Тема 2. Природа и сущность организации

2.1 Сущность понятия «организация»

Термин «организация» (от лат. organizare – сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте.

Семантически понятие «организация» означает, с одной стороны, «организованность, планомерное, продуманное устройство», с другой – «общественное объединение или государственное учреждение» [1].

С позиций социально-управленческих дисциплин организация рас­сматривается как координируемое социальное образование, элементами которой являются люди, а возникающие между ними отношения обеспечивают достижение цели. Механизм управления через воздействие на людей должен обеспечить взаимо­действие между ними как по вертикали, так и по горизонтали.

Современные определения организации включают понятие «социальная система» и содержат категорию «цель». Организация это:

* «объединение людей, совместно реализующих некоторую общую цель и действующих на основе определенных принципов и правил» [2];

* «группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (или целей) [3];

* система «взаимозависимой активности по крайней мере нескольких групп, характеризующаяся на уровне сознания участников высокой степенью рациональности поведения в стремлении к результатам, являющимся для них общепризнанными или общеожидаемыми целями» [4];

* «социальная группа, в которой существует функциональная организация труда, направленное на достижение общей цели (целей)» [5];

* система, которая «действует рационально и целенаправленно, имеет априори

установленную цель и совершенствует методы достижения этой цели [6];

По определению С. Янга, «организации являются целенаправленными

системами людей, сотрудничающих для увеличения личного благосостояния» [7].

В определениях С. Янга и Г. Саймона можно выделить еще как минимум два аспекта: человек приходит в организацию для увеличения личного благосостояния, которое зависит от результата деятельности организации. Но при этом ему не безразлично, какими средствами достигаются результаты. Объединяясь по исповедуемым ценностям, постулатам веры, традициям, нормам поведения люди в организации становятся коллективным социальным субъектом, имеющим свою логику функционирования. Чаще всего средства достижения целей служат основой конфликтов в организации, а то и прямой конфронтации. Поэтому организация - это объединение людей, исповедующих общие ценности, деятельность которых координируется для достижения общей цели.

Поведение людей в организации должно быть не только целенаправленным, но и ценностно-ориентированным.

Приведенные определения дают основание рассматривать организацию и как субъект общественной деятельности, и как процесс упорядочивания элементов. Таким образом, понятие «организация» имеет несколько смысловых значений:

1) с позиций системного подхода как целесообразная совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов, составляющих единое целое. В этом значении организация рассматривается как система с объективированной структурой:

Организация = Система

2) некоторое социально-экономическое образование, ориентированное на достижение определенных хозяйственных, коммерческих и некоммерческих целей. Именно в таком качестве термин «организация» используется в Гражданском кодексе РФ при определении понятия юридического лица.

Организация = Социально-экономическое образование

3) организация как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого;

Организация = Процесс

4) организация как социальная общность. Это реально существующая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия и поведения.

Организация = Социум

Но в любом случае организацию можно рассматривать как средство, инструмент достижения цели. Такой подход к исследованию организации называется рациональным, или целевым.


2.2 Становление теории организации как научной дисциплины

Началом научного становления организаторской мысли в обществе считается период, связанный с жизнью и творчеством древнегреческого философа Платона

(427 – 347 гг. до н.э.). В трудах Платона «Государство», «Законы», «Политика» заложены основы не только философии, но и организации государства. Платон пытался создать модель такого государства, которое олицетворяет разум. Он мечтал о создании механизма, позволяющего раскрыть творческий потенциал человека. Большое значение Платон придавал единству, которое прочно скрепляет государство в монолитное целое. Отсутствие такого единства ведет к разрушению государства. Платон понимал единство трояко: отсутствие разногласий среди правителей, господство закона над всеми гражданами, отсутствие поляризации общества.

Ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в работах «Метафизика», «Этика», Политика и др. продолжил поиск принципов, благодаря которым можно упорядочить жизнь людей в обществе. Особое внимание Аристотель уделял принципам демократического управления: богатые и бедные участвуют в управлении на базе очень низкого имущественного ценза. Аристотель первым противопоставил «целостность» и «обычную сумму единиц». В «Метафизике» Аристотель утверждал, что целое больше суммы составляющих его частей. «Целое есть система, но не всякая система является целостной».

Наибольший интерес к теории организации возник в связи с промышленной революцией (вторая половина XIX), когда организации стали сталкиваться с необходимостью повышения эффективности управления людьми в сфере производства товаров и услуг.

Началом научного этапа формирования и развития теории организации принято считать выход в 1911 г. книги Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления». Тейлор сосредоточил свое внимание на изучении трудовых процессов. В результате внедрения системы Ф. Тейлора производительность труда резко выросла. Тейлор вошел в историю развития теории и практики менеджмента как «отец научной организации труда».

Ф. Тейлор сделал фундаментальный вывод, что планирование и организацию труда, которые раньше осуществлялись самим работником, можно выделить в самостоятельную функцию и поручить ее другому человеку.

Г. Гант разработал инструментарий планирования и отслеживания любого процесса по элементам во времени, который до сих пор широко используется.

Генри Форд – основатель первой автомобильной компании – занимался организацией производственных технологических потоков и стал известен как создатель первого конвейера. Генри Форда называли гением организации.

В начале 20-х годов ХХ в. возникает административная школа управления, ориентированная на повышение эффективности организации в целом.

Яркий представитель этой школы А. Файоль. Он сформулировал 14 принципов управления, в основе которых лежат четкое разделение труда, распределение функций, обязанностей и задач. Он рассматривал вопросы централизации /децентрализации, имеющие огромное значение в организационном проектировании.

А. Файоль впервые высказал мысль о необходимости выделения вопросов

организации в самостоятельную теорию.

Вопросами организации крупных фирм занимались такие руководители и специалисты администраторы, как Л. Урвик, Д.Д. Муни, А.К. Рейли, А.Г. Слоун, П. Друкер и другие.

Идеологию регламентационного подхода к организации разработал немецкий философ-социолог М. Вебер. Это он высказал мысль о том, что если каждый служащий в аппарате управления будет четко знать, что и как он должен делать, и будет исполнять все точно по инструкции, то весь аппарат станет работать как хорошо заведенный часовой механизм.

Роль человека в организации, его способность к самоорганизации, повышению эффективности труда за счет внесения в него творческого начала, улучшения психологического климата рассматривалась в трудах таких ученых как Э. Мэйо и М. Фоллет, А. Маслоу, Р. Лайкерт, Д. Макгрегори, Ф. Герцберг и др. В России наиболее известен представитель отечественной школы научной организации труда (НОТ) А.К. Гастев.

2.3 Вклад А.А. Богданова в теорию организации. «Тектология. Всеобщая организационная наука»

Основоположником организационной науки по праву считается наш соотечественник А.А. Богданов (Малиновский) (1873 – 1928 гг.). В своем фундаментальном труде «Тектология. Всеобщая организационная наука» он заложил основы теории организации. Первый том «Тектологии» был опубликован в 1921 г. Последний третий опубликован в Германии в 1924 гг.

В буквальном переводе с греческого тектология означает “учение о строительстве”. По А. Богданову, тектология - всеобщая естественная наука, а организационные методы являются общими для всех наук: естественных, общественных, экономических.

Важное место в учении А. Богданова принадлежит определению элементов и комплексов как организационных единиц и их совокупностей. Элемент - единица комплекса, системы, организации, а комплекс - совокупность элементов.

Комплексы бывают:

1) организованные, целое больше суммы частей;

2) дезорганизованные, целое меньше суммы частей;

3) нейтральные, целое равно сумме частей.

Впервые А.А. Богданов рассматривает взаимодействие комплексов с внешней средой через различного рода регуляторы. В результате такого взаимодействия комплекс обретает равновесие.

Равновесие комплекса - чрезвычайно важная характеристика любой системы. Если равновесие нарушается и не восстанавливается, то система в конечном итоге разрушается. Кроме того, А. Богданов говорит о динамическом равновесии, когда в комплексе (системе) происходит уравновешивание сил созидания и разрушения.

Тектологический подбор по А. Богданову определяет развитие комплекса и его приспособление к среде.

Считая организацию сущностью живой и неживой природы, Богданов любую деятельность сводил в конечном итоге к организационной. Дезорганизационную деятельность А.А. Богданов считал частным случаем организационной деятельности.

Вклад А.А. Богданова в теорию организации:

· доказал всеобщность и универсальность организационных процессов;

· сформулировал основные законы организации;

· задолго до родоначальников теории систем сформулировал ее основные постулаты.

2.4. Эволюция взглядов на организацию. Основные модели организаций

Эволюция теории и практики менеджмента привела к появлению различных теорий, в которых организация как социально-экономическое образование рас­сматривается под различным углом зрения.

Под моделью организации мы будем понимать упрощенное ее описание, дающее достоверное представление о ее механизмах функционирования и развития. Достоверность модели определяется возможностью ее практического использования. Однако, как показывает практика, чаще всего используется некоторая комплексная модель, включающая постулаты тех моделей, которые в наибольшей степени соответствуют сложившейся ситуации.

Каноническая модель – модель организации, лежащая в основе всех других моделей (канон – правило, непреложное положение), т.к. в основе функционирования любой производственной организации лежит производственный процесс и любая производственная организация стремится принимать такие решения, которые обеспечивают ей получение максимально возможной прибыли. Прибыль выступает как форма выражения эффективности работы фирмы. Если коммерческая организация не максимизирует прибыль, то рано или поздно она будет исключена из числа экономических субъектов рынка в ходе естественного отбора, реализуемого механизмом рыночной конкуренции.

Модель описывает функционирование организации при осуществлении ею экономической функции: производства товаров и услуг.

 
 
Производство (трансформация) - персонал - оборудование - материальные запасы - технология



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: