В задачи основной части занятия входят те, которые определяют процесс гимнастического воспитания учащихся. Это, прежде всего, задача овладения главными жизненно-необходимыми и специальными навыками, которые содействуют освоению материала, предусмотренного программой (а также — и не входящих в учебные программы); затем — задача обучения правильному применению усвоенных знаний и качеств в различных и изменяющихся условиях; далее — задача специальной тренировки сердечно-сосудистого и дыхательного аппаратов; наконец, задача дальнейшего развития и совершенствования ориентировки во времени и пространстве, координации движений, силы, быстроты, выносливости, устойчивости, легкости, самостоятельности, смелости, решительности, настойчивости и других психофизических качеств.
Наиболее характерны для этого раздела упражнения в основных способах ходьбы, бега, прыжков, упражнения в равновесии, специальные упражнения для развития быстроты и точности реакции, специальные дыхательные упражнения. Обязательно используются упражнения у станка, а также акробат чес кие упражнения специальной направленности, опорные прыжки, спортивные игры, специальные задания, связанные с классической хореографией и гимнастикой; кроме упражнений для развития общей выносливости, памяти, музыкальности применяются упражнения, развивающие творческое мышление.
Методические указания. Решать различные частые задачи этого раздела нужно с учетом содержания других разделов, при полной взаимосвязанности всего изучаемого материала. Занятия нужно строить таким образом, чтобы в процессе овладения двигательным аппаратом и освоения навыков, одновременно совершенствовались все психофизические качества. Например, применяя на занятиях бег, ходьбу, прыжки как упражнения прикладного характера, нужно рассматривать их как предпосылки к формированию необходимых двигательных навыков, и в обучении этим несложным движениям учитывать перспективу их дальнейшего использования. Формируя жизненно-необходимые и специальные навыки, нужно особо внимательно следить за координацией движений, добиваясь прочного овладения ею; без этого нельзя поднять работоспособность организма, то есть его способность произвести большую работу в усложненных условиях своевременно и точно. Знания, полученные учениками, должны им помогать в успешном освоении новых движений; усвоенные навыки дети должны применять сознательно и целесообразно в конкретных условиях жизни и деятельности. Поэтому так важно разнообразие упражнений на занятии.
Упражнения в равновесии тренируют вестибулярный аппарат ученика, развитие которого начинается с рождения ребенка, но протекает довольно медленно, и у многих детей сбои в его работе наблюдаются вплоть до переходного возраста; целенаправленные упражнения укрепляют вестибулярный аппарат и создают специальные навыки и умения, позволяющие сознательно регулировать равновесие своего тела; упражнения этой серии очень разнообразны и очень полезны.
Для работы над быстротой и точностью реакции существуют упражнения, в которых используются различные сигналы — звуковые (голос, музыка, шум и пр.) и зрительные (свет, цвет, условные движения и пр.) Дыхательные упражнения помогают освоить разные способы дыхания (грудной, диафрагмальный) в различных ситуациях, при выполнении упражнений разного типа (силовых с большим напряжением, кувырков, переворотов, стоек вниз головой и в разных фазах упражнения; каждое из упражнений имеет свою специфику — затрудняет дыхание или, наоборот, способствует вдоху или выдоху. Но в любом случае надо добиваться, чтобы ученики дышали на уроках гимнастики по возможности глубоко, непрерывно, равномерно.
Значительное место во второй части занятия занимают упражнения в координации движений. С учениками хореографического класс на занятиях гимнастики следует наряду со специальными гимнастическими упражнениями разучивать движения танцевального характера; можно применять чисто гимнастические упражнения, но начинать их из позиций классического танца и такими же позициями завершать упражнение.
Вот пример такого упражнения:
Исходное положение — пятая позиция: правая нога впереди, руки в подготовительном положении, голова прямо. На первый счет поднять ногу повыше (grand battement), одновременно наклониться вправо, повернуть направо голову, руки в стороны. На второй счет выдержать паузу. На третий и четвертый счет выполнить переворот боком («колесо») и встать в пятую позицию.






