Программы Т.Я. Шпикаловой и Б.М. Неменского

План:

1. «Изобразительной искусство», включающее художественный труд (Т. Я. Шпикалова).

2. «Изобразительной искусство», включающее художественный труд (Б. М. Неменский).

Литература:

Неменская, Л. А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь [Текст]: учебник для 1 класса нач. школы / Л. А. Неменская; Под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002. – 111 с. - 40000 экз. - ISBN 5-09-011644-Х.

Неменская, Л. А. Каждый народ – художник [Текст]: учебник для 4 класса нач. шк. / Л. А. Неменская; Под ред. Б. М. Неменского. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 144 с. - 10000 экз. - ISBN 5-09-012263-6.

Неменская, Л. А. Твоя мастерская [Текст]: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику Каждый народ - художник" для 4 класса нач. шк. / Л. А. Неменская. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 32 с. - 15000 экз. - ISBN 5-09-014210-6.

Шпикалова, Т. Я. Творческая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство" 1 класс начальной школы [Текст]: творческая тетрадь / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. - М.: Просвещение, 2002. - 64 с. - 10000 экз. - ISBN 5-09-011554-0.

Шпикалова, Т. Я. Творческая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство" 2 класс начальной школы [Текст]: творческая тетрадь / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М.: Просвещение, 2002. - 64 с. - 10000 экз. - ISBN 5-09-010026-8.

Шпикалова, Т. Я. Творческая тетрадь к учебнику "Изобразительное искусство" 3 класс начальной школы [Текст]: творческая тетрадь / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова и др. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с. - 5000 экз. - ISBN 5-09-010891-9.

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство [Текст]: учебник для 2 класса нач. шк. / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. - М.: Просвещение, 2002. - 112 с. - 30000 экз. - ISBN 5-09-010077-2.

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство [Текст]: учебник для 3 класса нач. шк. / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. - М.: Просвещение, 2003. - 112 с. - 10000 экз. - ISBN 5-09-010892-7.

Контрольные вопросы:

1. Выделите сходства и различия программ.

Термины и понятия:

интегрированный курс, интеграция, непрерывность, преемственность.

Цели:

познакомить студентов с программами, рекомендованными Министерством образования для начальной школы, с тем, чтобы они в процессе педагогической практики и будущей работы в качестве учителей начальных классов, могли бы выбрать наиболее подходящую программу, зная ее плюсы и минусы, и строить уроки в соответствии с ней, а не просто как бессистемное изготовление интересных поделок.

1. «Изобразительной искусство», включающее художественный труд (Т. Я. Шпикалова)

Главная цель программы — способствовать воспитанию высокохудожественно-образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребенка, активизации познавательного интереса к изучению истоков народного и декоративно-прикладного искусства.

Эта цель решается при соединении в интегрированном курсе изобразительного искусства и художественного труда, искусства слова и пения (музыки). Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры современного общества. Учебный курс, раскрывая понятия красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и воссоздания звука (слово, песня), движения как отражения окружающей действительности, созданных талантом человека, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Художественный образ звука, движения, вещи рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, национальными художественными традициями.

Структура программы необычна: содержание раскрывается по видам народного искусства. Первый блок посвящен народному декоративно-прикладному искусству, второй — устному народному творчеству.

Народное декоративно-прикладное искусство включает следующие разделы учебного курса:

1. Основы художественного изображения.

2. Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды.

3. Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения.

4. Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).

Устное народное творчество включает следующие разделы учебного курса:

1. Учебный материал для восприятия на слух.

2. Учебный материал для самостоятельного чтения.

3. Фольклорные праздники.

В учебном интегрированном курсе широко и многогранно раскрываются художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся, как в процессе эстетического восприятия, так и в собственно художественно-творческой деятельности.

Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю предоставляются большие возможности для педагогического творчества при подготовке и проведении, например, таких форм урочной работы, как уроки обобщающего типа (урок-образ по сценарию) и уроки-праздники как формы коллективной работы; уроки формотворчества и экспериментирования. Игра рассматривается как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы младших школьников на уроках труда.

2. «Изобразительной искусство», включающее художественный труд (Б. М. Неменский)

Сквозная программа, ориентированная на массовую общеобразовательную школу. В начальной школе предназначена для изучения в объеме 1-2 ч/нед. В ее основе лежит концепция «Художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе», которая ориентирована на ребенка, на становление его духовного мира.

Эта программа представляет собой целостный интегративный курс, который системно соединяет в себе основы всех видов пространственно-визуальных искусств: изобразительные, декоративные, архитектуру и дизайн. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью. Роль искусства в повседневном бытии каждого человека, в жизни об­щества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: