Интеграция цепи поставок в настоящее время рассматривается как базовая конкурентная стратегия. Чтобы предоставлять клиентам качественную продукцию быстрее и дешевле, чем конкуренты, менеджеры компаний должны опираться на сотрудничество и эффективное взаимодействие с лучшими организациями, входящими в их цепь поставок.
Применение модели цепи поставок способствует реализации таких ключевых принципов бизнеса, как снижение времени функционального цикла поставок новой продукции и услуг:
- повышение качества (ценности) обслуживания клиентов;
- улучшение процесса продаж;
- более низкие операционные и производственные издержки;
- более низкие издержки по управлению запасами.
Управление цепью поставок (SCM) создает дополнительную ценность для потребителя. В модель SCM заложено снижение издержек, технологии, качество применяемой продукции, поставка и послепродажное обслуживание.
Применение новых логистических методов и инструментов позволяет снизить издержки, повысить производительность, улучшить качество продукции и услуг, в итоге – получить конкурентные преимущества на рынке. Поэтому складывается объективная потребность в системах логистического аудита и диагностики цепей поставок и провайдеров с ориентацией на интегрированные технологии и международные стандарты.
Цель логистического аудита – собрать значимую информацию о существующих приемах и показателях логистической деятельности. Логистический аудит позволяет систематически проводить диагностику операций, процедур, затрат, ресурсов и продуктов. Одной из систем логистического аудита, успешно применяемой на российском рынке, является технология Logistics Field Audit (LFA, США). LFA включает:
- управление жизненным циклом;
- оценку результативности через рост доходности активов и капитализации поставщиков;
- комплексную оценку безопасности и рисков;
- оценку информационной технологии;
- сертификацию поставщиков (провайдеров).
Логистический аудит раскрывает источники избыточных логистических затрат и разрабатывает программу повышения результативности путем улучшения функциональной эффективности, управления интегрированной цепи поставок.
Принципы построения логистической системы. Основными принципами построения логистической системы являются:
- работа в едином или в нескольких согласованных информационных пространствах;
- поддержка единой технологии обработки информации;
- централизованное/децентрализованное управление данными;
- контролируемый доступ к информационным ресурсам;
- настраиваемость системы.
На уровне функциональных возможностей система обеспечивает:
- гибкую и оперативную настройку на технологический процесс компании;
- настройку на организационную структуру компании;
механизм настройки и управления доступом к данным и их репликацию;
- экспорт/импорт данных;
- интеграцию с приложениями других разработчиков;
- модульную организацию.
Интегрированное планирование в цепи поставок. Сущность интегрированного планирования в условиях стратегического взаимодействия заключается в согласовании всеми участниками процесса создания, производства, сбыта обслуживания, и потребления конечного продукта всеми участниками жизненного цикла изделия, процессов продаж, производства, закупок, разработки и сервисного обслуживания, ресурсов и показателей.
Рис 5.1 Элементы интегрированного планирования в условиях стратегического взаимодействия
К основным стратегиям интегрированного планирования логистики в цепях поставок относятся:
- JIT (Just-In-Time) – точно вовремя;
- VMI (Vendor-Managed Inventory) – запасы, управляемые клиентом;
- ECR (Efficient Consumer Response) – эффективное клиентоориентированное реагирование.
- CPRF (Collaborative Planning, Replenishment and Forecasting) – совместное планирование, приобретение и прогнозирование;
Кратко охарактеризуем каждую из перечисленных выше стратегий. Концепция Just in Time основана на синхронизации объемов и качества поставок в соответствии с оперативными потребностями производства. Ключевыми элементами Just in Time являются интегрированная обработка информации, сегментация производства и поставки, синхронизированные с производством. Эффективность концепции Just in Time заключается в возможности снижения времени производственного цикла до 60%, повышения производительности до 30%, снижения уровня запасов до 40%, снижения затрат на контроль качества до 25%, сокращения складских площадей до 15%.
В концепции Vendor Managed Inventory ответственность за пополнение запасов последующего звена ЦП переносится на предшествующее звено ЦП. В классической системе (Pull-принцип) поставщики получают заказы от клиентов (предприятий-изготовителей). В системе VMI клиенты и поставщики синхронизируют информационные потоки о потребностях и запасах. На основе текущей информации о потребностях и запасах клиента поставщик самостоятельно определяет сроки и количество поставок, т.е. использует так называемый принцип «выталкивания» (Push-принцип). Для достижения эффекта от использования концепции VMI необходимо как внедрение соответствующих ИТ, так и реинжиниринг бизнес-процессов и методов планирования. Отдельно должны рассматриваться вопросы надежности партнеров.
Концепция Efficient Consumer Response ориентирована прежде всего на оптимизацию каналов дистрибьюции и сокращения затрат, не связанных с процессом создания стоимости. Концепция ECR также подразумевает внедрение соответствующих ИТ, реинжиниринг бизнес-процессов и методов планирования. Внедрение концепции ECR позволяет добиться снижения запасов в дистрибуционных центрах до 40%, улучшения использования транспортных мощностей до 20%, снижение сроков выполнения заказов клиентов и процессных затрат до 50%. Концепция ECR представляет собой сплав концепций, которые должны способствовать «кооперативной оптимизации ЦП – от предприятия – производителя и предприятия – продавца до предприятия, покупающего конкретный товар».
ECR является кооперативной стратегией, объединяющей традиционно заботящихся исключительно о своих интересах продавца и покупателя, с целью минимизации конфликтов и неэффективности каналов сбыта. При этом основное внимание фокусируется на отношениях продавца и покупателя с конечным потребителем. Эффективное реагирование на спрос потребителя, другими словами – управление ЦП посредством спроса конечного потребителя – это, с одной стороны, цель, а с другой – реализация смысла концепции ECR. Для получения точного знания о потребностях потребителя неизбежна интеграция информационной цепи – предпосылкой для нее является тесная кооперация производства и торговли. В концепции ECR особую роль играют кооперация и переработка информации, особенно между областями маркетинга и логистики.
Понятие Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment – совместное планирование, прогнозирование и размещение – тесно связано с концепцией ECR и рассматривается как результат ее дальнейшего развития и совершенствования. CPFR представляет собой расширенный вариант концепции ECR. В отличие от ECR–проектов, ориентированных исключительно на сферу торговли, в концепции CPFR рассматриваются не только маркетинговые и логистические кооперационные процессы, но также и такие процессы, как совместное планирование, прогнозирование и кооперативное управление. В отличие от ECR, в CPFR основной упор делается на повышение качества и степень актуальности данных, а не на простой информационный обмен.
Основное отличие CPFR от ECR состоит в расчете прогнозов потребностей и поставок, которые постоянно актуализируются. Тем самым у участников цепи поставок появляется возможность оперативного и планового сравнения значения параметров выполнения работ и адекватной адаптации собственных планов.
В процессной модели CPFR представлены практические шаги для реализации кооперации. Суть процессной модели CPFR – объединение всех партнеров с целью тесного сотрудничества, основанного на предоставляемых обеими сторонами ресурсах и информации. После того, как определяются цели и предельные условия кооперации, начинается этап совместного прогнозирования. Прежде всего, составляется прогноз продаж, исходя из требований общих бизнес – планов. Составляется календарный план важных событий, таких как, например, избыточное или недостаточное число филиалов, маркетинговые акции, внедрение новой продукции – т. е. событий, которые могут повлиять на продажу продукции. На этом этапе спланированные процессы и прогнозы переходят в практический бизнес – процесс и начинается процесс поставок.
Ключевые достоинства CPFR состоят в едином для всех партнеров прогнозировании спроса потребителей; координации сотрудничества производителя и продавца от прогноза продаж до решения проблем, возникающих в оперативных бизнес-процессах; динамичного подхода к решению проблемных ситуаций; гарантированных поставках продукции от продавцов и производителей, базирующихся на общем прогнозировании.
Введение интегрального планирования для всей цепочки поставок есть основа координации цепи. Координация воплощается в планах, определяющих стратегические цели, ограничения, обусловленные наличными мощностями, потребностями логистики, размещение запасов, производственные потребности, потребности снабжения, прогнозы на будущее. Процесс планирования включает в себя планирование материальных потоков как внутри компании, так и между различными участниками цепи поставок.
Стратегические цели компании в области маркетинга определяют целевые рынки, состав производимых продуктов, уровень логистического сервиса. Объектами планирование являются клиентская база, номенклатура продуктов и услуг, мероприятия по стимулированию продаж и желательный уровень эффективности всех участников цепи поставок. Финансовые стратегические цели охватывают такие показатели деятельности, как валовой доход, объем производства, соответствующие расходы, а также уровень доступных трудовых и капитальных ресурсов. Конкретные планы логистики выражаются в таких показателях как объем грузовых отправок в стоимостных или натуральных единицах измерения. Несогласованность ведет к низкому качеству обслуживания, избыточному уровню запасов или неспособностью достичь финансовых показателей.
Стратегические цели выявляют ограничения по мощностям, а также потребности логистики, производства и снабжения. Знание этих ограничений позволяет заранее предвидеть «узкие места» и эффективно управлять наличными ресурсами, а также дают возможность понять где, сколько производить, хранить, транспортировать применительно к каждому продукту.
Рис.5.2 Интегрированное планирование логистики
Логистические потребности – это та работа, которая требуется от распределительных предприятий, складского оборудования, транспортных подразделений по переработке планируемого материального потока
Размещение запасов отражает взаимосвязь между планированием и оперативной деятельностью. Главная задача планирования размещения запасов – соблюдение баланса между сроками и комплектацией заказов для обеспечения эффективности их движения по цепочке поставок
Производственные потребности определяют графики использования производственных ресурсов и находят воплощение в основном календарном плане производства и в плане производственных потребностей. На основе календарного плана производства устанавливается график закупки сырья и завоза сырья и материалов, необходимых для выполнения производственных планов. Стратегия следования за рыночным спросом означает, что все производство ведется как «на заказ», а следовательно требуется полная интеграция потребности логистики и производства.
Потребности снабжения представляют собой долгосрочные планы пополнения запасов, поставок. На основе этих планов заключаются контракты о графиках поставок сырья и материалов.
Прогнозирование намечает параметры будущей деятельности на основании прошлых и текущих показателей, а также плановых нормативов.
Управление цепями поставок – это интеграция ключевых бизнес-процессов:
- управление взаимоотношениями с потребителями;
- обслуживание потребителей;
- управление спросом;
- управление выполнением заказов;
- управление производством/операциями;
- управление дизайном продукта и его доведением до коммерческого использования;
Очевидно, что интеграция этих бизнес-процессов невозможна, без ведения общего планирования.
Взаимодействие с клиентами предполагает желательно автоматизированный процесс согласования прогноза с ключевыми клиентами, управление процессом на основе исключительных ситуаций, обеспечение прозрачности планов.
Рис 5.3 Схема бизнес-процесса планирования.
Планирование спроса подразумевает автоматическое прогнозирование и учет дополнительных данных, планирование жизненного цикла товаров, обработка исключительных ситуаций и анализ выполнения.
Корректировка плана осуществляется на основании конфигурируемых бизнес правил. Преимущества от процесса управления спроса – это улучшение точности прогноза, координация и интеграция всех процессов, непрерывное улучшение процессов, прозрачность, уменьшение запасов, уменьшение складских расходов.
Планирование закупок – это, прежде всего создание плана закупок на основании обратного плана распространения спроса, возможность учета всех производственных и дистрибутивных ограничений, а также необходимых бизнес процессов.
Взаимодействие с поставщиками – сконфигурированный процесс согласования, обеспечение глобальной прозрачности закупок как внутри компании, так и при взаимодействии с поставщиками.
Планирование производства – это оптимизация использования производственных мощностей, минимизация производственных издержек, учет производственных ограничений. Преимущества от планирования производства увеличение производительности, сокращение производственных издержек, повышение уровня обслуживания.
Квотирование по каналам продаж – распределение продукции по каналам сбыта в условиях ограниченных ресурсов.
Планирование дистрибьюции – создание плана дистрибьюции и транспортировки с учетом фиксированного плана производства.
Планирование поставок дает следующие преимущества – сквозное планирование всей цепи поставок, оптимизация и распределение запасов по всей цепи поставок, минимизация операционных расходов, учет всех ограничений.