Состав и информационные задачи бухгалтерской отчетности

Основными нормативными документами, регулирующими бух­галтерскую отчетность, являются Федеральный закон «О бухгалтер­ском учете», Положение по бухгалтерскому учету от 6 июля 1999 г. № 43н «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ4/99, Поло­жение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетнос­ти в РФ.

Содержание бухгалтерской отчетности представляет собой ком­плекс показателей, связанных между собой как логически, так и информационно. Процесс реформирования современной россий­ской отчетности направлен на приближение ее к международным стандартам финансовой отчетности. С переходом к рыночной экономике изменился состав и содержание бухгал­терской отчетности, которая в настоящее время состоит из следующих типовых форм:

- бухгалтерского баланса - форма № 1;

- отчета о прибылях и убытках - форма № 2;

- отчета об изменении капитала - форма № 3;

- отчета о движении денежных средств - форма № 4;

- приложения к бухгалтерскому балансу - форма № 5;

- отчета о целевом использовании полученных средств - форма № 6 (годовая) - для общественных организаций (объединений);

- пояснительной записки к годовому отчету;

- итоговой части аудиторского заключения, выданного по резуль­татам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.

Каждая из приведенных форм отчетности при экономическом анализе выполняет отдельную, возложенную на нее информацион­ную задачу (рис. 6).

Система показателей бухгалтерской отчетности, сформирован­ная исходя из концепции сохранения (поддержания) и наращения финансового капитала, основывается на разграничении основных элементов: активов, капитала, обязательств, доходов, расходов, прибылей и убытков.

Активы (экономические ресурсы) - доходообразуюшее имуще­ство, контроль над которым организация получила в результате ве­дения своей деятельности.

Капитал (собственный капитал) - часть финансовых ресурсов, внесенных первоначально в виде уставного капитала и в результате реинвестирования прибыли в течение всего периода деятельности орга­низации с момента учреждения в целях получения будущих доходов.

Обязательства (заемный капитал) - часть привлеченных орга­низацией финансовых ресурсов в виде безусловно признаваемых организацией экономических требований к ее имуществу.

Рисунок - Состав и информационные задачи бухгалтерской отчетности

Доход - увеличение экономических выгод в результате поступ­ления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к уве­личению капитала организации за исключением вкладов участни­ков (собственников имущества).

Расход - уменьшение экономических выгод в результате выбы­тия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Убыток - уменьшение стоимости собственного капитала в ре­зультате хозяйственной деятельности организации.

Прибыль - прирост (увеличение) собственного капитала в ре­зультате хозяйственной деятельности организации.

Форма № 1 «Бухгалтерский баланс» служит основным источни­ком информации для обширного круга пользователей. Согласно ст. 48 ГК РФ баланс является одним из признаков юридического лица, т.е. выполняет экономико-правовую функцию, обеспечивая реализацию одного из принципов бухгалтерского учета - имуще­ственную обособленность хозяйствующего субъекта. По бухгалтер­скому балансу определяют конечный финансовый результат рабо­ты организации в виде наращения собственного капитала за отчет­ный период. В зарубежной практике бухгалтерский баланс называют отчетом о финансовом состоянии организации. Баланс включает в себя 5 разделов:

1) внеоборотные активы;

2) оборотные активы;

3) капитал и резервы;

4) долгосрочные обязательства;

5) краткосрочные обязательства.

Каждый раздел состоит из подразделов и конкретных статей.

Первый и второй разделы — это актив бухгалтерского баланса. В него входят статьи, которые отражают определенные группы эле­ментов хозяйственных средств, объединенные в зависимости от ста­дий их кругооборота. В отечественной практике статьи актива раз­мещаются в балансе по степени возрастания ликвидности (подвиж­ности имущества), т.е. в прямой зависимости от того, с какой скоростью данная часть имущества приобретает денежную форму.

Третий, четвертый и пятый разделы формы № 1 - это пассив баланса, который показывает, во-первых, какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имуществен­ной массы. Статьи пассива баланса группируются и располагают­ся по возрастанию степени срочности погашения обязательств.

Правильно построенный бухгалтерский баланс означает:

- полный охват хозяйственных процессов организации;

- надлежащую группировку хозяйственных явлений;

- изучение связей между явлениями на основе правильной кор­респонденции счетов, что позволяет анализировать финансово-хозяйственную деятельность и движение имущественных средств организации.

В соответствии с требованиями международных стандартов ба­ланс должен составляться таким образом, чтобы была видна:

- структура капитала для получения информации о финансовых источниках формирования активов (аспект финансирования);

- структура имущества для получения информации о ликвиднос­ти предприятия (аспект инвестирования);

- структура капитала и имущества во взаимосвязи для получения информации о платежеспособности предприятия.

Анализ бухгалтерского баланса может проводиться следующими способами:

- непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;

- на основе сравнительного аналитического баланса путем уплотнения некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;

- с учетом корректировки баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

Проведение анализа непосредственно по балансу - дело до­вольно трудоемкое и неэффективное, так как слишком большое количество показателей не позволяет выявить главные тенденции в финансовом состоянии организации. Действующая сегодня от­четная форма в отдельных случаях относит синтетические счета к разделам баланса недостаточно корректно. Согласно нормативным документам баланс в настоящее время составляется в нетто-оценке, поэтому перед проведением анализа финансового состоя­ния необходимо сформировать удобный и пригодный для него аналитический баланс. Один из разработчиков теории балансоведения Н.А. Блатов рекомендовал исследовать структуру и динами­ку финансового состояния предприятия при помощи сравнитель­ного аналитического баланса, который получают из исходного бухгалтерского баланса путем уплотнения отдельных статей и до­полнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики с учетом рекомендаций по его преобразованию. Он полезен тем, что сводит воедино и систематизирует те расчеты, которые обычно осуществляет аналитик.

Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности в организации» рекомендована следующая последовательность составления сравнительного аналитического баланса на основе формы № 1 «Бухгалтерский баланс»:

ШАГ 1 - проверка соответствия статей баланса нетто-оценке согласно требованиям п. 35 ПБУ 4/99, где отмечено: «бухгалтерский баланс должен включать числовые показате­ли в нетто-оценке, то есть за минусом регулирующих вели­чин, которые должны раскрываться в пояснениях», что по­зволит обеспечить реальность статей баланса до проведения анализа;

ШАГ 2 - дополнительная очистка баланса от имеющихся в нем регулирующих статей для уточнения валюты баланса;

ШАГ 3 - агрегирование однородных статей баланса, их пере­компоновка.

Предлагаемый вариант аналитического баланса построен с уче­том агрегирования статей по их однородности исходя из цели полу­чения необходимых данных для расчета показателей финансового состояния организации. Форма и содержание его охватывают наиболее существенные показатели, характеризующие статику и динамику финансового состояния организации, что весьма важно для проведения анализа.

Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» имеет очень важное значение, т.к. в ней содержатся все необходимые сведения о фи­нансовых результатах деятельности организации в целом и суммы, их составляющие. В отчете данные о доходах, расходах и финансо­вых результатах представляются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты (в данном случае — до конца года).

Ввиду нестабильной экономической ситуации в России исполь­зование статей «чрезвычайные доходы» и «чрезвычайные расходы» (их не было в ранее используемой форме № 2) позволит оценить риск, которому подвержена организация, а также даст возможность определить степень и характер влияния чрезвычайных событий на финансовые результаты экономического субъекта. Произошедшие изменения в отчете о прибылях и убытках позволят проводить бо­лее полный анализ финансовых результатов деятельности органи­зации, что в большей мере отвечает потребностям пользователей.

Все данные, формирующие финансовые результаты, показыва­ются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты и за ана­логичный период прошлого года.

Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала» отражает данные о движении собственного капитала, фондов и резервов, содержит показатель чистых активов. Он позволяет оценить происходящие изменения (остатками на начало и конец года, приток и изъятие капитала) в собственном капитале и представляет интерес с точки зрения характеристики его надежности и оценки риска, а также изменения финансового положения собственника.

Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» должен отра­жать сведения о потоках денежных средств в наличной и безналич­ной формах, с учетом их остатков на начало и конец отчетного пе­риода в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятель­ности.

В форме № 4 отражаются данные о движении денежных средств организации, учитываемых на счетах 50, 51, 52 и 55. Отчет о движе­нии денежных средств составляется в рублях.

Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» содержит информацию о движении заемных средств, дебиторской и креди­торской задолженности, амортизируемом имуществе, финансовых вложениях, расходах организации и т.д., что дает возможность про­вести подробный финансовый анализ.

Форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» составляют, как правило, некоммерческие организации. В этой форме дается подробная расшифровка поступления средств на со­держание организации и их расходование по конкретным направ­лениям. Все данные приводятся за отчетный год и для сравнения — за предыдущий год.

Отчет включает в себя 4 раздела:

1) остаток средств на начало года;

2) поступление средств;

3) использование средств;

4) остаток средств на конец отчетного года.
Пояснительная записка к годовому отчету является обязательной составной частью типовых форм годового отчета, в ней объясняет­ся наиболее существенная информация, содержащаяся в формах годовой отчетности. Здесь приводятся краткая характеристика де­ятельности организации, основные показатели деятельности и фак­торы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты де­ятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности и распределения прибыли, ос­тающейся в распоряжении организации, т.е. соответствующая фи­нансовая информация, полезная для получения более полной и объективной картины об имущественном и финансовом положе­нии организации.

Аудиторское заключение является гарантией соответствия бух­галтерской отчетности установленным требованиям, что способ­ствует уменьшению риска, связанного с принятием решения.

Все организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:

- участникам или собственникам их имущества;

- налоговым органам;

- территориальным органам государственной статистики по мес­ту регистрации.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользо­вателям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ.

Годовая бухгалтерская отчетность должна быть представлена в течение 90 дней по окончании года, а квартальная — не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями органи­зации или общим собранием.

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в уста­новленные им сроки, а организация, состоящая на федеральном бюджете, месячную отчетность представляет также территориаль­ному органу федерального казначейства.

День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактичес­кой передачи по принадлежности.

Годовая бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджет­ных) является открытой для заинтересованных пользователей: бан­ков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и дру­гих, — которые могут знакомиться с годовой бухгалтерской отчет­ностью и получать ее копии с возмещением затрат на копирование.

В случаях, предусмотренных законодательством РФ, организа­ция публикует бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудитор­ского заключения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: