Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний
КраткиЙ конспект лекций по ДИСЦИПЛИНЕ
Тема №23 Интегральные оценки качества
ИОК позволяют получить совокупную (обобщенную) оценку быстродействия и колебательности процесса без вычисления их значений. Характеризует отклонение реального переходного процесса от заданного идеального. Делятся: интегральная линейная оценка ИЛО, интегральная квадратичная оценка ИКО.
Интегральные критерии применяют в оптимальных системах, где оценку принимают за целевую функцию и минимизируют.
Теория организации выделилась из теории управления. Если теория управления отвечает на вопрос «зачем и как воздействовать на объект», то теория организации отвечает на вопрос «чем управлять?».
Понимание организации создает основу для изучения управления.
Теория организации изучает принципы, закономерности и законы создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организаций.
Объект теории организации – организационные системы. Объект теории организации носит многоуровневый характер – от общества в целом, его основных подсистем до предпринимательских, государственных и общественных организаций.
|
|
Предмет теории организации – организационные процессы и, прежде всего, отношения по поводу организации совместной деятельности людей для достижения поставленной цели.
Все категории теории организации можно разделить на три относительно самостоятельные группы:
1) общие категории для большинства социальных наук (общество, государство, собственность, рынок, человек, личность, ресурсы, социальные институты, власть и т.п.);
2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организация, законы организации, организационная культура и др.);
3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).
Близкими по содержанию и предмету исследования являются такие научные направления, как общая теория систем, кибернетика, теория катастроф, синергетика, а также прикладные теории социального направления: психология, социология организаций, организационное поведение и др. При всей сложности общих проблем, решаемых этими родственными научными направлениями, каждое из них имеет свой определенно очерченный круг исследуемых задач
|
|
Так, кибернетика изучает законы функционирования особого вида систем, называемых кибернетическими, которые связаны с восприятием, запоминанием, переработкой и обменом информацией.
Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Под методом (от греч. methodos – буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.
Метод теории организации – набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного)
инструментария для исследования системы организационных отношений.
Организационные процессы носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дисциплины. Поэтому на ряду с методами исследования систем управления (индуктивный, дедуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный методы и др.) широко используются такие подходы как системный, ситуационный; функциональный, процессный, исторический, комплексный.
Системный подход – рассмотрение организации как системы. Исследование целостности объекта, выявление многообразия типов связей в нем и сведение их в единую картину.
Ситуационный подход – предполагает, что принятие управленческих решений определяется конкретной ситуацией. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное конкретное время.
П роцессный подход в управлении - подход, определяющий рассмотрение деятельности любой компании как сети бизнес-процессов, связанных с целями и миссией компании.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и связующие процессы — коммуникации и принятия решения.
Функциональный подход – рассмотрение организации с функциональных позиций. Раскрытие ее функциональной целостности и законов поведения (функционирования).
Исторический подход – рассмотрение организации во времени, с позиций ее истории и раскрытия закономерностей ее перехода из одного качественного состояния в другое.
Комплексный подход – раскрытие новых свойств организации посредством изучения объекта в междисциплинарном плане на стыке различных наук;
Можно выделить четыре основных вопроса, на которые должна ответить теория организации как наука:
1) определение размеров и границ организации;
2) определение способа упорядочивания элементов организации;
3) определение элементарной единицы (“атома”) организации;
4) определение способа адаптации организации к изменениям.
1.2 Место теории организации в системе научных знаний
Теория организации выделилась из теории управления в самостоятельную дисциплину, в связи с возрастающей значимостью знаний о природе и свойствах управляемого объекта для повышения эффективности целенаправленной деятельности по переводу объекта в желаемое состояние, что собственно и есть управление.
Теория организации использует подходы и достижения смежных дисциплин:
– психологии, социологии, антропологии в части выявления места и роли человека в становлении и функционировании социальных систем, группового поведения, процессов социализации, коммуникаций, природы социальных
конфликтов, статуса власти, бюрократии;
– экономической теории в части исследований отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования объектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерения, методов экономического стимулирования;
– стратегического менеджмента в части необходимости формировать цели и стратегию организации как основу для ее построения, обеспечения внутренних и внешних взаимодействий в соответствии с избранным курсом.