Тема 1. Понятие и история становления поведения потребителей как области знаний
Поведение потребителей - это относительно новая область знаний не только в России, но и в других странах. Рост значения поведения потребителей как области теоретических знаний, методических и практических решений обусловлен развитием рынка, усилением конкуренции, ростом требований со стороны потребителей.
Первые учебники по поведению потребителей появились в США в 1960 - е годы. Теоретические предпосылки поведения потребителей сложились значительно раньше. Первые попытки разработки теории поведения потребителей были предприняты на рубеже Х1Х-ХХ веков. Исследования поведения потребителей проводят специалисты разных областей - микроэкономики, психологии, истории, литературы и др.
Поведение потребителей - деятельность направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.
|
|
Основными задачами научного направления поведение потребителей являются:
- обобщение фактов реальной деловой практики и разработка предложений по совершенствованию работы с потребителями;
- оценка практической ценности тех или иных методов воздействия на потребителя;
- выявление наиболее перспективных направлений работы с потребителями.
1.1. Два подхода к исследованию поведения потребителей: позитивизм и постмодернизм:
Подходы к исследованию поведения потребителей классифицируют, как правило, исходя из фундаментальных предположений, которые делаются исследователями относительно того, что и как они изучают.
Базовая система взглядов, лежащая в основе научной школы, господствующей в настоящее время, называется позитивизмом (или иногда модернизмом). С конца XIX века позитивизм оказал значительное влияние на западную культуру и науку. В соответствии с этими взглядами выше всего - человеческий разум Сторонники позитивизма утверждают, что природа и общество полностью познаваемы. Они считают окружающий мир упорядоченным с четко определенным прошлым, настоящим и будущим. Развитие рассматривается как путь к единообразию.
Формирующаяся в настоящее время (с конца 1970 - х годов) научная школа с названием интерпретивизм (или постмодернизм) ставит под вопрос эти взгляды. Интерпретивизм главной целью считает не указание того, как надо делать, а интерпретацию (объяснение) того, как это делается сейчас. Сторонники постмодернизма утверждают, что слишком большое значение в обществе придается наукам, а взгляд на поведение как рациональное упрощает окружающий нас сложный мир. Они подчеркивают многовариантность развития мира, культурный плюрализм, отрицают прогресс, провозглашают идею фрагментарности культуры.
|
|
Сторонники позитивизма целью исследования поведения потребителей считают предсказание поведения потребителей, а сторонники постмодернизма - понимание поведения потребителей. Позитивисты считают, что потребители - рациональные, планирующие организованные, а постмодернисты, напротив, считают, что потребители - иррациональные, непоследовательные, противоречивые. Различаются эти подходы и своими взглядами на предмет исследования поведения потребителей. Сторонники позитивистского подхода утверждают, что предметом исследования поведения потребителей является процесс покупки, а сторонники постмодернистского подхода - процесс потребления в целом. В позитивизме доминируют количественные методы исследования потребителей, тогда как в постмодернизме - качественные.