double arrow
Вопросы. Тема: « Классификация инфекционных болезней

ЛЕКЦИЯ № 2

Тема: « Классификация инфекционных болезней. Общие направления профилактики инфекционных болезней».

Актуальность темы. Инфекционные болезни приводят человека не только к временной потере трудоспособности в период заболевания, но и нередко являются своеобразным « пусковым механизмом» для возникновения ряда соматических заболеваний.

Инфекционные болезни составляют около 35% всех известных заболеваний человека и среди факторов смертности по прежнему занимают 3-е место в Европе ( после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний).

Фельдшеру необходимо владеть информацией об основах эпидемиологии и дезинфекционного дела. Он должен уметь проводить первичные противоэпидемические мероприятия в очаге инфекционных заболеваний по всем звеньям эпидемической цепи, заниматься специфической и общей профилактикой инфекционных заболеваний.

Литература: Д.И.Дранкин учебник «Эпидемиология» стр.48-73.

В.А.Кипайкин учебник «Эпидемиология».стр. 84-98.

1.Основы эпидемиологической классификации инфекционных заболеваний. Основные направления профилактики инфекционных заболеваний.

2. Обезвреживание источника инфекции.

3. Перерыв путей передачи инфекции,

4. Мероприятия по повышению невосприимчивости к инфекции.

5. Мероприятия по ликвидации эпидемических очагов. Противоэпидемическая работа на врачебном участке и самостоятельном ФАПе.

Основы эпидемиологической классификации инфекционных заболеваний.




В эпидемиологии наиболее рациональна и признана классификация инфекционных болезней, предложенная Л.В.Громашевским. В ее основу положена локализация возбудителя в организме источника инфекции, что предопределяет механизм передачи инфекции.

Все инфекционные болезни по этой классификации разделены на 4 группы: кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции, инфекции наружных покровов.

При кишечных инфекцияхвозбудитель локализуется в кишечнике и выделяется с фекалиями, а в некоторых случаях с рвотными массами и мочой. Заражение происходит при попадании возбудителя через рот с водой или пищевыми продуктами ( фекально-оральный механизм передачи).

В основе профилактики кишечных инфекций лежит предупреждение передачи инфекции через воду, пищевые продукты, мухами, инфицированными предметами.

При инфекции дыхательных путейвозбудители, находящиеся на слизистых оболочках дыхательных путей, выделяются в воздух с капельками слизи при чиханье, кашле, крике, разговоре. Заражение происходит при попадании этих капелек (или пыли, образовавшейся при подсыпании их) в дыхательные пути восприимчивого человека.



Основными профилактическими мероприятиями является создание искусственного иммунитета к инфекции. Меры по изоляции источников инфекции и предупреждению передачи инфекции дают ограниченный эффект.

При кровяных инфекцияхвозбудитель, находящийся в кровеносной и лимфатической системах, самостоятельно из организма источника инфекции не выделяется, но его распространение возможно при участии кровососущих насекомых.

Значительную роль в предупреждении распространения этих инфекций имеет дезинсекция (уничтожение переносчиков).

При инфекциях наружных покровов возбудитель выделяется на поверхность кожи и наружных слизистых оболочек, что создает возможность дальнейшего распространения инфекции при непосредственном соприкосновении (прямой контакт), а в случае устойчивости возбудителя во внешней среде и через предметы обихода (контактно-бытовая передача)

В профилактике этих заболеваний большое значение принадлежит дезинфекционным мероприятиям, соблюдению личной гигиены.

Биологическую основу эпидпроцесса составляют источник инфекции, механизм передачи возбудителей, восприимчивое население. Противоэпидемические мероприятия направляют на любое из указанных звеньев, причем, если удается полностью исключить какое-либо из них, то это приводит к полному прекращению распространения инфекции.

Однако в большинстве случаев в распоряжении медицинских работников имеются средства, лишь частично устраняющие то или иное звено эпидемического процесса, поэтому целесообразно применять комплекс мероприятий, направленных на различные звенья эпидемического процесса, при этом выделить «ведущее»звено в борьбе с данной инфекцией..






Сейчас читают про: