Тема №5: Правовое регулирование доходов и расходов

Бюджетная классификация

Статьи делятся по доходам и расходам — доходные и расходные статьи, соответственно. Важную роль в этом процессе играет бюджетная классификация. Это основной методологический документ, на основании которого формируются все бюджеты.

Речь идет о том, что бюджетная классификация — это группировка доходов, расходов и источников финансирования бюджетного дефицита с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Такая бюджетная классификация необходима для упрощения процесса сопоставления показателей бюджетов разных уровней, обеспечения сопоставления показателей бюджетов текущего, прошедшего и планового периодов.

До 1996 года бюджетная классификация утверждалась на подзаконном уровне. С 1996 года она принимает статус закона. Сейчас регулирование этой бюджетной классификации в значительной мере осуществляется даже на уровне БК РФ.

При этом сама структура бюджетной классификации и правовое регулирование ее самых высоких, наиболее общих уровней осуществляется в БК РФ, а более низкие, более детализированные уровни могут устанавливаться и на уровне актов МинФина РФ.

Структура бюджетной классификации упрощается и включает в себя:

· классификацию доходов;

· классификацию расходов;

· классификацию источников финансирования дефицита;

· классификацию операций сектора государственного управления — речь идет об экономической классификации, имея в виду то, что публично-правовые образования выступают самостоятельными субъектами хозяйствования, самостоятельными экономическими единицами. То есть, последнее кодирование представляет собой присвоение кодов тех экономических операций, которые совершаются публичными образованиями и их учреждениями.

Изменения в БК РФ в этой части являются результатом, итогом реформирования бюджетного процесса в целом; это важная его часть. Реформирование же связывается с рядом важных задач; так, необходимо:

· перейти к финансированию и планированию, ориентированному на достижение результата без определения детального направления использования средств — надо укрупнить показатели бюджетной классификации;

· согласовать бюджетную классификацию с международными стандартами финансовой отчетности и с единым планом счетов бюджетного учета. Ранее существовал отдельно учет исполнения бюджета и учет зачисления в бюджет, а сейчас они объединены в едином плане счетов учета. На данный момент необходимо провести сопоставление единого плана счетов с показателями бюджетной классификации, и одновременно перейти с кассового метода (операции учитываются в момент зачисления и выплаты денежных средств) на метод начислений (позволяет учитывать не только движение денежных средств, но и увеличение или уменьшение стоимости основных средств, которые находятся в собственности публичного субъекта).

Цель глобальная: обеспечить за счет такого реформирования возможность иметь информацию о состоянии всех активов и обязательств публичного субъекта и возможность иметь достоверную полную информацию о финансовом результате деятельности публичного субъекта.

Такое реформирование позволяет иметь данные о запасах активов и обязательствах публичного субъекта на начало финансового года; а затем на конец финансового года и посмотреть, какова динамика. Затем, на основе сопоставимости показателей учета с кодами бюджетной классификации, понять, как на эту динамику влияет налоговая и бюджетная политика государства.

В центре этой системы по замыслу реформаторов должны находиться так называемые " администраторы ", между которыми будет разделена ответственность за соответствующие части поступлений в бюджет или за соответствующие части расходов из бюджета. Такое лицо в рамках ответственности за расходы будет именоваться главным распорядителем (внутри подведомственной ему системы).

В условиях реализации новой концепции такой администратор доходов или администратор расходов несет всю полноту ответственности за всю полноту расходов или доходов, и спрашивать с него будут по результатам, то есть в зависимости от достигнутого результата. Субъекты — администратор доходов и, соответственно, главный распорядитель (для расходов).

Код классификации состоит из 20 знаков: первые 3 цифры — код администратора доходов (137, например — код ФНС); последние 3 цифры — экономические расходы; 14 цифр "внутри" — функциональная часть кода.

Таким образом, всякое зачисление и расходование средств бюджета осуществляется по кодам бюджетной классификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: