новение в сопряжении сил трения сцепления а, следовательно, и моментов сил трения, оказывающих сопротивление провороту или (и) осевому сдвигу клем-мы относительно вала.
К достоинства клеммовых соединений можно отнести относительную прос-тоту конструкции и возможность регулировки осевого и радиального поло-жения клеммы на детали.
Недостатком соединений можно считать ограничение нагрузочной способности силами трения.
1. Расчет зажимных осевых усилий винтов (два винта) соединения с состав-
ной жесткой ступицей и линейчатым контактом с валом (с относительно
большим зазором в сопряжении – рис.6.4.1, а).
Сопряжение элементов клеммы с поверхностью детали происходит по двум линиям. Условие неподвижности элементов соединения при действии:
– момента М 2F•d/2 = N• f•d ≥ M = P•Ɩ, (6.4.1)
– осевой силы S 2•F = 2•N•f ≥ S,
где N – сила нормального давления элементов клеммы на вал в точках
контакта;
d – диаметр вала;
f – коэффициент трения сцепления материалов пары клемма-вал;
М – момент поворачивающий клемму относительно вала;
S – осевая сила, действующая на клемму.
Но по условию равновесия действующих на половину клеммы сил
N = 2•Рз, (6.4.2)
где Рз – осевая сила затяжки каждого винта.
Подставив значение N в формулы (6.4.1), получим:
2• Рз• f• d ≥ М, (6.4.3)
4• Рз• f ≥ S.
Тогда для обеспечения неподвижности клеммового соединения c учетом коэффициента надежности осевая сила затяжки винтов составит:
– при действии момента на клемму Рз = kн•М/(2• f• d), (6.4.4)
– при действии сдвигающей силы Рз = kн•S/(4• f),
– при одновременном действии на
клемму момента и осевой силы Рзо = √(М/d)2 + (S/2)2 •kн/(2•f), (6.4.5)
где kн = 1,5…2,0 – коэффициент запаса надежности соединения (большие
значения принимаются при значительных колебаниях действующего мо-
мента М и ответственности соединения).
2. Расчет зажимных осевых усилий винтов (два винта) соединения с гибкой
составной ступицей и беззазорным контактом (рис.6.4.1, б).
При затяжке винтов сопряжение элементов клеммы с поверхностью детали происходит по всей цилиндрической поверхности.
Условия неподвижности элементов соединения (рис.6.4.1, б):
– при действии на клемму момента Мтр = Fтр•d/2 = kн kc•М, (6.4.6)
– при действии сдвигающей силы Fтр = kн•kc•S,
где Мтр – момент сил трения сцепления в сопряжении;
S – действующая на клемму осевая сила;
Fтр – суммарная величина сил трения сцепления в сопряжении;
kc = 1,05 …1,10 - коэффициент, учитывающий сопротивление частичной
деформации гибких элементов клеммы.
kн = 1,5…2,0 – коэффициент запаса надежности соединения (большие
значения принимаются при значительных колебаниях действующего мо-
мента М и ответственности соединения);
Но Fтр = N•f = Пс•р•f = π•d•δ•р•f, (6.4.7)
где N – суммарная величина сил нормального давления клеммы на вал;
Пс = π•d•δ –площадь сопряжения соединения (здесь δ – ширина
сопряжения);
p – давление элементов клеммы на вал от сил затяжки винтов;
f – коэффициент трения сцепления пары ступица – вал.
Давление клеммы на вал не одинаково и ее величина определяется из отношения сил затяжки винтов к площади продольного сечения сопряжения
клеммы:
p = 2•Рз/(d•δ). (6.4.8)
Подставив в уравнение (6.4.6) значения Fтр, Пс и р, получим:
– при действии на клемму момента π• Рз• f• d = kн• kc•М; (6.4.9)
– при действии сдвигающей силы 2π• Рз• f = kн• kc• S
Тогда для обеспечения неподвижности клеммового соединения c учетом коэффициента надежности осевая сила затяжки винтов составит:
– при действии на клемму момента Рз = kн• kc• М/(π• f• d), (6.4.10)
– при действии сдвигающей силы Рз = kн• kc• S/(2•π• f),
– при одновременном действии на
клемму момента и осевой силы Рзо = √(М/d)2 + (S/2)2 •kн kc•/(π•f). (6.4.11)
3. Расчет зажимных (осевых) усилий винтов соединения с гибкой разрезной
клеммой и беззазорным контактом (рис.6.4.1, в).
Условие неподвижности элементов соединения:
Fтр•d/2 = kн kc•М, (6.4.12)
где Fтр – суммарная величина сил трения сцепления в сопряжении;
kc = 1,05…1,10 - коэффициент, учитывающий сопротивление
частичной деформации гибких элементов клеммы;
kн = 1,5…2,0 – коэффициент запаса надежности соединения (большие
значения принимаются при значительных колебаниях действу-
ющего момента М и ответственности соединения).
Но Fтр = ∑N•f = π•d•δ•р•f, (6.4.13)
где ∑N –суммарная сила нормального давления ступицы на вал;
f – коэффициент трения сцепления пары ступица – вал;
δ – ширина сопряжения;
p – давление элементов клеммы на вал от сил затяжки винтов.
Давление элементов клеммы на вал от сил затяжки винтов
p = Рз/(d•δ), (6.4.14)
где Рз – осевая сила затяжки винтов.
Тогда формула (6.4.12) принимает вид:
π•d•δ•f•Рз•d/(2 d•δ) = kн kc•М. (6.4.15)
Из предыдущего Рз = 2 kн kc•М/(π•d•f). (6.4.16)
4. Расчет зажимных сил винтов соединения с полуразрезной жесткой ступицей и линейчатым контактом с валом (рис.6.4.1, г).
Условие неподвижности элементов соединения:
Мтр = 2Fтр•d/2 = kн•М, (6.4.17)
где kн=1,5…2,0 – коэффициент запаса надежности соединения.
Сила трения сцепления в сопряжении Fтр = N•f, (6.4.18)
где N - сила нормального давления ступицы на вал;
f – коэффициент трения сцепления пары ступица – вал.
Подставив значение Fтр в формулу (6.4.17), получим:
N•f•d = kн• М,
откуда N = kн•М/(f•d). (6.4.19)
При условии относительной неподвижности элементов соединения сумма моментов сил относительно, например, точки А (рис.6.4.1,г)
∑М = 0 = Рз•(а+ d/2) – N• d/2 = Рз•(а+ d/2) – kн•М• d/(2f•d). (6.4.20)
Из предыдущего осевая сила затяжки винтов
Рз = kн•М/[f(2a+d)]. (6.4.21)
Пример. Рассчитать осевую силу затяжки винта клеммового соединения с полу-разрезной жесткой ступицей и линейчатым контактом с валом (рис.6.4.1, г).
Пусть крутящий момент, действующий на рычаг соединения, М =700Нмм,
диаметр сопряжения d = 10 мм, расстояние от оси зажимного винта до оси сопряжения а = 15 мм, коэффициент запаса надежности соединения принять
kн =2,0, коэффициент трения сцепления в сопряжении f =0,2 (сталь по стали).
Согласно формулы (6.4.21) осевая сила затяжки винта
Рз = kн•М/[f(2a+d)] = 2•700/[0,2(2•15+10)] =175Н.
Вопросы для самоподготовки:
1.Каково назначение клеммовых соединений?
2.Какой принцип обеспечения неподвижности используется в клеммовых
соединениях?
3.Методика расчета неподвижности элементов клеммового соединения при
действии осевой силы и крутящего момента?
4.Каким образом можно увеличить осевую силу и крутящий момент,
действующие в клеммовом соединении при неизменных конструктивных
параметрах соединения?
5.Приведите примеры использования клеммовых соединений в
конструкциях каких либо устройств.