Структура урока технологии

Специфика учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе

Урок технологии в малокомплектной школе

План:

1. Специфика учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе.

2. Структура урока технологии. Организация и планирование однопредметных и однотемных уроков в объединенных классах.

3. Роль экскурсий, связанных с уроками технологии, в учебном процессе малокомплектной школы.

Литература:

Кругликов, Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. И. Кругликов. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 480 с. - 30000 экз. - ISBN 5-7695-17646.

Методика преподавания труда с практикумом [Текст]: курс лекций / Т. Н. Зотова; Бийский педагогический государственный университет им. В. М. Шукшина. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. - 172 с. - 100 экз.

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается специфика уроков технологии в малокомплектной школе?

2. Опишите структуру урока технологии.

Термины и понятия:

малокомплектная школа, однопредметные уроки, однотемные уроки, экскурсия.

Цели:

показать специфику урока технологии в малокомплектной школе, особенности организации и планирования однопредметных и однотемных уроков в объединенных классах, а также роль экскурсий, связанных с уроками технологии, в учебном процессе малокомплектной школы.

Анализ деятельности малокомплектных начальных школ свидетельствует об усилении в последние годы зависимости состояния работы и качества образования от местных факторов, в частности, от экономических возможностей района, от профессиональной компетентности руководителя администрации, от состояния социальной сферы. Совершенно очевидно, что все без исключения малокомплектные начальные школы имеют очень ограниченные источники поддержки, как в сфере ближайшего социального окружения, так и на муниципальном и краевом уровнях.

Абсолютное большинство малокомплектных начальных школ края (до 90%) реализует традиционные программы четырехлетнего начального обучения и работает по учебным планам, подготовленным на основе базисного.

Организация и планирование однопредметных и однотемных уроков в объединенных классах

Условия таковы, что требуют на каждом уроке обязательно проводить самостоятельную работу с учащимися каждого класса. В то время как ученики одного класса самостоятельно выполняют учебные задания, учитель занимается с учащимися другого класса.

Таким образом, самостоятельная работа учеников одного из классов - условие нормальной учебной деятельности учащихся другого и обязательным компонентом урока технологии в малокомплектной начальной школе.

От умения учителя чередовать занятия под своим руководством и самостоятельную работу во многом зависит успех урока.

Относительно частые переходы от работы под руководством учителя к самостоятельной особенно необходимы в первом полугодии первого года обучения.

При планировании работы с учениками очень важно предусмотреть:

- объяснение материала на основе самостоятельно проведенной ребятами подготовки к усвоению новых знаний. Особое внимание обратите на разъяснение учащимся сущности формируемых понятий и технологий изготовления изделий, проверьте их усвоение учениками;

- показ наиболее рациональных приемов применения полученных знаний при выполнении разнообразных упражнений;

- обобщение изученного материала (по теме, разделу программы) с необходимыми внутрипредметными связями. Подведите учащихся к самостоятельным обобщениям и выводам.

Содержание эффективной самостоятельной работы на уроке может включать:

- самостоятельное изучение по учебнику или по другим источникам программного материала, необходимого на этом уроке;

- различные виды тренировочных упражнений с опорой в необходимых случаях на таблицы и памятки, специально разработанные учителем, а также с постоянным обращением к теоретическим сведениям и правилам, изложенным в учебнике.

Учитывая, что темп самостоятельной работы у детей разный, рекомендуется предусмотреть и заранее записать на доске или на карточках резервные задания, которые справившиеся с самостоятельной работой ученики могут выполнять без особых напоминаний и указаний учителя. Это могут быть раздаточные инструкционные технологические карты.

Организации индивидуальной, групповой и коллективной деятельности школьников на уроке - трудоемкий способ работы. Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности и усложняя ее, вы готовите учеников и самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, умению формулировать цели своей работы, планировать свой труд, приобретать навыки самоконтроля. Идет постоянное вытеснение модели обучения - учитель - ученик - учитель, реализуется модель взаимообучения: ученик - учитель + необходимая помощь и коррекция со стороны учителя, а также модель самообучения: ученик + взаимная помощь и коррекция со стороны товарищей или учителя.

Интересные данные по организационной структуре современного урока получены П. Урбетисом и В. Валентиновичюсом, которые изучили изменение работоспособности школьников в ходе урока: с 1-й по 4-ю минуту урока ребята способны усвоить около 60% информации, с 5-й по 23-ю - около 80%, с 24-й по 34-ю - около 45-5-% и с 35-й до конца урока - до 6%.

В связи с тем, что нагрузка на учащихся в малых классах возрастает во много раз, приведем приемы, предупреждающие утомляемость учеников:

- психологические (активизация различных видов внимания, мыслительных операций, создание психологического комфорта в классе);

- технические (физкультминутки, сокращение продолжительности урока до 35-40 минут, паузы до и после постановки вопроса, повторение важнейших мыслей, понижение или повышение голоса во время изложения материала с тем, чтобы усилить его эмоциональное воздействие).

В условиях малокомплектной школы между учителем и учеником легко возникает обратная связь, позволяющая оперативно изменять методику обучения, темп изложения учебного материала, регулировать сложность и объем учебных заданий. Однако такую диалоговую связь учителя и ученика ни в коем случае не стоит использовать для ежедневного выставления отметок, в этом случае отметка утратит свою роль.

Особого внимания заслуживает организация и планирование однопредметных и однотемных уроков в объединенных классах. Суть в следующем. Многие темы повторяются в каждом классе, но на разном уровне. Есть, следовательно, возможность так спланировать учебный процесс, чтобы уроки по этим темам проводить одновременно во всех классах. При этом часть времени на таких уроках может быть использована для рассказа, беседы, демонстрации опытов, таблиц и т.д., рассчитанных на учащихся всех классов, а в течение остального времени ученики каждого класса работают над отдельными заданиями.

Виды работ на уроках технологии:

1. Индивидуальная работа.

2. Другой вид работы, который возможен в таком учебном процессе, – обучаться у знающего: учителя или ученика. Это ситуация одностороннего обучения: учитель может обучать учеников любого уровня; ученики разного уровня могут общаться между собой в одностороннем порядке – один другого учит или проверяет. Это вторая ситуация.

3. Ученики, находящиеся на одном, близком уровне, могут иметь другую форму совместной деятельности: взаимообучение, взаимоконтроль, совместное обсуждение, т.е. нечто, что можно взаимно осуществлять.

По этой принципиальной схеме можно организовать учебный процесс в малокомплектной школе.

Особую ценность для трудового воспитания сельских детей представляет работа младших школьников под руководством учителей на приусадебных участках и уход за животными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: