут быть предоставлены в качестве бесплатной юридической помощи льготы, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 и в частях 2 - 4 статьи 4.

(2) Бесплатная юридическая помощь не включает помощь юридического помощника в следующих случаях:

1) при рассмотрении дел судами общей юрисдикции по прошениям (petitionary cases), если для другого решения нет достаточных оснований;

2) при ведении несложных уголовных дел, когда в соответствии с общей процедурой определения наказания нет оснований ожидать более сурового наказания, чем штраф, и когда в свете ожидаемого наказания и расследований обстоятельств дела для обеспечения правовой защиты обвиняемого нет необходимости в предоставлении юридического помощника;

3) при ведении дела, которое касается налогообложения или платежей в пользу государства, если для другого решения нет достаточных оснований;

4) при ведении дела о внесении поправок или об обжаловании, где право на подачу такого заявления основывается на членстве в муниципальной или иной публичной корпорации.

(3) Однако по делам, указанным в части 2 настоящей статьи, государственный юридический помощник может давать консультации по правовым вопросам и составлять необходимые документы, если это требуется.

 

Статья 7. Ограничения при предоставлении бесплатной юридической помощи

 

Бесплатная юридическая помощь не предоставляется в следующих случаях:

1) дело является малозначительным для заявителя;

2) предоставление помощи очевидно бессмысленно в сравнении с той пользой, которую заявитель при этом получит;

3) ведение дела будет означать злоупотребление правом;

4) дело основывается на уступленном праве и есть основания предполагать, что такая уступка права была осуществлена в целях получения бесплатной юридической помощи.

 

Статья 8. Юридический помощник

 

(1) Бесплатная юридическая помощь предоставляется государственными юридическими помощниками. Однако в делах, рассматриваемых судами, помощником также может быть назначен частный юридический помощник, который дал свое согласие на выполнение данного поручения. Кроме того, частный юридический помощник может быть назначен в случаях, предусмотренных статьей 10 Закона о бюро юридической помощи (258/2002).

(2) В качестве частного юридического помощника может быть назначен адвокат либо юрист с лицензией, выданной в соответствии с Законом о лицензировании юридической деятельности (715/2011). В качестве юридического помощника для подозреваемого в совершении уголовного преступления может быть назначен только государственный юридический помощник или адвокат либо по особым основаниям юрист с лицензией в следующих случаях: если подозреваемый был арестован или задержан; если лицо обвиняется в совершении либо в покушении на совершение либо в участии в совершении преступления, минимальное наказание за которое установлено в виде лишения свободы на срок от четырех месяцев; если подозреваемый не достиг 18-летнего возраста (720/2011).

(3) Если получатель бесплатной юридической помощи предлагает назначить в качестве юридического помощника лицо, которое соответствует требованиям по профессиональной пригодности, то эта просьба должна быть удовлетворена, за исключением случаев, когда в связи с особыми причинами есть необходимость в принятии другого решения.

(4) Юридический помощник обязан в своей работе руководствоваться принципами надлежащей юридической деятельности.

 

Статья 9. Замена юридического помощника

 

(1) По делам, находящимся на рассмотрении суда, юридический помощник может быть заменен только с разрешения суда. Замена должна производиться с учетом требований к квалификации юридического помощника.

(2) По обоснованной просьбе лица, получающего бесплатную юридическую помощь, либо по просьбе самого юридического помощника, либо при наличии оснований по собственной инициативе суд при рассмотрении дела в суде, а также бюро юридической помощи во всех остальных случаях вправе отменить решение о назначении юридического помощника и заменить его другим.

 

Глава 2. Решение о предоставлении бесплатной юридической помощи

 

Статья 10. Заявление о предоставлении бесплатной юридической помощи

 

(1) Заявление о предоставлении бесплатной юридической помощи подается в бюро юридической помощи. Заявитель обязан предоставить информацию о своем имущественном положении и о деле, по которому просит предоставить юридическую помощь. Заявление также может быть принято от юридического помощника заявителя. Положения, касающиеся информации об имущественном положении и о деле, по которому требуется юридическая помощь, устанавливаются актом Министерства юстиции (928/2011).

(2) По запросу бюро юридической помощи государственные и муниципальные органы, Учреждение социального страхования Финляндии, Пенсионный фонд Финляндии и иные пенсионные учреждения, а также страховые компании обязаны предоставить информацию, в том числе конфиденциальную, необходимую при выполнении возложенных на бюро задач по выяснению имущественного положения заявителя, наличия у него страхования судебных расходов в целях решения вопроса о предоставлении бесплатной юридической помощи. Аналогичная обязанность возлагается на финансовые учреждения, если бюро юридической помощи не получена информация в необходимом объеме от организаций, указанных выше, либо если есть обоснованные причины сомневаться в полноте и достоверности информации, предоставленной заявителем. Такой запрос должен быть направлен в финансовое учреждение в письменной форме и с предварительным уведомлением заявителя.

(3) При наличии условий, указанных в части 2 настоящей статьи, бюро юридической помощи имеет право с помощью технических средств доступа получить из баз данных налоговых органов и Учреждения социального страхования конфиденциальные сведения, касающиеся имущественного положения заявителя, для сверки с предоставленными заявителем данными. Бюро юридической помощи обязано заранее уведомить заявителя о наличии такой возможности.

 

Статья 11. Предоставление бесплатной юридической помощи

 

(1) Решение о предоставлении бесплатной юридической помощи принимается бюро юридической помощи, если иное не установлено законом. Если назначенный государственный юридический помощник был дисквалифицирован, заявителю должно быть рекомендовано обратиться в другое бюро юридической помощи. При этом по просьбе заявителя решение о предоставлении юридической помощи может быть принято и в этом бюро юридической помощи, если имеющиеся обстоятельства не требуют передачи дела в другое бюро. Однако государственный юридический помощник, оказывающий помощь противоположной стороне спора, не имеет права принимать решение о предоставлении юридической помощи. Решение может быть направлено заявителю по почте. Если нет доказательств иного, решение считается полученным заявителем на седьмой день после его отправления (928/2008).

(2) Если в предоставлении бесплатной юридической помощи по заявлению отказано, заявитель вправе передать вопрос о предоставлении такой помощи в суд в соответствии с положениями статьи 24.

 

Статья 12. Оплата юридической помощи

 

(1) При положительном решении вопроса о предоставлении юридической помощи бюро юридической помощи либо судом в соответствии с частью 2 статьи 11 бюро взимает с заявителя плату за юридическую помощь. Размер платы определяется в соответствии с постановлением Государственного совета.

(2) Оплата не взимается, если требуется юридическая помощь в виде несложной консультации. В соответствии с постановлением Государственного совета заявитель исходя из своего имущественного положения может быть освобожден от внесения платы за предоставление юридической помощи.

 

Статья 13. Сроки предоставления бесплатной юридической помощи

 

(1) Бесплатная юридическая помощь предоставляется с момента подачи заявления либо при наличии оснований с более ранней даты для охвата действий, ранее совершенных для рассмотрения дела. Однако, если заявление подано после разрешения рассматриваемого вопроса судом, бесплатная юридическая помощь не покрывает меры, предшествующие вынесению судебного решения. Решение о предоставлении бесплатной юридической помощи вступает в силу со дня принятия и действует при рассмотрении дела во всех судебных инстанциях (927/2008).

(2) Бесплатная юридическая помощь, предоставляемая в административных судах, не распространяется на действия, совершенные ранее в административных или судебных процедурах, указанных в части 2 статьи 1 Акта об административной судебной процедуре (586/1996); равно как и бесплатная юридическая помощь не распространяется на действия, предшествующие рассмотрению дела в суде по страховым спорам. Если суд постановляет рассматривать дело в вышеупомянутых административных либо судебных процедурах, то решение о назначении частного юридического помощника продолжает действовать, если об этом укажет суд, передающий дело.

(3) Если в соответствии со статьей 2 главы 3 или статьями 8 - 10 главы 4 Уголовно-процессуального закона (689/1997) либо в соответствии со статьями 22 и 24 главы 10 Судебного процессуального кодекса (4/1734) суд передает дело в другой суд, то решение о назначении юридического помощника продолжает действовать, если иное не установит суд, передающий дело (137/2009).

 

Статья 14. Содержание решения о предоставлении бесплатной юридической помощи

 

Решение о предоставлении бесплатной юридической помощи составляется в письменном виде и включает в себя следующие сведения:

1) дело, на ведение которого предоставляется юридическая помощь;

2) имущественное положение заявителя;

3) дата, начиная с которой предоставляется юридическая помощь;

4) самостоятельно оплачиваемая заявителем доля (если таковая имеется), а также

5) имя юридического помощника.

 

Статья 15. Изменение имущественного положения

 

В течение срока предоставления бесплатной юридической помощи ее получатель обязан информировать бюро юридической помощи об изменениях в имущественном положении. Юридический помощник должен напоминать своему клиенту о вышеуказанной обязанности при наличии изменений в имущественном положении клиента.

 

Статья 16. Изменение решения о предоставлении бесплатной юридической помощи и прекращение ее предоставления

 

(1) Если для предоставления бесплатной юридической помощи не было оснований либо они изменились или исчезли, бюро юридической помощи вправе изменить решение о предоставлении бесплатной юридической помощи или принять решение о прекращении предоставления бесплатной юридической помощи. Заявитель вправе передать вопрос об изменении решения о предоставлении бесплатной юридической помощи либо о прекращении предоставления такой помощи на рассмотрение того суда и в том порядке, которые указаны в статье 24 настоящего Закона.

(2) С учетом положений части 1 настоящей статьи рассматривающий основное дело суд имеет право в любое время изменить либо отменить решение о предоставлении бесплатной юридической помощи.

(3) При изменении самостоятельно оплачиваемой заявителем доли предусматривается также возможность применения нового решения с более ранней даты. При принятии решения о прекращении предоставления бесплатной юридической помощи определяется, обязан ли получатель юридической помощи компенсировать расходы государства на ее оказание и в каком размере.

(4) Государственный юридический помощник может довести до конца уже начатое поручение и в том случае, если получатель юридической помощи на основании своего имущественного положения или происшедших в деле изменений утратил право на получение бесплатной юридической помощи. В такой ситуации деятельность бюро юридической помощи должна быть оплачена в полном объеме.

 

Глава 3. Компенсации

 

Статья 17. Гонорар частного юридического помощника и компенсация затрат

 

(1) Частному юридическому помощнику предоставляется разумная оплата за принятые меры исходя из времени, затраченного на их непосредственное выполнение, а также за связанные с этим переезды. Данные выплаты производятся из государственных средств, за исключением вычетов, предусмотренных статьей 20. Для определения размера оплаты юридический помощник должен представить подробный отчет о принятых по делу мерах и понесенных затратах, за исключением случаев, когда такой отчет не требуется. Если отчет подлежит рассмотрению в судебном заседании, то юридический помощник должен представить отчет о мероприятиях и связанных с ними расходах, понесенных до судебного разбирательства, в суд, а в случае необходимости также и противоположной стороне. Отчет представляется заблаговременно, но не позднее одного рабочего дня до судебного заседания. В уголовных делах государственный обвинитель обязан высказать свое мнение о предъявленном требовании по выплате гонорара и компенсации затрат в случае наличия замечаний по их суммам или по иным причинам. Если в качестве юридического помощника назначено лицо, которое обычно не занимается юридической практикой в данном суде, то дополнительные затраты и потеря времени, связанные с выездом в суд, компенсируются только в том случае, если для привлечения именно этого юридического помощника имеются основания. Постановлением Государственного совета устанавливаются более детальные положения относительно мероприятий, которые подлежат оплате, почасовых ставок, минимального размера выплат за участие в деле, компенсируемых затрат, оснований, касающихся дела или квалификации юридического помощника, которые могут повлиять на увеличение или уменьшение выплат. Постановлением Государственного совета также устанавливаются порядок представления отчета о мероприятиях и затратах и условия, при которых такой отчет не требуется (460/2011).

(2) При предоставлении юридической помощи в рамках настоящего Закона юридический помощник не имеет права взимать с получателя помощи любые иные гонорары и компенсации, кроме доли, самостоятельно оплачиваемой получателем помощи. Иные соглашения не имеют юридической силы.

(3) Если юридическому помощнику была разрешена временная замена, то может быть принято решение о выплате гонорара и компенсации затрат, связанных с совершенными замещающим специалистом действиями, непосредственно данному специалисту.

(4) Суд апелляционной инстанции может принять решение о том, чтобы не выплачивать юридическому помощнику гонорар и не компенсировать затраты, если апелляционная жалоба очевидно безосновательна.

 

Статья 18. Определение размера гонорара и компенсации затрат

 

(1) В судебных делах суд, рассматривающий основное дело, определяет размер гонорара и сумму компенсаций затрат частного юридического помощника, свидетеля и переводчика, которые выплачиваются из государственных средств, а также размер возмещений, которые выплачиваются получателем юридической помощи (927/2008).

(2) Суд устанавливает размер гонорара и компенсации затрат юридического помощника по завершении последним своих обязанностей в суде. Решение относительно гонорара и компенсации затрат принимается отдельно от решения по основному делу, однако в связи с последним или в тот же день. Районный суд, административный суд, а также Суд по страховым выплатам полномочны разрешать вопрос относительно размера гонорара и компенсации затрат в составе одного профессионального судьи (927/2008).

(3) Если бесплатная юридическая помощь запрашивалась для рассмотрения дела в суде, но бюро юридической помощи приняло решение о компенсации затрат на юридическую помощь после вынесения судебного решения и такое судебное решение было обжаловано, размер гонорара юридического помощника и компенсации затрат определяет суд апелляционной инстанции. Во всех остальных случаях размер гонорара и компенсации затрат определяется судом первой инстанции. Если юридический помощник выполняет поручение в течение длительного срока, гонорар и компенсация затрат могут назначаться за полугодовой период либо по особым причинам за более короткий период. Также может быть принято решение о выплате юридическому помощнику аванса за понесенные им существенные затраты по выполнению поручения, если для этого имеются особые основания (927/208).

(4) При решении вопроса о размере компенсаций, выплачиваемых свидетелю и получателю юридической помощи, а также прочих расходах, связанных со сбором доказательств и процедурой обжалования, применяются положения о компенсациях, выплачиваемых из государственных средств свидетелю, заслушиваемому в суде.

(5) Государственный обвинитель в рамках тех дел, где он принимал участие в качестве государственного обвинителя, имеет право обжаловать решение о размере гонорара и компенсации затрат юридического помощника (460/2011).

(6) Во внесудебных делах размер гонорара и компенсации затрат, выплачиваемых юридическому помощнику и переводчику, определяется бюро юридической помощи.

 

Статья 19. Компенсация затрат на представление доказательств по отдельным делам

 

Если показания свидетеля, вызванного получателем бесплатной юридической помощи, были очевидно необязательны, может быть принято решение о том, чтобы обязать получателя юридической помощи возместить государству сумму, которая была выплачена свидетелю из государственных средств.

 

Статья 20. Определение размера самостоятельно оплачиваемой доли

 

(1) Размер самостоятельно оплачиваемой доли рассчитывается исходя из установленного гонорара и компенсаций, выплачиваемых юридическому помощнику, с учетом НДС. Если при принятии решения о предоставлении юридической помощи выяснится, что установленный размер самостоятельно оплачиваемой доли является слишком большим по сравнению с имущественным положением получателя этой помощи, то он может быть снижен. Размер самостоятельно оплачиваемой доли исчисляется в каждом конкретном случае. Может взиматься предварительная оплата самостоятельно оплачиваемой доли или ее части.

(2) Если частный юридический помощник предоставил юридическую помощь за частичную компенсацию, то суд, рассматривающий основное дело, исходя из частей 2 и 3 статьи 18 настоящего акта, должен определить суммы, подлежащие оплате как получателем юридической помощи (самостоятельно оплачиваемая доля), так и из государственных средств. Предварительно получателю юридической помощи должна быть предоставлена возможность высказать свое мнение относительно отчета юридического помощника о затратах. Однако такая возможность отсутствует, если юридический помощник представит подтверждение того, что получатель юридической помощи одобрил отчет. Во всех остальных случаях размер самостоятельно оплачиваемой доли определяется бюро юридической помощи (927/2008).

(3) При несвоевременной оплате юридическому помощнику присужденной суммы по соответствующему ходатайству могут быть начислены проценты в размере, определяемом в части 1 статьи 4 Закона о процентах (633/1982), по истечении одного месяца с момента присуждения.

 

Статья 21. Принудительное взыскание платежей и процентов за просрочку оплаты

 

(1) На основании решения бюро юридической помощи с получателя юридической помощи можно взыскать в принудительном порядке без суда и судебного решения перечисляемую государству долю, которую он должен самостоятельно оплатить, сумму тех затрат, которые были заплачены за юридическую помощь из государственных средств и которые не входили в ее состав, а также единую плату за юридическую помощь в соответствии с положениями Закона о принудительном взыскании налогов и платежей (367/1961). Бюро юридической помощи обязано обеспечить получателю юридической помощи возможность быть услышанным, прежде чем будут приняты меры по принудительному взысканию.

(2) Если самостоятельно оплачиваемая получателем юридической помощи доля или единая плата за оказание юридической помощи, выплаченные государством, не компенсированы своевременно, на неоплаченную сумму начисляются проценты в размере, предусмотренном частью 1 статьи 4 Закона о процентах, по истечении одного месяца с момента получения судебного акта о платежных обязательствах либо отчета юридического помощника получателем юридической помощи (927/2008).

 

Статья 22. Ответственность противоположной стороны по оплате компенсации

 

(1) Если противоположная получателю юридической помощи сторона присуждается к возмещению судебных расходов в соответствии с главой 9 Кодекса о судопроизводстве, главой 9 Уголовного процессуального акта или главой 13 Закона об административных судебных процедурах, то стороне также присуждается выплатить государству расходы, понесенные из государственных средств, и гонорар государственного юридического помощника, установленные в соответствии с настоящим актом. В случае несвоевременной оплаты начисляются проценты в размере, предусмотренном частью 1 статьи 4 Закона о процентах, по истечении одного месяца с момента, когда соответствующее судебное постановление было получено плательщиком (927/2008).

(2) Если юридическая помощь была представлена с более ранней даты, чтобы покрыть судебные расходы, в том числе по компенсации сумм получателю юридической помощи, выступающему на противоположной стороне, на основании судебного решения нижестоящего суда, то право на возмещение возвращается государству в отношении сумм, уплаченных из государственных средств.

(3) Государственный юридический помощник должен представить отчет о принятых мерах и расходах, понесенных в связи с оказанием помощи по делу.

 

Статья 23. Предоставление юридической помощи по делам, рассматриваемым за границей

 

(1) По делам, рассматриваемым за границей, бесплатная юридическая помощь охватывает общую юридическую консультацию.

(2) По особо веским причинам Министерство юстиции вправе расширить виды оказываемой юридической помощи, нежели указаны в части 1 настоящей статьи. В таких случаях Министерство юстиции определяет необходимые платежи и компенсации, выплачиваемые из государственных средств.

(3) Положения о максимально возможном оказании юридической помощи, порядке подачи и требованиях к содержанию заявления о предоставлении юридической помощи по делам, рассматриваемым за границей, определяются постановлением Министерства юстиции.

 

Глава 4. Обжалование

 

Статья 24. Обжалование решения о предоставлении бесплатной юридической помощи, принятого бюро юридической помощи

 

(1) Решение, принятое бюро юридической помощи на основании настоящего Закона, может быть передано в суд для рассмотрения (ходатайство о принятии решения). Ходатайство может быть подано в течение 30 дней с момента получения решения бюро юридической помощи. Однако в делах, рассмотрение которых проходит в судебных инстанциях, такое ходатайство может быть подано до тех пор, пока по основному делу не будет принято окончательное решение. Ходатайство подается в то бюро юридической помощи, которое приняло решение. Оно должно быть составлено в письменной форме, в нем необходимо указать решение бюро юридической помощи, которое затрагивает ходатайство, а также те части принятого решения, которых касаются претензии заявителя, и основания этих претензий (927/2008).

(2) Бюро юридической помощи обязано немедленно передать ходатайство о принятии решения в тот суд, который рассматривает основное дело или под юрисдикцию которого подпадает рассмотрение основного дела. Если суд уже закончил рассмотрение основного дела, но время на подачу ходатайства еще не истекло, ходатайство передается в тот суд, где дело рассматривалось в последний раз. Если решение о предоставлении юридической помощи касается дела, которое не может быть передано на рассмотрение суда, или дела, по которому апелляция подается сразу в Верховный административный суд, ходатайство о принятии решения должно быть подано в тот административный суд, на территории которого находится бюро юридической помощи, принявшее решение. Суд, в который бюро передает ходатайство, должен быть уполномочен на рассмотрение данного вопроса.

(3) Решения, принятые бюро юридической помощи на основании настоящего Закона, не могут быть обжалованы путем апелляции в том случае, если иное не установлено другим актом.

 

Статья 25. Внесение поправок бюро юридической помощи

 

(1) Бюро юридической помощи имеет право само внести поправки в принятое им решение, если в ходатайстве, указанном в статье 24, имеются для этого основания.

(2) Решение должно быть немедленно доведено до сведения заявителя, подавшего ходатайство о принятии решения. Решение передается заявителю в порядке, указанном в части 1 статьи 11.

 

Статья 26. Обжалование

 

(1) Решение, принятое судом на основании настоящего акта, может быть обжаловано одновременно с основным делом или же, если решение было принято до завершения основного дела, отдельно с соблюдением основных положений об обжаловании.

(2) Если решение административного суда касается предоставления юридической помощи в деле, которое не передается для рассмотрения в суд, или же в деле, по которому апелляция подается напрямую в Верховный административный суд, решение о предоставлении юридической помощи может быть обжаловано только в том случае, если Верховный административный суд выдаст на это разрешение. Основаниями для выдачи разрешения являются следующие:

1) с точки зрения применения закона в других аналогичных случаях или же для унификации судебной практики важно передать данное дело на рассмотрение Верховного административного суда;

2) имеются особые причины для передачи дела на рассмотрение Верховного административного суда, поскольку в деле допущена явная ошибка, или

3) для предоставления разрешения на обжалование имеются веские причины материального или иного характера.

 

Статья 27. Судебное разбирательство

 

(1) Вопрос, касающийся предоставления бесплатной юридической помощи, изменения или прекращения ее оказания, должен быть рассмотрен судом в минимальные сроки, отдельно от основного дела. При рассмотрении вопроса о юридической помощи отдельно от основного дела уездный суд руководствуется соответствующими законоположениями, которые касаются порядка рассмотрения заявлений, а административный суд и суд по страховым делам руководствуются соответствующими положениями, которые содержатся в Акте об административных судебных процедурах.

(2) Уездный суд, административный суд и суд по страховым делам правомочны принять решение по вопросу, касающемуся юридической помощи, в составе одного профессионального судьи. Если во время вынесения решения заявитель отсутствует, а для обжалования необходимо выслушать его аргументы, необходимо заблаговременно в письменной форме проинформировать заявителя о дате заседания и вынесении судебного решения в том случае, если характер принимаемого решения не будет соответствовать требованиям, изложенным в ходатайстве заявителя.

 

Глава 5. Отдельные положения

 

Статья 28. Действия, применяемые при отклонении заявления о предоставлении юридической помощи

 

Если бюро юридической помощи отклонило заявление о предоставлении юридической помощи и решение об этом было передано на рассмотрение суда, по просьбе заявителя государственный юридический помощник обязан предпринимать необходимые для обеспечения прав заявителя действия до момента рассмотрения дела судом. Если суд утвердит решение, принятое бюро юридической помощи, заявитель обязан компенсировать затраты, понесенные в связи с совершением указанных действий. Оплата всех затрат или их части может взиматься предварительно.

 

Статья 28а. Передача заявлений о предоставлении бесплатной юридической помощи между государствами - членами Европейского союза (972/2004)

 

(1) Пункты оказания бесплатной юридической помощи могут функционировать как уполномоченные органы, упомянутые в Директиве Совета 2002/8/ЕС, в целях повышения доступности правосудия по трансграничным спорам путем установления минимальных общих правил предоставления бесплатной юридической помощи в подобных делах. Пункт оказания бесплатной юридической помощи, уполномоченный осуществлять такие функции, определяется в соответствии с постановлением Государственного совета. Также Министерство юстиции является уполномоченным органом согласно указанной выше Директиве по делам, установленным постановлением Государственного совета.

(2) Уполномоченный орган, указанный в части 1 настоящей статьи, безвозмездно содействует заявителю в получении подтверждающих документов, необходимых для рассмотрения заявления о предоставлении бесплатной юридической помощи, в переводе заявления и подтверждающих документов. Перевод осуществляется за счет государственных средств.

(3) Уполномоченный орган обязан передать заявление в уполномоченный орган другого государства - члена ЕС в течение 15 дней с момента получения надлежащим образом оформленного заявления и подтверждающих документов, а также их перевода, если он необходим. Уполномоченный орган вправе отказать в передаче заявления, если оно явно необоснованно или выходит за пределы сферы применения Директивы 2002/8/ЕС.

(4) Дополнительные правила относительно процедуры передачи и приема заявлений о предоставлении бесплатной юридической помощи, указанных в настоящей статье, могут устанавливаться постановлением Государственного совета. Положения о языках, на которых допускаются составление и прием заявлений о предоставлении бесплатной юридической помощи (кроме финского и шведского), могут устанавливаться постановлением Государственного совета.

 

Статья 29. Дополнительные положения

 

Дополнительные положения по применению настоящего Закона устанавливаются Министерством юстиции.

 

Статья 30. Вступление в действие

 

(1) Настоящий Закон вступает в действие с 1 июня 2002 года.

(2) Настоящий Закон отменяет Закон о безвозмездном судопроизводстве от 2 февраля 1973 года (87/1973) с последующими изменениями, а также Закон о государственной юридической помощи от 6 февраля 1998 года (104/1998).

(3) Совершение действий, обеспечивающих применение настоящего акта, может быть начато до вступления акта в действие.

 

Статья 31. Переходные положения

 

(1) Вместо положений, имеющихся в других актах и касающихся Закона о безвозмездном судопроизводстве и Закона о государственной юридической помощи, применяются соответствующие положения настоящего акта.

(2) В делах, для ведения которых решение о безвозмездном судопроизводстве было принято до вступления в действие настоящего Закона, продолжают применяться положения, действовавшие до вступления в действие настоящего Закона.

(3) В делах, для ведения которых решение о предоставлении государственной юридической помощи было принято до вступления в действие настоящего акта, продолжают применяться положения, действовавшие до вступления в действие настоящего акта.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Нормативные акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 2014. 5 февраля. N 27.

2. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. "О гражданских и политических правах" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 12.

3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апреля. N 67.

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

5. Хартия Европейского союза об основных правах (2007/C 303/01) (принята в г. Страсбурге 12 декабря 2007 г.) // http://eulaw.ru/treaties/charter.

6. Конвенция по вопросам гражданского процесса (заключена в г. Гааге 1 марта 1954 г.) // Собрание постановлений Правительства СССР. 1967. N 20. Ст. 145; Вестник ВАС РФ. 1996. N 12.

7. Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты в г. Гаване 27 августа 1990 г. - 7 сентября 1990 г. восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями) // Доклад восьмого Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Гавана, Куба, 27 августа - 7 сентября 1990 г. // СПС "КонсультантПлюс".

8. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.

9. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Кишиневе 7 октября 2002 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета правительств СНГ. 2003. N 2.

10. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 1995. N 2.

11. Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключен в г. Риге 3 февраля 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21.

12. Договор между Российской Федерацией и Литовской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключен в г. Вильнюсе 21 июля 1992 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 19.

13. Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключен в г. Москве 26 января 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 2.

14. Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключен в г. Москве 23 сентября 1997 г.) // Бюллетень международных договоров. 2003. N 11.

15. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // Российская газета. 1992. 18 февраля. N 39.

16. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // Российская газета. 1995. 20 июля. N 139.

17. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Российская газета. 1997. 16 января. N 9.

18. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" // Российская газета. 1997. 5 августа. N 149.

19. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // Российская газета. 1997. 29 октября. N 210.

20. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" // Российская газета. 1998. 2 июня. N 104.

21. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // Российская газета. 1999. 23 июля. N 142.

22. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Российская газета. 2001. 28 ноября. N 233.

23. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 декабря. N 249.

24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. N 256.

25. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета. 2002. 5 июня. N 100.

26. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Российская газета. 2002. 27 июля. N 137.

27. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Российская газета. 2002. 20 ноября. N 220.

28. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2000. N 32. Ст. 3340.

29. Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета дохода и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" // Российская газета. 2003. 9 апреля. N 67.

30. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Российская газета. 2006. 5 мая. N 95.

31. Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Российская газета. 2007. 6 октября. N 223.

32. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" // Российская газета. 2010. 30 июля. N 168.

33. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 23 ноября. N 263.

34. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // Российская газета. 2015. 11 марта. N 49.

35. Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

36. Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" // Российская газета. 2003. 26 августа. N 168.

37. Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. 25 октября. N 59.

38. Областной закон Ленинградской области от 18 апреля 2012 г. N 29-ОЗ "О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области" // Вестник Правительства Ленинградской области. 2012. 31 мая. N 46.

39. Закон Санкт-Петербурга от 11 октября 2012 г. N 474-80 "О бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге" // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2012. 22 октября. N 31.

40. Постановление правительства Свердловской области от 11 марта 2014 г. N 165-ПП "Об установлении величины прожиточного минимума на II квартал 2014 года" // Областная газета. 2014. 21 марта. N 50(7373).

41. Концепция судебной реформы в РСФСР (утв. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.

42. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Судом РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1) // Российская газета. 1993. 13 марта. N 49.

 

2. Зарубежные нормативные акты и документы

рекомендательного характера

 

43. Директива Европейского парламента и Совета ЕС от 21 мая 2008 г. 2008/52/EC об определенных аспектах медиации в гражданских и коммерческих делах // СПС "КонсультантПлюс".

44. Резолюция Комитета министров Совета Европы N (76) 5 "О юридической помощи по гражданским, торговым и административным делам" // СПС "КонсультантПлюс".

45. Резолюция Комитета министров Совета Европы N (78) 8 "О юридической помощи и консультациях" // Совет Европы и Россия: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 2004.

46. Рекомендация Комитета министров Совета Европы N R (81) 7 "Относительно путей облегчения доступа к правосудию" // Электронная библиотека международных договоров по правам человека: http://hri.ru/docs/?content=doc&id144.

47. Рекомендация Комитета министров Совета Европы N R (93) 1 "Об эффективном доступе к праву и правосудию малообеспеченных слоев населения" // Совет Европы и Россия: Сборник документов. М.: Юрид. лит., 2004.

48. Рекомендация Комитета министров Совета Европы N R (86) 12 "Относительно мер по недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды" // Электронная библиотека международных договоров по правам человека: http://hri.ru/docs/?content=doc&id=142.

49. Постановление Государственного совета Финляндии "О бесплатной юридической помощи" (388/2002) // http://finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2002/en20020388.pdf.

 

3. Судебная практика

 

50. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан" // Российская газета. 2004. 27 июля. N 158.

51. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" // Российская газета. 2003. 26 декабря. N 260.

52. Решение Европейского суда по правам человека по делу Golder v. the United Kingdom от 21 февраля 1975 г. // http://www.echr.coe.int/.

53. Решение Европейского суда по правам человека по делу Airey v. Ireland, N 6289/73, 9 октября 1979 г. // http://www.echr.coe.int/.

54. Решение Европейского суда по правам человека по делу Munro v. the United Kingdom, N 10594/83, 14 июля 1987 г. // http://www.echr.coe.int/.

55. Решение Европейского суда по правам человека по делу Steel and Morris v. the United Kingdom, N 68416/01, 2005 г. // http://www.echr.coe.int/.

56. Решение Европейского суда по правам человека по делу Thaw v. the United Kingdom, N 27435/95, 1996 г. // http://www.echr.coe.int/.

57. Решение Европейского суда по правам человека по делу Del Sol v. France, N 468000/99, 2002 г. // http://www.echr.coe.int/.

58. Решение Европейского суда по правам человека по делу Gutfreund v. France, N 45681/99, 2003 г. // http://www.echr.coe.int/.

59. Решение Европейского суда по правам человека по делу Tabor v. Poland, N 12825/02, 2006 г. // http://www.echr.coe.int/.

60. Решение Европейского суда по правам человека по делу Delcourt v. Belgium, N 2689/65, 1970 г. // http://www.echr.coe.int/.

61. Решение Европейского суда по правам человека по делу Bertuzzi v. France, N 36378/97, 2003. URL: http://www.echr.coe.int/.

62. Решение Европейского суда по правам человека по делу Artico v. Italy, N 6694/74, 1980 г. // http://www.echr.coe.int/.

63. Решение Европейского суда по правам человека по делу Tripodi v. Italy, N 281-B, 1994 г. // http://www.echr.coe.int/.

64. Решение Европейского суда по правам человека по делу Czekalla v. Portugal, N 38830/97, 2002 г. // http://www.echr.coe.int/.

65. Решение Европейского суда по правам человека по делу Daud v. Portugal, N 22600/93, 1998 г. // http://www.echr.coe.int/.

66. Решение Европейского суда по правам человека по делу Sannino v. Italy, N 30961/03, 2006 г. // http://www.echr.coe.int/.

67. Решение Европейского суда по правам человека по делу "Праведная против Российской Федерации", N 69529/01, 2004 г. // http://www.echr.coe.int/.

68. Решение Европейского суда по правам человека по делу "Бурдов против России", N 59498/00, 2002 г. // http://www.echr.coe.int/.

 

4. Законопроекты

 

69. Проект Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" в версии Министерства юстиции РФ от 4 сентября 2013 г. // http://www.notariat.ru/law/.

 

5. Диссертации, авторефераты диссертаций

 

70. Абознова О.В. Суд в механизме реализации права на судебную защиту в гражданском и арбитражном процессе: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006.

71. Бондарь О.Н. Квалифицированная юридическая помощь - конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008.

------------------------------------------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Н.А. Бортниковой "Представительство по назначению суда в гражданском судопроизводстве" включена в информационный банк согласно публикации - "Арбитражный и гражданский процесс", 2011, N 5.

------------------------------------------------------------------

72. Бортникова Н.А. Представительство по назначению суда в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2011.

73. Бугаренко А.И. Теория, правовые аспекты и практика оказания гражданам бесплатной юридической помощи адвокатами: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2010.

74. Воронов А.А. Роль адвокатуры в реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2008.

75. Ермишина Н.С. Европейские стандарты в области прав человека и их роль в обеспечении прав личности в российском уголовном процессе: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2012.

76. Загайнова С.К. Судебные акты в гражданском и арбитражном процессе: теоретические и прикладные проблемы: Дис.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008.

77. Закомолдин А.В. Квалифицированная юридическая помощь в уголовном процессе России: понятие, содержание, гарантии: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Самара, 2007.

78. Ильина Т.И. Обязательства по оказанию правовых услуг в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2007.

79. Кашковский В.С. Юридическая помощь как правовая категория и социально-правовое явление: вопросы теории и практики: Дис.... канд. юрид. наук. Тамбов, 2009.

80. Кривоносова О.Ю. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2007.

81. Лисицына Е.Г. Защита интересов юридических лиц в гражданском судопроизводстве в аспекте представительства: Дис.... канд. юрид. наук. Свердловск, 1987.

82. Мельниченко Р.Г. Конституционное право на юридическую помощь: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.

83. Назарова М.В. Обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь в арбитражном процессе: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2013.

84. Панченко В.Ю. Юридическая помощь личности (общетеоретический аспект): Дис.... канд. юрид. наук. Красноярск, 2004.

85. Плетень А.С. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь и механизм его реализации в современной России: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2008.

86. Пушкар Е.Г. Право на обращение в суд за судебной защитой: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. Львов, 1984.

87. Сидоренко В.М. Принцип доступности правосудия и проблемы его реализации в гражданском и арбитражном процессе: Дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.

88. Халеппо Е.М. Правовое положение адвоката как участника гражданского и арбитражного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2012.

89. Черняков И.Г. Реализация конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007.

90. Чумаков А.В. Европейские стандарты в области прав человека в российском уголовном процессе: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2005.

91. Ширяева Т.В. Производство по делам об обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007.

92. Юдин А.В. Злоупотребление процессуальными правами в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. СПб., 2009.

93. Ярков В.В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права: Дис.... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1992.

 

6. Литература

 

94. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юрид. лит., 1981. Т. 1.

95. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.

96. Алексеев С.С. Собрание сочинений: В 10 т. М.: Статут, 2010. Т. 2.

97. Анисимов В.Ф., Акинина Н.Ю. Роль адвокатского сообщества в реализации прав граждан на бесплатную юридическую помощь // Адвокатская практика. 2013. N 3.

98. Арбитражный процесс: Учебник / А.В. Абсалямов, И.Г. Арсенов, Е.А. Виноградова и др.; отв. ред. В.В. Ярков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Инфотропик Медиа, 2010.

99. Бернам У., Решетникова И.В., Ярков В.В. Судебная реформа: проблемы гражданской юрисдикции. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 1996.

100. Биггелаар П. ван Ден. Бесплатная юридическая помощь в Нидерландах // Бесплатная юридическая помощь: модели взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. М.: ООО "Акварель", 2011.

101. Викут М.А. Иск как элемент права на судебную защиту, его юридическая природа и обоснование // Вопросы теории и практики гражданского процесса. Вып. 1. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1976.

102. Викут М.А., Зайцев И.М. Гражданский процесс: Курс лекций. Саратов: СГАП, 1998.

103. Воробьев А.В., Поляков А.В., Тихонравов Ю.В. Теория адвокатуры. М.: Грантъ, 2002.

104. Гаврилов С.Н. К вопросу о толковании отдельных терминов в контексте построения корпоративной системы менеджмента качества юридической помощи (услуг) в адвокатуре // Адвокатская практика. 2010. N 5.

105. Гибенс С. Методы изучения систем бесплатной юридической помощи: пример Бельгии // Бесплатная юридическая помощь: модели взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. М.: ООО "Акварель", 2011.

106. Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков. 8-е изд. М.: Инфотропик Медиа, 2012.

107. Гражданский процесс: Учебник / Под общ. ред. М.Н. Коршунова. М.: Эксмо, 2005.

108. Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. 2-е изд. М.: Городец, 2007 // СПС "КонсультантПлюс".

109. Гурвич М.А. Избранные труды. Краснодар: Совет. Кубань, 2006.

110. Дегтярев С.Л. Реализация судебной власти в гражданском судопроизводстве: теоретико-прикладные проблемы: Монография. М.: Волтерс Клувер, 2007.

111. Джалилов Д.Р. Гражданское процессуальное отношение и его субъекты. Душанбе, 1962.

112. Добровольский А.А. Исковая форма защиты права (основные вопросы учения об иске). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965.

113. Доклад о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2013 г. от 4 апреля 2014 г. // http://minjust.ru/ru/node/6179.

114. Доклад Министерства юстиции Российской Федерации о реализации государственной политики в области обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью от 14 февраля 2013 г. // http://minjust.ru/ru/node/4505.

115. Доступ к правосудию и субсидируемая юридическая помощь: анализ международного и российского опыта: Сборник материалов / Сост. Д.Б. Шабельников, О.С. Шепелева. М.: ООО "Вариант", 2010.

116. Еременко М.С. Право на справедливое судебное разбирательство в гражданском процессе: практика Европейского суда по правам человека // Ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2004. N 3.

117. Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам: актуальные вопросы. М.: Проспект, 2010.

118. Жуйков В.М. Судебная реформа: проблемы доступа к правосудию. М.: Статут, 2006 // СПС "КонсультантПлюс".

119. Захария В. Предоставление бесплатной юридической помощи в Молдове: достижения, вызовы, ожидания // Бесплатная юридическая помощь: модели взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. М.: ООО "Акварель", 2011.

120. Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М.: Инфотропик Медиа, 2011.

121. Кику М. Новая модель юридической помощи? Юридическая помощь в Болгарии, Грузии и Молдове // Бесплатная юридическая помощь: модели взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. М.: ООО "Акварель", 2011.

122. Килиан М. Бесплатная юридическая помощь по гражданским делам в Германии // Бесплатная юридическая помощь: модели взаимодействия государства и гражданского общества (зарубежный и российский опыт): Сборник докладов. М.: ООО "Акварель", 2011.

123. Кирилловых А.А. Адвокатская деятельность: юридическая помощь через правовую услугу // Юрист. 2008. N 8. СПС "КонсультантПлюс".

124. Клейнман А.Ф. Новейшие течения в советской науке гражданского процессуального права. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1967.

125. Клейнман А.Ф. Советский гражданский процесс. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954.

126. Кожухарь А.Н. Право на судебную защиту в исковом производстве / Под ред. Е.Г. Мартынчика. Кишинев: Кишинев. гос. ун-т им. Ленина, 1989.

127. Козак Д. Суд в современном мире:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: