Особенности изменения гражданства детей и недееспособных лиц

Тема 6. Гражданство Российской Федерации

Литература

Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.

Исаева Н.В. Конституционные ценности в правовой идентичности личности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

Комментарий к Федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (постатейный) / Под ред. В. И. Шкатуллы, 2006.

Лебедева Н. Н., Федосеева Н. Н. Право граждан на информацию: становление и развитие. // Государство и право. 2006. № 5.

Масленникова С. В. Народное представительство и права граждан в Российской Федерации. М., 2001.

Митин Г.Н.Исключение из политической партии: право гражданина на защиту // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

Мутагиров Д. З. Права и свободы человека: теория и практика. М., 2006.

Никитина Е. Е. Право на свободу собраний: соотношение федерального и регионального законодательства // Журнал российского права. 2006. № 3.

Нудненко Л. А. Проблемы правового регулирования конституционного права гражданина России на публичные мероприятия // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6.

Петров Р. И. Свобода слова в решениях европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 13.

Пирбудагова Д.Ш.К вопросу о влиянии процессов глобализации и регионализации на развитие прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

Пономарев А. Реализация ФЗ о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях // Законность. 2006. № 9.

Придворов Н. А., Тихонова Е. В. Институт свободы совести и свободы

вероисповедания в праве современной России. М., 2007.

Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. и общ. ред. А. В. Пчелинцева и В. В. Ряховского. М., 2006.

Субочев В. В. Законные интересы. М., 2008.

Тагиева Т. Ю. Свобода совести // Российский юридический журнал. 2007. № 1, 2.

Устинович Е.С., Бледнова Е.М.Право на информацию: глобальный и национальный аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

Шевердяев С. Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1.

Вопросы для самоконтроля 5

1. Юридическая природа основных прав и свобод. Соотношение категорий: право и свобода; права и обязанности; свобода и ответственность.

2.Понятие и соотношение категорий «права человека» и «права гражданина».

3.Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита.

4. Система и классификация конституционных прав, свобод и обязанностей.

5. Понятие и роль личных прав и свобод в конституционном статусе личности.

6. Политические права и свободы граждан Российской Федерации.

7. Экономические права и свободы человека.

8. Социальные права и свободы человека.

9. Культурные права и свободы личности.

10. Конституционные обязанности личности.

11. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.

1. Понятие гражданства

2. Гражданство и подданство

3. Развитие российского законодательства о гражданстве

4. Принципы российского гражданства

5. Приобретение российского гражданства

6. Прекращение российского гражданства

7. Органы, ведающие делами о гражданстве

Понятие гражданства. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством, является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, поскольку обладание гражданством – это предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством внутри страны и за ее пределами.

Отношения гражданства регулируются Конституцией РФ и Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» с изменениями от 11 ноября 2003 г. (далее Закон о гражданстве).

Действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (с изменениями и дополнениями) определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Как отмечается в юридической литературе, в теоретических исследованиях советского периода содержание гражданства трактовалось по-иному. Сущность гражданства сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства и внутри страны, и за ее пределами, наделение лица государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением обязанностей. Гражданство трактовалось также как принадлежность лица государству.

Впервые нормативное определение гражданства было дано в Законе СССР о гражданства, где оно формулировалось как постоянная политико-правовая связь лица и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях. Сравнение двух приведенных формулировок позволяет сделать следующие выводы:

· Отказ от словосочетания «политико-правовая связь» и утверждение термина «правовая связь» освобождают квалификацию гражданства от оценочных политических подходов, нередко осложнявших реализацию права на гражданство, право на его сохранение или изменение.

· Замена слова «постоянная» словом «устойчивая» более точно отражает признанную международным правом свободу выбора гражданства, т.е. такой подход, при котором стабильность правовых отношений не означает их неизменности.

· Новое определение более ориентировано на закрепление значения гражданства как важного фактора регламентации правового статуса личности[41].

В соответствии с Конституцией РФ:

· Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные со всеми обязанности, предусмотренные Конституцией;

· Проживание гражданина РФ за ее пределами не прекращает его гражданства;

· Граждане РФ за ее пределами пользуются защитой и покровительством своего государства;

· Гражданин России не может быть лишен своего гражданства, права изменить гражданство или реализовать право выхода из него.

Гражданство и подданство. Термины «гражданство» и «гражданин» свойственны республиканской форме правления. Типичными для монархической формы были термины «подданство», «подданный». Отличие состоит в том, что гражданство предполагает двухсторонние связи, двухсторонние права и обязанности и личности, и государства, термин «подданство» отражает личную связь человека с монархом («подданный его величества»).

В развитых странах это различие на деле носит лишь словесный характер: основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в республике Франция. К тому же в последние десятилетия в европейских монархиях, в Японии и некоторых других странах оба термина употребляются как равнозначные, а вместо подданства все чаще используется термин «гражданство». В ряде государств первый термин вообще исключен из широкого употребления и применятся лишь при особых церемониях. В развивающихся странах, в государствах Арабского Востока, в Африке указанное различие имеет существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях.

В России термин «гражданин» был введен в политическую жизнь декретом ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 г., который упразднил сословия и титулы и установил одно общее для всего населения России наименование – граждане Российской Республики.

Развитие законодательства о гражданстве. Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

· В царской России существовало подданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых, феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве поданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

· природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели;

· инородцы (евреи и восточные народы);

· финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях.

· Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование – граждан Российской Республики.

· Декрет ВЦИК «О приобретении прав российского гражданства» от 1 апреля 1918 г. Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

· Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.

· С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

· 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве, которое ввело единое гражданство СССР с сохранением республиканского гражданства; республики СССР имели широкие полномочия в решении вопросов гражданства.

· Положение о гражданстве 1931 г. – облегчало прием в гражданство СССР и выход из него (вопрос решался ЦИКом союзной республики, в отдельных случаях – облисполкомом). Это Положение, исходя из конституционного принципа единого гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином СССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.

· Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства. Сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства о союзном гражданстве и о правах иностранцев.

· В соответствии с Конституцией 1936 года Верховным Советом 19 августа 1938 года был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Он установил, что гражданами СССР являются: а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Усилились тенденции централизации. Вопросы гражданства были отнесены к исключительному ведению Президиума Верховного Совета СССР.

· Конституция СССР 1977 года более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Впервые закрепила, что основания и порядок приобретения и утраты гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Получил конституционное выражение важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством советского государства.

· Закон о гражданстве СССР 1978 года. В Законе закреплялись законодательные права республик в сфере гражданства. Впервые на основе этого Закона были приняты законодательные акты союзных республик по вопросам гражданства. Так, Законом Верховного Совета РСФСР в 1981 году был утвержден Указ Президиума Верховного Совета РСФСР №О порядке приема в гражданство РСФСР». Закон 1978 года по-иному сформулировал условие принадлежности к гражданству СССР. Исходным началом в определении принадлежности лица к гражданству СССР признавалось его состояние в гражданстве Союза на день вступления в силу настоящего Закона (а не в подданстве бывшей Российской империи). Была допущена возможность лишения гражданства.

· Закон о гражданстве СССР 1990 г. – демократизация вопросов гражданства, запрещение лишения гражданства. Полномочия принятия решения по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту.

Таким образом, для действующего ранее законодательства о гражданстве были характерны следующие черты:

· Сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов. Такие отношения регулировались лишь на уровне Союза ССР. Хотя Закон СССР 1978 года и упоминал о законодательстве союзных республик, касающемся советского гражданства, но неопределенно. Закон же СССР 1990 года прямо указал на «законы о гражданстве» союзных республик. Однако республиканское законодательство состояло лишь из указов Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство.

· Отсутствие юридического оформления республиканского гражданства. Все граждане имели единый паспорт гражданина СССР без указания на принадлежность к гражданству союзной республики. В законах не были указаны основания, по которым определялась эта принадлежность.

· Постепенное сужение полномочий союзных республик по решению конкретных вопросов гражданства. До 1938 года республики обладали правом решать вопросы о выходе из гражданства Союза ССР лиц, проживающих на территории республики, о восстановлении в гражданстве, о лишении гражданства. По Закону о гражданстве СССР 1938 года республики утратили эти права, и решение указанных вопросов было отнесено к исключительным полномочиям Союза ССР.

Принципы гражданства - общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Федеральный закон о гражданстве закрепляет общее правило, что принципы гражданства Российской Федерации, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Институт гражданства базируется на следующих принципах:

· гражданство РФ является единым;

· равенство независимо от оснований и времени приобретения;

· открытый и свободный характер гражданства;

· недопустимость лишения гражданства;

· возможность иметь двойное гражданство;

· принцип сохранения гражданства за лицами, проживающими за переделами РФ;

· отрицание автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака гражданами РФ и лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом;

· следование гражданства детей и недееспособных граждан гражданству родителей или опекунов;

· защита и покровительство со стороны России граждан РФ, находящихся за ее пределами.

Принцип единого гражданства является особенностью государств с федеративной формой государственно-территориального устройства. При регулировании вопросов гражданства в федеративном государстве возможен выбор между двумя моделями: признание приоритета гражданства субъектов (приобретая гражданство субъекта по его решению, лицо получает также федеральное гражданство) или признание приоритета федерального гражданства (гражданин федерации признается одновременно гражданином того субъекта, где он проживает). Ранее действовавший закон о гражданстве Российской Федерации предусматривал наряду с гражданством Российской Федерации гражданство республик в составе РФ, что предопределялось конституционной характеристикой республик как государств (ст. 5 Конституции РФ). Законодательство предусматривало невозможность иметь гражданство республики в составе России, не имея общероссийского гражданства. Для приобретения республиканского гражданства не требовалось специальной процедуры приема в гражданство – достаточно было факта постоянного или преимущественного проживания гражданина РФ на территории соответствующей республики. Действующий Федеральный закон о гражданстве не предусматривает республиканского гражданства. Единое гражданство, по мнению специалистов, видимо, должно пониматься как определение гражданства РФ в качестве единственного в стране[42].

Равенство независимо от оснований приобретения. Граждане Российской Федерации по рождению, бывшие иностранные граждане или апатриды, принятые в российское гражданство, лица, которые приобрели гражданство России по иным основаниям, имеют равные права и несут равные обязанности гражданина РФ. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

Сущность принципа открытого и свободного характера гражданства проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, каждый человек имеет право на российское гражданство. При отсутствии указанных в законе оснований, препятствующих получению гражданства России, оно должно быть предоставлено обратившемуся лицу. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими стремиться к сокращению лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. Согласно ч. 6 ст. 4 закона о гражданстве, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.Во-вторых, гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить свое гражданство.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Лишение гражданства – односторонне, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания - было известно законодательству СССР. В соответствии с действующим законодательством, одностороннее расторжение государством по собственной инициативе гражданских связей с гражданином РФ не допускается, поскольку право государства на определение круга своих граждан, процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства[43].

Возможность двойного гражданства. Российская Федерация допускает наличие у своего гражданина гражданства иного государства. В соответствии с ч. 1 ст. 62 Конституции РФ, гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. В соответствии с Федеральным законом о гражданстве, гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Двойное гражданство не может возникнуть автоматически, хотя основания такого возникновения встречаются довольно часто. Признание двойного гражданства, закрепленное в Конституции, основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица о двойном гражданстве; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора России с тем государством, в гражданстве которого состоит или гражданство которого хочет принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации. Двойное гражданство не умаляет прав его обладателя и не освобождает от исполнения обязанностей.

Принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Этот принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Обладание российским гражданством не обусловливается требованием обязательного проживания в России.

Принцип отрицания автоматического изменения гражданства при заключении или расторжении брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом, получил также название принципа невосприимчивости гражданства к изменениям семейного статуса и получил закрепление в ст.ст. 8,9 Федерального закона о гражданстве. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменение их гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав.

Принцип следования гражданства детей и недееспособных граждан гражданству родителей или опекунов при изменении последнего имеет целью обеспечение прав, поскольку изменение гражданства обычно связано с изменением места жительства. Закон устанавливает правило, согласно которому, для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства он станет лицом без гражданства (апатридом), что отвечает стремлению Российской Федерации к сокращению числа лиц без гражданства. При этом принцип сокращения безгражданства важен настолько, что при изменении гражданства он имеет приоритет перед принципом следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей и опекунов.

Защита и покровительство со стороны России граждан РФ, находящихся за ее пределами. Данная норма сравнительно новая, она была впервые закреплена в Конституции СССР 1977 г. Российская Федерация через консульские и дипломатические учреждения осуществляет защиту и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами страны. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и законные интересы.

Сокращение безгражданства. Как и другие государства, Российская Федерация поощряет сокращение количества апатридов в силу норм международного права. Эти нормы исходят в первую очередь из необходимости обеспечить гарантии прав человека: реализации многих прав связана с деятельностью государства. Для обеспечения полного объема прав гражданину необходимо быть связанным гражданством с каким-нибудь государством. Принцип сокращения безгражданства столь важен, что при изменении гражданства он имеет приоритет перед принципом следования гражданства детей и недееспособных гражданству родителей и опекунов.

Основания приобретения гражданства. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» называет следующие основания приобретения российского гражданства:

· по рождению;

· в результате приема в гражданство Российской Федерации;

· в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

· путем выбора гражданства (оптации) и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ

· по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом о гражданстве

Приобретение гражданства по рождению (филиация) предполагает установление в законе оснований для приобретения гражданства и означает, что связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. При филиации используются принцип крови (дети граждан конкретного государства становятся ее гражданами независимо от места рождения) и принцип почвы (все дети, родившиеся на территории государства становятся его гражданами, независимо от гражданства их родителей). При закреплении общих правил принципа крови и принципа почвы необходимо урегулировать их соотношение, а также те случаи, когда использование и того, и другого принципа возможно лишь частично.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

· оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

· один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

· один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

· оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

· ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Прием в гражданство представляет собой натурализацию. Порядок приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке подчиняется следующим правилам.Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком.

Законодательство Российской Федерации предусматривает исключения из этого общего порядка. Так, лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения названных условий.

Кроме того, срок проживания на территории Российской Федерации – 5 лет сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия о проживании на территории РФ в течение пяти лет непрерывно и без представления вида на жительство.

Для отдельных категорий лиц законодательством предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, названных выше, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 года.

Разрешено обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории Российской Федерации, которые:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного Федеральным законом, и без представления вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Федеральным законом, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Кроме того, в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, Федеральным законом, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Федеральным законом, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает возможность восстановления в гражданстве, которое возможно при наличии одностороннего волеизъявления лица, ранее состоявшего в гражданстве. В соответствии со ст. 15 Закона, иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Выбор гражданства (оптация). При изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации. Особенностью оптации является то, что она представляет собой способ как приобретения, таки прекращения гражданства и осуществляется в соответствии не только с нормами национального законодательства, но и международного договора, который оформляет соответствующее изменение границы.

Отметим, что при правопреемстве и континуитете государств, т.е. при возникновении нового государства (продолжателя или преемника) используется также такой способ приобретения гражданства как признание гражданства. Этот способ был закреплен в ранее действовавшем Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г.: все граждане СССР, проживавшие на определенную дату на территории России, признавались гражданами России. В настоящее время, после завершения переходного периода, этот способ приобретения гражданства в законодательстве России не используется.

Прекращение российского гражданства – утрата лицом гражданства РФ с одновременным приобретением (сохранением) им статус иностранца или лица без гражданства.

Основаниями прекращения гражданства Российской Федерации являются:

· выход из гражданства Российской Федерации;

· отмена решения о приеме в гражданство;

· выбор гражданства (оптация), иные основания, предусмотренные международными договорами;

· случаи следования гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей

· иные основания, предусмотренные Федеральным законом о гражданстве

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, либо лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

· имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

· привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

· не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Отмена решения о приеме в гражданство, о прекращении гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена указанных решений осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом.

Российское законодательство устанавливает следующие правила изменения гражданства ребенка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним из его родителей:

· если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий на территории Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации;

· если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей;

· если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению его родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации;

· если один из родителей, приобретающий гражданство Российской Федерации, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство, их ребенок может приобрести гражданство Российской Федерации по заявлению обоих его родителей;

· если гражданство Российской Федерации одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства Российской Федерации одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

При усыновлении (удочерении) гражданство детей регулируется следующими правилами:

· ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации ребенка, усыновленного (удочеренного) иностранными гражданами или иностранным гражданином, может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства;

· ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой - лицом без гражданства, приобретает гражданство Российской Федерации со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации;

· ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка.

Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство:

· дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя;

· ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении Российской Федерации, приобретает гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо;

· ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство Российской Федерации, может приобрести гражданство Российской Федерации одновременно с указанным гражданином по его заявлению;

· ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации.

Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации:

· Президент Российской Федерации;

· федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;

· федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Решение вопросов гражданства традиционно составляет компетенцию главы государства, так как требуется принятие решения от имени государства в целом. Президент принимает решение в том случае, когда необходимо выражение воли со стороны государства – при натурализации. Реализацию полномочий главы государства обеспечивает входящая в состав президентской администрации комиссия по вопросам гражданства.

В иных случаях, когда отсутствует возможность государственного усмотрения и гражданство предоставляется или прекращается по основаниям, нормативно установленным в законе, все необходимые действия по оформлению изменения гражданства осуществляют органы исполнительной власти. Как правило, это органы внутренних и органы иностранных дел – в зависимости от того, где находится лицо, в отношении которого принимается решения (в России или за рубежом).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: