Требования к уровню подготовки учащихся по технологии

Программа по технологии в системе Л. В. Занкова (Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова)

Программа по технологии в системе Л. В. Занкова

План:

1. Программа по технологии в системе Л. В. Занкова (Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова).

2. Требования к уровню подготовки по технологии.

Литература:

Цирулик, Н. А. Твори, выдумывай, пробуй! Труд [Текст]: учебник для 3-го класса / Н. А. Цирулик, С. И. Хлебникова. - Самара: Корпорация "Федороф", Издательство "Учебная литература", 2004. - 96 с. - 10000 экз. - ISBN 5-9507-0092-9.

Цирулик, Н. А. Умные руки. Виды худож. обработки м-лов. Моделирование и конструирование [Текст]: учебник для 1 класса / Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. - Самара: Корпорация «Федоров»; Издательство "Учебная литература", 2003. – 80 с. - ISBN 5-9507-0016-3.

Цирулик, Н. А. Уроки творчества [Текст]: учебник для 2 кл. / Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова. - Самара: Корпорация «Федоров»; Издательство "Учебная литература", 2004. – 112 с. - 60000 экз. - ISBN 5-9507-0045-7.

Цирулик, Н. А. Ручное творчество [Текст]: учебник для 4-го класса / Н. А. Цирулик, С. И. Хлебникова, О. И. Нагель, Г. Э. Цирулик. - Самара: Корпорация "Федоров", "Издательство "Учебная литература", 2003. - 96 с. - 10000 экз. - ISBN 5-9507-0709-7.

Контрольные вопросы:

1. Выделите особенности программы по труду в системе Л. В. Занкова.

2. Охарактеризуйте требования к уровню подготовки учащихся по труду.

Термины и понятия:

мастерство, креативность, креативная личность.

Программа «Технология. Художественный труд» по системе Л. В. Занкова направлена на достижение общего развития младших школьников. Ее авторы Н. А. Цирулик и Т. Н. Проснякова.

Специфическая задача предмета — максимально способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка средствами художественного труда, воспитывать индивидуально выраженную, креативную личность.

Креативной является личность, творчески мыслящая, всесторонне развитая, инициативная, самостоятельная, социально активная, т.е. обладающая качествами, необходимыми во всех видах искусства, а также в науке, технике, бизнесе и прочих областях человеческой деятельности.

Но созидательная творческая деятельность представляет собой единство познания и исполнения. Познавательная сторона включает в себя восприятие изображаемого предмета или явления и последующее его осмысление с целью создания собственных образов и замыслов. Исполнительская сторона подразумевает освоение учащимися средств художественного изображения и технологических приемов обработки материалов, а также самостоя­тельное их применение.

Условием протекания созидательной творческой деятельности и возникновения положительной мотивации является стимулирование всестороннего ознакомления детей с объектом изображения.

Учитель может помогать процессу создания образа замысла разными способами:

- побуждать детей собирать дополнительную информацию об объекте;

- связывать объект с темой, изучаемой в это же время по другому предмету;

- разбирать целевое назначение поделки: в чем ее смысл, польза, кому она предназначена, как должна быть оформлена.

Иногда следует делать акцент не на объекте, а на способе действия, т.е. повышать заинтересованность учащихся в изучении новой технологии. Вот некоторые пути решения этой задачи:

- связать изучаемую технику с каким-либо народным промыслом России или традиционным искусством другой страны;

- связать способ действия с другими видами изобразительного искусства, познакомить детей с шедеврами мировой художественной культуры;

- представить ремесло в его историческом развитии от древних времен до современности, вплоть до этого конкретного урока;

- заинтересовать детей изобразительной новизной, неожиданными эффектами и возможностями, которые несет новый прием.

Комбинация предлагаемых приемов помогает сделать уроки разнообразными, положительную мотивацию — устойчивой, а действия — более осмысленными.

Цель предмета - общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету. Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором так или иначе участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: как воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции).

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Практическая деятельность на уроке ручного труда позволяет учителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ребенку проявить те личностные свойства, которые не видны на уроках по другим предметам.

Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:

1) развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

2) формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;

3) формирование умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

4) знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;

5) знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.

Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов. Специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движения рук, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися ему. Именно поэтому содержание образования по труду характеризуется многообразием ручных операций, с которыми дети должны иметь дело при изготовлении предметов. Дети овладевают такими операциями, как вырезывание, сминание, скручивание, складывание, сгибание, обрывание, вытягивание, скатывание, плетение, вывязывание и т.д.

Чаще всего основную работу осуществляет ведущая рука, а другая выполняет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по намеченному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для одних требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить), для других такой точности не нужно, например, сплести косичку.

Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой мере, но внимание развивается при любых движениях. Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, изменение формы открытки), и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения, басни, сказки). Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит.

При выполнении творческих работ ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного творчества придается особое значение, как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, текстильные материалы (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы старых журналов, пакеты от пищевых продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.)

В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов, проволоки, природных материалов, бумажного шпагата. Важно для развития ручных умений и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной. С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов и приемов в одном изделии (коллаж).

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной веши, происхождения различных видов художественной деятельности. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, осуществляемое исподволь, постепенно, будет важным вкладом в развитие речи детей. В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности.

Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии в природу. Можно использовать для показа изделия прикладного искусства, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок.

Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит исходя также из региональных особенностей своего края. Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы.

Организационные формы, применяемые на уроках, тоже различны: индивидуальное выполнение заданий, групповое и коллективное. В каждом из четырех классов на уроки ручного труда отводится по два часа в неделю.

Виды практической деятельности:

1. Репродуктивная деятельность. Она может быть достаточно разнообразной: копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, данному в учебнике, устные ответы по теоретическим вопросам относительно цвета, формы, материала, техники выполнения. В учебнике подобные вопросы указаны под значком «Наблюдение».

2. Репродуктивная деятельность с элементами творческой. Даже выполняя заданную поделку, можно направить детей по пути творческого поиска. На это ориентированы задания под знаками «Замена» и «Варианты».

3. Творческая деятельность краткосрочного и длительного характера. Краткосрочными творческими заданиями являются вопросы под знаком «Открытие». Небольшие эксперименты в процессе освоения новой технологии учат детей доверять своим рукам, получать новые знания опытным путем и часто показывают наглядный пример вариативности в работе, достижения одного и того же результата разными путями.

Творчески активным детям можно предлагать такие задания: кому-то предложить поработать дома, кому-то — объединиться с друзьями. Более способным детям можно подсказать новое, оригинальное решение, с более слабыми вместе разработать порядок создания работы, помочь в подборе материала. Творческие работы рекомендуется использовать как итоговые в конце четверти или в конце изучаемой темы.

Критерии анализа и оценки детских работ

С самых первых уроков дети должны привыкать к обсуждению своих работ с различных точек зрения. Это подскажет им, на что нужно обратить внимание в следующий раз. Детей также следует вовлекать в процесс обсуждения. Однако следует быть очень осторожными с критическими оценками. Акцент лучше делать на реальных достижениях, на положительных сдвигах. А нетактичная критика (пусть даже объективная) может быстро отбить желание совершенствоваться в такой хрупкой области, как творчество.

Проводить анализ можно по следующим параметрам:

1. По содержанию. Как выполнена работа? По образцу, с частичными изменениями или по собственному замыслу. Идея или образ, лежащие в основе поделки. Насколько удалось это воплотить.

2. По материалу. Как подобран материал? Насколько он соответствует замыслу, технологии? Как использовались его свойства, цвет, форма?

3. По выполнению. Насколько аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие приемы и технологии использовались? Какие инструменты и насколько грамотно применялись?

4. Скорость и индивидуальный темп работы учащегося.

5. По эмоционально-эстетическому отношению к работе. Насколько эмоционально ребенок относится к заданию, к процессу, к продукту? Какие типы заданий предпочитает (предметные, сюжетные, декоративные)? Какие материалы и технологии вызывают больший эмоциональный отклик? Как он сам оценивает свою работу и работы других детей?

6. По уровню творческой деятельности. Что нового ребенок внес в изображение, в технологический процесс? Насколько он сумел проявить свое личностное видение? Какие он сделал открытия в сфере применения технологии и в области специфических средств выразительности?

Методический подход к созданию изделия как аспекту творчества требует временных затрат. Весь цикл работы включает в себя следующие этапы: теоретическая часть, практические упражнения, создание образа замысла, практическое выполнение. Эти этапы не всегда укладываются в рамки одного урока. Недоделанные работы приходится оставлять в классе или забирать домой, что не всегда удобно. При этом теряется нужное эмоциональное состояние, расплывается образ, ради которого потрачено столько времени и усилий. В связи с этим, если есть возможность, рекомендуется ряд крупных трудоемких работ проводить на сдвоенных уроках труда.

Таким образом, система Л. В. Занкова предлагает широкий набор средств для самостоятельной работы детей на уроках труда, но все же важнейшая роль на уроке принадлежит учителю. От его заинтересованности, увлеченности, от умения искренне радоваться достижениям ребят и их открытиям зависит успех работы.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения:

Ученики должны знать:

Термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значение (аппликация, мозаика, оригами). Свойства материалов, из которых можно лепить, плести, сделать аппликацию, мозаику, оригами. Названия инструментов, приспособлений и правила работы с ними. Разные приемы разметки деталей из бумаги: с помощью шаблонов, трафаретов, перегибания. Приемы разметки ткани с помощью продергивания нитей, обработки края бахромой. Способы соединения материала с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения. Различные способы выполнения аппликации, мозаики, плетения, разные приемы лепки.

Учащиеся должны уметь:

Лепить разными способами (размазывать пластилин на основе, скатывать жгутики, шар, примазывать одну часть к другой). Вырезать из бумаги детали прямоугольного контура, в форме круга, овала, вырезать симметрично. Складывать бумагу по прямой линии, в том числе и приемом гофрирования. Плести в три пряди из различных материалов. Вышивать швами «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» по прямой линии. Пришивать пуговицу с двумя отверстиями. Экономно размечать детали на бумаге. Соединять детали разными способами. Самостоятельно или с помощью учителя ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца. Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания. Самостоятельно или с помощью учителя планировать последовательность выполнения действий при работе по образцу. Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения. Словесно характеризовать выполненную процедуру изготовления поделки.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго года обучения

Ученики должны знать:

Новые термины, встречающиеся на уроках (макраме, коллаж). Свойства новых материалов (стеарин, тесто). Новые свойства уже встречавшихся материалов. Новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет. Новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги. Новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки. Новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения. Приемы комбинирования в одном изделии различных материалов.

Ученики должны уметь:

Лепить способом вытягивания из целого куска. Вырезать из бумаги детали криволинейного контура. Вырезать из бумаги полоски на глаз. Обрывать бумажные детали по намеченному контуру. Плести разными способами из различных материалов. Вышивать приемом «вперед иголку» по криволинейному контуру. Пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами. Экономно размечать детали на бумаге, ткани разными способами. Соединять детали различными способами. Самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка. Самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания. Самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу. Контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения. Создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе «бросовых», и разных способов соединения.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу третьего года обучения

Ученики должны знать:

Свойства материалов, проявляющиеся в новых видах работы. Новые приемы работы в уже известной технике (аппликации, мозаики, плетения). Приемы разметки с помощью создания эскизов. Способы соединения деталей с помощью щелевого замка и клапана.

Ученики приобретают умения:

Лепки разными способами. Вырезывания ножницами деталей из ткани. Вырезывания бумажных узоров на глаз, без предварительного нанесения контура. Складывания из бумаги по прямой линии с использованием схемы. Плетения разными способами, указанными в программе. Использования швов «строчка», «через край», «петельный». Соединения деталей с помощью клея, ниток, щелевого замка, проволоки.

Ученики совершенствуют умения:

Ориентировки в заданиях, выполняемых по образцу. Создания образов по собственному замыслу с использованием любой известной техники. Видеть возможность использования различных предметов в новой для них функции для создания образов. Комбинирования в одном изделии различных материалов. Планирования последовательности выполнения действий при воспроизведении образца. Контроля своей работы на всех этапах ее выполнения.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвертого года обучения

Ученики должны знать:

Новые термины, встречающиеся в программе (фольга, тиснение, рельеф, каркас, папье-маше и т.д.). Новые свойства уже встречавшихся материалов (вытягивание бумаги при тиснении, складывание бумаги по кривой). Новые приемы разметки (с помощью выкройки, увеличения рисунка по клеткам). Новые операции обработки материалов (тиснение по фольге, на бумаге, скручивание проволоки).

Ученики приобретают умения:

Вышивать крестом, стебельчатым и тамбурным швами. Вывязывать крючком цепочки, столбики без накида и с накидом. Вывязывать спицами простейшие узоры. Обрабатывать бумагу и фольгу в технике тиснения. Пользоваться приемом скручивания проволоки. Работать в технике папье-маше. Складывать бумагу по кривой линии. Делать разметку с помощью выкройки и по клеткам. Соединять детали путем закручивания ниткой (при изготовлении кукол).

Ученики совершенствуют умения:

Пользоваться чертежом. Создавать композиции из разных материалов в различной технике. Подбирать материалы, сюжеты, цвета. Комбинировать в одной работе различные материалы и технику выполнения. Планировать последовательность выполнения работы. Осуществлять контроль на всех этапах работы.

Задание для студентов:

1. Заполнение сводной таблицы по программам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: