Возникновение и сущность власти

Власть служит основой, объектом и движущей силой политики. Борьба за власть является характерной чертой политической жизни любого общества, любой эпохи. Учение о власти является основополагающим в политологии.

Великий древнегреческий философ Аристотель Стагирит (384 - 322 до н. э.) в своей работе "Политика" утверждал, что "Существует много разновидностей властвующих и подчиненных, однако, чем выше стоят подчиненные, тем более совершенная сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным. Ведь чем выше стоит мастер, тем совершеннее исполняемая им работа…

Во всяком живом существе прежде всего можно усмотреть власть господскую и политическую. Душа властвует над телом, как господин, а разум над нашими стремлениями - как государственный муж".

Что же такое власть, какова ее природа? На эти и другие вопросы призвана ответить наша лекция.

Во все времена политическая наука считала неразрывными политику и власть. Власть есть основной инструмент и цель политики в обществе. Общество потому и является обществом, что объединяющими факторами являются взаимодействие людей, обмен и власть. "Тот, кто участвует в политике, тот обязательно борется за власть", - известная формула М. Вебера.

Существует множество определений власти. Приведем некоторые из них.

Власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета, воли, принуждения.

Власть - это политическое господство над людьми.

Власть - это система государственных органов.

Власть - это лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.

Власть - это способность или потенциальная возможность принимать и приводить в исполнение решения, оказывающие воздействие на поведение и действия людей.

Американский политолог Г. Саймон определяет власть таким образом: "А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В".

Фрейд З. объясняет стремление к власти и обладание ею, как компенсацию на подавленное либидо (половое влечение).

Однако предметом политики является не всякая власть, а только власть в публичном смысле слова. Еще Аристотель стремился отделить авторитет политического лидера в ассоциации (полисе) от других форм власти: хозяина над рабом, мужа над женой, родителей над детьми.

Вебером М. сформулирована позитивистско-социологическая концепция определения власти. По его мнению, необходимо признать асимметричность отношений между политическими субъектами в обществе. В связи с этим существует возможность одного субъекта влиять или воздействовать на другие субъекты. То есть, если конституируется способность субъекта А влиять на субъекты В и С и добиваться цели своего влияния, даже несмотря на сопротивление со стороны В и С, то можно утверждать, что субъект А имеет власть над субъектами В и С.

Таким образом, можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.

Концентрированным выражением власти являются отношения принуждения-исполнения.

Принуждение - это характерный признак и функция любой политической власти. Но общество невозможно построить на принуждении и насилии, так же как и только на позитивных стимулах.

В Конституции Российской Федерации утверждается, что "...Россия есть демократическое федеральное правовое государство...". Задача правового государства - строго выдерживать меру между позитивными стимулами и принуждением. Это и есть политика властвовать, политика миротворчества, искусство возможного, создание разумных балансов между общественными движущими силами и социальными интересами.

Современная политологическая наука знает несколько подходов к исследованию проблем власти. Главным в этих концепциях является вопрос об источниках или основаниях власти, поиск модели воспроизводства и концентрирования власти.

Системное направление современных концепций политической власти:

  • ориентировано на поиски тайны власти в общественных структурах;
  • основу властеотношений видит в противоречии или несимметричности функций как выражении общественной системы;
  • потребность власти видит в противоречиях между запросами, интересами, ожиданиями и возможностями;
  • определяет власть как производную от статуса субъекта способность действовать, ставить условия.

Бихевиористское направление концепций политической власти включает в себя:

  • ролевые (реляционистские) теории;
  • поведенческие теории;
  • теория обмена ресурсов и др.

Основные положения бихевиористского направления:

  • основа властеотношений - контроль одного субъекта над другим;
  • некоторые исследователи видят исходное начало власти в воле, как естественном свойстве человека, в его агрессивности и стремлении к большему и лучшему;
  • власть проявляется в силе, способностях (руководителя), и люди жаждут быть в услужении (подчинении), стремятся присоединиться к воле кого-либо;
  • человек-первоисточник власти;
  • критическое отношение к особой роли государства в упорядочении отношений между людьми.

Марксистско-ленинское направление понимает политическую власть как волю класса, как господство одних над другими, как подчинение организованной силе. Акцент делается на классовом господстве-подчинении, а политическая власть видится исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. Но такой подход может отражать реальные отношения только в обществе с устойчивыми классовыми размежеваниями. Марксизм абсолютизировал зависимость власти от классовых отношений.

Характерные признаки власти:

  • доминирование властной воли;
  • наличие особого аппарата управления;
  • суверенитет органов власти;
  • монополия на регламентацию жизни общества;
  • возможность принуждения в отношении общества и личности.

Конституция Российской Федерации (ст.3) определяет, что "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Народ, как источник власти, осуществляет ее:

  • непосредственно через выборы и референдумы;
  • через органы государственной власти;
  • через органы местного самоуправления.

В качестве атрибутов политической власти выступают:

  • экстенсивность - число объектов, широта воздействия власти.
  • обширность - число сфер, в которых осуществляется власть.
  • интенсивность - мера воздействия власти на ее объект.

Воздействие власти на объект осуществляется в различных формах. Основными формами осуществления власти являются:

  • господство;
  • руководство;
  • управление;
  • координация;
  • организация;
  • контроль.

Политическая власть использует различные средства своего осуществления. К основным из них можно отнести:

  • право;
  • авторитет;
  • убеждение;
  • традиции;
  • манипуляции;
  • принуждение;
  • насилие.

В чем же заключается необходимость политической власти?

Во-первых, власть инклюзивна (от лат. "инклюзере" - включать), проникает и функционирует во всех сферах общественной жизни.

Во-вторых, власть регулирует общественные отношения (между государством и партиями, между группами людей и т.д.).

В-третьих, власть необходима для организации общественного производства.

В-четвертых, власть подчиняет всех членов общества (государства) единой воле.

В-пятых, поддерживает целостность и единство общества как социального образования.

В-шестых, власть выполняет роль связующей компоненты людей и социальных групп внутри общества.

Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции. В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:

  • анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;
  • определение собственной стратегии и частных, тактических задач;
  • репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;
  • присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными - воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);
  • распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);
  • преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.

Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на основных уровнях его социальной структуры: общественном, публичном, групповом, личном.

Это дает основание рассмотреть структуру политической власти как следующие функционально действующие уровни:

  • Макрополитическая система высших инстанций (правительство и его органы, высшие партийные органы и т.п.).
  • Мезовласть - власть среднего звена.
  • Микроуровень власти - власть внутри малых групп; самоуправление.

Анализ видов, форм и функций власти позволяет построить ее определенную классификацию, или типологию. По проблеме типологии власти существует множество мнений и концепций. С учебной точки зрения попробуем типологию власти рассмотреть многосторонне. Это важно для оценки облика власти, ее роли в обществе, перспективности и процесса функционирования.

Типология политической власти по следующим признакам:

По степени институциализации власть различают:

  • Институционно организованная власть в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархий типа: распоряжение-подчинение. Это президентская власть, правительственная, муниципальная и т.п.;
  • Неинституционная, неформальная власть - власть в малых неформальных группах.

По объему прерогатив власти различают:

  • международная власть всемирных организаций;
  • международная власть союзов, блоков стран;
  • власть государства во внешнеполитических отношениях;
  • государственная власть;
  • ассоциативная власть (партийная, групповая, местной администрации).

По субъекту власти:

  • личная (царская, королевская, президентская и т.п.);
  • коллективная (партийная, власть группы, клана, класса и т.п.);
  • парламентская;
  • правительственная;
  • судебная.

По структуре правящего субъекта власть различается:

  • единоличная (монарх, диктатор);
  • единоначальная (президент, премьер-министр);
  • полиархическая (группа власти, олигархия).

По применяемым методам выделяются:

  • власть-господство;
  • власть-насилие;
  • власть-авторитет;
  • харизматическая власть и др.

По режиму правления:

  • демократическая;
  • авторитарная;
  • деспотическая;
  • тоталитарная;
  • бюрократическая и др.

По социальному типу:

  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • социалистическая.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политическая власть существует в каждом обществе в той или иной форме, органически пронизывает все общественные сферы.

   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: