Правовое государство

Республика Беларусь как демократическое социальное

Согласно статье 1 Конституции, Республика Беларусь провозглашается как унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Каждоеиз этих понятий имеет свое конкретное содержание.

Унитарным признается такое государство, которое в своем составе не имеет других государственных образований. В унитарном государстве действует единая система законодательства, централизованная система органов государственного управления, единая налоговая система. Унитарное государство имеет четко структурированное административно-территориальное деление.

Демократическим признается государство, в котором обеспечивается широкое участие народа в управлении делами государства, действует принцип разделения властей, имеет место политический плюрализм, существует местное самоуправление.

Демократический характер государства проявляется прежде всего в народовластии, т.е. принадлежности государственной власти народу. В соответствии со ст.3 Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он реализует свое право на власть как непосредственно, так и через представительные органы власти в формах и пределах, определенных Конституцией.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия проявляется в двух основных формах: свободных выборах и голосовании на референдундумах. В качестве иных форм непосредственной демократии используются народные обсуждения проектов важнейших законопроектов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и по месту жительства.

Представительная демократия реализуется народом через выборных полномочных представителей. В качестве представителей народа выступают: 1) Президент Республики Беларусь, 2) депутаты Парламента, 3) депутаты местных Советов.

Социальным признается такое государство, которое обеспечивает условия для свободного и достойного развития личности. Это предполагает создание условий для полной занятости населения, обеспечение всем работающим достойной заработной платы, а неработающим – дотаций на уровне прожиточного минимума; развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения. Особое внимание в социальной сфере оказывается малоимущим слоям населения, семьям, имеющих на иждивении детей, инвалидам и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействие между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47 Конституции).

Правовое государство – это такое государство, в котором все государственные органы связаны правом (законом) и соблюдают права и свободы человека.

Ученые дают различные определения правового государства. В качестве примера приведем одно из определений: это «такой тип государства, в котором … принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей» (см.: Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002, с.152).

Как видим, отличительными признаками правового государства выступают: 1) верховенство закона; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). В соответствии со ст.21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Для правового государства характерно утверждение в обществе незыблемой законности в деятельности всех государственных органов и конституционности действующих нормативных актов.

3. Государственный суверенитет: понятие и основные свойства

Государственный суверенитет определяется как такое состояние государства, при котором оно самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику.

В качестве важнейших свойств государственного суверенитета выделяют верховенство и независимость государственной власти. Верховенство как свойство суверенитета означает высшую власть государства на своей территории. При этом все иные политические структуры (политические партии, иные общественные объединения) должны признавать власть государства.

Такое свойство государственного суверенитета как независимость означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Наряду с понятием «государственный суверенитет», в науке конституционного права выделяют понятие «народный суверенитет» или «суверенитет народа». Он означает, что именно народ является основой государственной власти, формирует ее выборные органы в период проведения избирательных кампаний и осуществляет контроль над ее деятельностью. Суверенная воля народа является определяющей для государства.

Государственный суверенитет Республики Беларусь был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятой Верховным Советом 12-го созыва 27 июля 1990 года.

Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.

В качестве неотъемлемых признаков (свойств) государственного суверенитета выступают следующие положения:

1) гражданство;

2) право на владение, пользование и распоряжение землей, ее недрами, другими природными ресурсами;

3) право на создание собственной денежной системы;

4) право на создание собственных вооруженных сил, органов государственной и общественной безопасности, правоохранительных органов;

5) право проведения самостоятельной внешней политики путем заключения соответствующих договоров

Основные положения Декларации о государственном суверенитете получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Так, в преамбуле Основного закона записано, что народ Республики Беларусь, от имени которого и во имя которого принимается Конституция, осознает себя полноправным субъектом мирового сообщества и исходит из своего неотъемлемого права на самоопределение.

В наиболее цельном виде идея государственного суверенитета закреплена в статье 1 Конституции. В части второй этой статьи предусмотрено, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

По результатам ноябрьского 1996 года референдума День государственной независимости Беларуси был перенесен на 3 июля – День освобождения города Минска от немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне и стал называться Днем Республики. По данным Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов за такое решение проголосовало 88,18 % избирателей (см.: газета «Звязда», 1996, 27 ноября).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: