Раздел 3 - Сценарии разоружения

Сценарии, как их сейчас называют, конфигурируют гипотетические конструкции будущих событий. Они неизбежно состоят из различных пропорций установленных фактов, разумных выводов и более или менее вдохновенных гаданий. Те процедуры, которые были предложены в качестве моделей для осуществления международного контроля над вооружениями и окончательного разоружения, обязательно носят творческий характер, хотя и тщательно продуманы; в этом смысле они напоминают анализ «военных игр» Rand Corporation, с которым они имеют общее концептуальное происхождение.

Все предложенные сценарии предполагают зависимость от двусторонних или многосторонних соглашений между великими державами. В общем, они требуют постепенного вывода крупных вооружений, вооруженных сил, вооружений и оружейных технологий, согласованных с соответствующими тщательно продуманными процедурами проверки, инспекции и механизмами разрешения международных споров.

Следует учитывать, что даже среди сторонников одностороннего разоружения их предложения обусловлены неявным требованием взаимности, с характеристиками, очень похожими на то, как разрабатываются сценарии постепенного реагирования в случае ядерной войны. Преимущество односторонней инициативы заключается в ее политической ценности как выражения доброй воли, а также в ее дипломатической роли как катализатора официальных переговоров по разоружению.

Модель разоружения READ (разработанная Исследовательской программой по экономической адаптации к разоружению) типична для этих сценариев. Это двенадцатилетняя программа, разделенная на трехлетние этапы. Каждый этап включает в себя отдельный этап: сокращение вооруженных сил, сокращение производства вооружений, запасов и военных баз за рубежом; разработка международных инспекционных процедур и конвенций о контроле; и развитие суверенной международной разоруженческой организации.

Он предусматривает чистое пропорциональное сокращение расходов на оборону США чуть более чем наполовину по сравнению с уровнем 1965 года, но также и необходимое перемещение пяти шестых рабочей силы, занятой в оборонной промышленности.

Экономические последствия для различных сценариев разоружения, определенных его авторами, сильно расходятся. Наиболее консервативные модели, такие как процитированная выше, подчеркивают экономическую осмотрительность наряду с военной осмотрительностью при применении сложных агентств безопасности при разоружении, что, в свою очередь, требует больших затрат, которые существенно заменяют те, которые исчезнут.. В некоторых программах подчеркиваются преимущества предполагаемого таким образом сокращения экономической корректировки. (12)

Другие, напротив, подчеркивают величину (и противоположные преимущества) экономии, которую можно было бы получить за счет разоружения.

По оценкам широко читаемого анализа (13), ежегодные затраты на выполнение функций общей инспекции по разоружению во всем мире составят всего 2-3 процента текущих военных расходов. Оба типа планов имеют тенденцию решать предполагаемую проблему экономического реинвестирования только кумулятивно. Мы не видели какой-либо предлагаемой последовательности разоружения, совместимой с последовательной заменой определенных типов военных расходов новыми альтернативными формами расходов.

Не исследуя более подробно сценарии разоружения, мы могли бы охарактеризовать их следующими общими комментариями:

1. Если между великими державами существует общее согласие о намерениях, контроль над вооружениями и планирование их утилизации не создают никаких по своей сути непреодолимых процедурных проблем. Любая из нескольких предложенных последовательностей может послужить основой для многостороннего соглашения или первым шагом к одностороннему сокращению вооружений.

2. Однако ни одна из великих держав не может приступить к реализации такой программы, пока не разработает план экономической реконверсии, полностью интегрированный в каждую фазу разоружения. В Соединенных Штатах такой план пока не разработан.

3. Точно так же сценарии разоружения, как и предложения по экономической реконверсии, не предусматривают никаких невоенных функций войны в современных обществах и не предлагают каких-либо замещающих элементов для этих необходимых функций. Частичное исключение составляет предложение о структуре «невооруженных сил Соединенных Штатов», которое мы рассмотрим в разделе 6.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: