Цель определяется тем, ради чего происходит развитие. Данная программа использует воздействие искусства на растущего человека, формирующего его в целостную личность, направлена на воспитание в нем тех качеств, которые необходимы для ответственного существования его в мире, на приобщение ребенка к духовному, эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народов земли, через собственное творчество и создание художественных образов, развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознание своих внутренних переживаний.
Эта цель реализуется через задачи художественного образования и воспитания, направленные на развитие художественно-образного, творческого мышления детей, их воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, приобщение к золотому фонду творческого наследия человечества, а также приобретение специальных навыков и умений через практическую деятельность в процессе обучения.
Программа направлена на духовное развитие личности, развитие художественного восприятия и самовыражения, на ознакомление с шедеврами отечественного и зарубежного искусства. Практическая деятельность представлена в содержательном единстве с художественным творчеством, во взаимодействии искусства с жизнью. Выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный (изображение, украшение и постройка). Программа предусматривает обучение приемам работы красками, тушью, мелками и другими материалами.
|
|
Системообразующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности — изобразительной, декоративной и конструктивной. Эти три деятельности являются основами деления пространственно-визуальных искусств на виды: изобразительные (живопись, графика, скульптура), конструктивные (архитектура, дизайн) и различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждый из этих видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства, в том числе и детских поделок, и поэтому является основой для интеграции всего многообразия пространственных искусств в единую систему не по принципу перечисления видов, а по виду художественной деятельности. Выделение вида художественной деятельности акцентирует внимание не только на изучении произведений искусства, но и на более широком понимании художественной деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе повседневной жизни.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: Изображение, Украшение и Постройка. Это пока не искусство, а привычные каждому ребенку действия. Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать обучению и в дальнейшем. Они помогают сначала органично войти в освоение языков художественной выразительности пространственных искусств, затем служат структурной организации творческой деятельности и пониманию роли искусств в окружающей жизни, а потом помогают и в осознании еще более сложных пластов искусства.
|
|
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, дает ребенку возможность подниматься год за годом, от урока к уроку по ступенькам познания личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Важнейшим средством приобщения к художественной культуре являются художественные знания, умения и навыки. Форма, пропорции, пространство, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных и конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности осваивают учащиеся на протяжении всего обучения.
Каждому учителю постоянно приходится задумываться, как совершенствовать учебный процесс, как добиться лучших результатов своего труда. Каковы же формы и средства эффективной организации учебного процесса?
Педагогической основой всех методов является направленность на триединство задач урока, развитие мыслительных и художественных способностей детей, их эмоциональной сферы, использование специфики предмета для развития образного мышления ребенка.
Эффективность учебной работы по предмету достигается при использовании разнообразных форм и методов (практических, наглядных и др.) обучения. Огромное значение имеет живой интерес к предмету самого учителя, его творческий подход к процессу обучения, вовлечение в этот процесс самих детей, умений наладить взаимопонимание с учащимися. Эффективность учебной работы достигается при непременном использовании общих и частных задач методики и использовании опыта других учителей, умения самосовершенствоваться, т.е. творчески подходить к своей работе.
Методы:
1. Словесные: беседа, сравнение, деловые игры, создание ситуаций уподобления действиями, мимикой.
2. Наглядные: коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, зарисовки после просмотра, многовариативный показ произведений с одинаковой тематикой у разных авторов, самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства, использование домашних наблюдений.
3. Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой и художественным словом, использование аудио-, кино-, фотоматериалов.
4. Практические: показ приемов работы учителем; индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, наброски, композиционные поиски, долгосрочная работа; фронтальная работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом; групповая работа 2-4 человек с выбором лидера; коллективная работа всем классом или частью его с выбором главного мастера.
5. Творческие: исследование, поиск, творческая работа.
6. Непосредственный и опосредованный контроль восприятия искусства, практических работ. Формирование оценочных суждений, оценка своей работы, умение анализировать ее, доброжелательность в оценке чужой работы, умение найти положительные результаты.
|
|
Расширение видов деятельности на уроках:
1. Активная беседа во время восприятия искусства и освоения нового материала.
2. Работа с учебником.
3. Графические и живописные зарисовки, лепка, моделирование с натуры, по непосредственному впечатлению после просмотра, по памяти, по фантазии.
4. Композиционные поиски, зарисовки, эскизы: иллюстрации, рассказы в рисунках, тематические композиции, предметные композиции.
5. Групповые и коллективные работы: конструирование, создание живописных и графических панно.
6. Конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами.
7. Освоение техники живописи — акварелью, гуашью, восковыми мелками; графики — углем, карандашом, тушью, в гравюре, в монотипии; скульптуры — из пластилина, глины, пластики; конструирование — из бумаги, картона, коробок.
8. Декоративно-прикладное искусство: выполнение эскизов, роспись по дереву и папье-маше, роспись по ткани (батик).
9. Поисковые работы по искусству: коллекции открыток, марок, сбор репродукций в альбомы и для изготовления классных наглядных пособий, рассказы о художниках или видах искусства (возможна их краткая запись для создания классной рукописной библиотеки).
10. Ролевые игры: путешествия, художники и зрители, экскурсоводы и зрители, уподобление образам и др.
Освоение содержания программы должно проходить на уровне его практического «проживания», через общение с конкретными произведениями разных видов искусства как выражение чувств, мыслей. Это предполагает открытый характер заданий: диалог национальных и исторических форм искусства; уважение к творческой индивидуальности ученика; диалоговое общение учителя с детьми и детей между собой в процессе целостного художественного познания мира на основе собственной созидательной деятельности; широкое внедрение различных игр, способствующих активному формированию творческой личности; сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, создающими возможность обмена способностями между учениками.
|
|
Законы:
- закон связи искусства с жизнью (формирует нравственно-эстетический материал воспринимающего);
- закон единства формы и содержания (это проблема выразительности художественного языка того или иного вида искусства);
- закон типизации в искусстве (в искусстве типичное – это характерное, доведенное до своего апогея явление, так как искусство всегда раскрывает явление в его пике, чистоте).
На законах искусства основаны принципы построения программы:
1. Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения содержания искусства (тематический принцип).
Самый ответственный принцип программы. Нарушение его — нарушение ее сути. Каждый учебный год — обязательно целостная проблема. Каждая четверть определяет поворот, свою грань этой проблемы. Тематика программы позволяет ребенку «вживаться» в живую ткань художественной культуры своего народа и всего человечества. Целостность программы обеспечивают:
а) метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого урока и неповторимости их;
б) метод единства восприятия и созидания, когда все виды деятельности на уроке направлены на эмоциональное переживание художественного образа;
в) обобщающие уроки в конце четверти, позволяющие перевести ее тематику на новый уровень осознания;
г) метод широких ассоциаций, опирающийся на культуру и такт учителя, на личностное восприятие детьми искусства.
2. Принцип художественного сопереживания или уподобления. Для вхождения ребенка в состояние сопереживания, уподобления необходимо создать на уроке соответствующую ситуацию: особая атмосфера, игровые, сказочные моменты урока, последовательность показа произведений искусства, артистизм учителя. Учитель должен знать методы педагогической драматургии. Каждый педагог — это режиссер, а класс — его труппа.
3. Принцип диалога культур.
Он осуществляется через выстраивание содержания программы по принципу «от родного порога — в мир общечеловеческой культуры». От родного порога — это значит, от родной с детства окружающей тебя природы до осознания Родины как содружества многих народов, имеющих самобытную культуру, и дальше до знакомства с искусством народов мира. Все познается в сравнении.
4. Принцип творческой самореализации.
В наших детях необходимо сформировать потребность в художественной деятельности, в приобретении умений и навыков в этой области. Есть целый ряд методов для активизации их творческого сознания:
а) свобода в системе ограничений, когда четкое выполнение практических задач, с одной стороны, и постоянная их сменяемость, с другой, формируют целеустремленность ребенка;
б) метод диалога, в котором учитель и ученик — собеседники — выясняют волнующие их обоих вопросы «зачем?» и «как?», и тогда восприятие искусства и слово органично претворяются в деятельность по созданию собственного художественного образа;
в) метод сравнений и ассоциаций;
г) метод коллективных, групповых и индивидуальных работ детей, развивающих в них чувство единения и ответственности.
5. Принцип единства реальности и фантазии.
У любого художественного творчества два «крыла» — реальность и фантазия. Одно помогает отражать действительность, другое помогает уходить от стереотипов и зрительных клише, штампов. Только в изобразительном искусстве процесс придумывания, фиксации замысла имеет непосредственный характер для ребенка, держащего в руках карандаш или кисть.
6. Принцип реализации связи искусства с жизнью раскрывается через:
а) активизацию жизненного опыта детей при осознании ими каждой
темы урока;
б) внеклассную индивидуальную и коллективную поисковую деятельность;
в) отчетные уроки перед родителями;
г) оформление работами учеников интерьера школы и школьных праздников.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, классическим и народным искусством разных стран и народов. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Задания студентам:
1. Заполнение сводной таблицы по программам.
2. Заполнение терминологического словаря.