Ситроены» наших дней

Обычно «Ситроен» предпочитает придерживать информацию о своих перспективных разработках. Однако на Парижском салоне 2000 года были показаны сразу две машины, раскрывающие в какой-то мере ближайшие и дальние планы фирмы.

Первым из них стал автомобиль «Xsara Picasso». Его отличают несколько нетрадиционных стилистических решений. Оригинально выглядят, например, четыре боковых окна, полукруглая крыша, огромные каплевидные фары. Однако общей архитектурой – однообъемным кузовом давно никого не удивишь. Между тем не все так просто, как представляется на первый взгляд. «Picasso» – это настоящий «перевертыш».

Доходящая до бампера широченная задняя дверь установлена с заметным наклоном, а багажный отсек прикрыт шторкой – очевидно родство с хэтчбеками. А прозрачный люк почти во всю крышу позволяет превратить автомобиль в псевдокабриолет. Многофункциональность кузова редкостная, однако, это именно тот случай, когда содержание не соответствует форме - что, впрочем, для данной модели не минус, а плюс. Внутри «Xsara Picasso» – компактный минивэн.

Автомобили этого класса изначально задумывались как семейные, и новинка полностью подпадает под такое определение. Только в отличие от классиков жанра владельцу не приходится возить преимущественно воздух. В салоне довольно свободно размещаются пятеро человек. Емкость багажника можно существенно увеличить не только традиционным способом – сложив спинки задних сидений, но и сдвинув центральное кресло, установленное на рельсах.

Кроме вместительного багажника «Ситроен Xsara Picasso» содержит массу всевозможных емкостей - перчаточный ящик объемом 15 л, кармашки во всех дверцах, четыре держателя под стандартные 1,5-литровые бутылки, багажный ящик под передним пассажирским сиденьем и дополнительные отсеки в багажнике. Даже перед водителем есть полочка для мелочей. В результате минивэн прекрасно подходит и для повседневных нужд, и для поездок на отдых.

Выполняя пожелания заказчиков на автомобиле будет устанавливаться один из трех моторов - два бензиновых (1587 см3, 90 л.с. и 1749 см3, 115 л.с.) и турбодизель (1997 см3, 90 л.с.).

Можно считать, что «Xsara Picasso» для фирмы уже день завтрашний. А «Ситроен C3» по-настоящему автомобиль XXI века. Вытянутые вдоль крыльев фары, встроенная в капот решетка радиатора, задние фонари в стойках крыши – нет, это не «ретро», это «будущее».

Специалисты фирмы уверяют, что их автомобиль будет пригоден как для города, так и для магистралей. С точки зрения силового агрегата (такого же, как у 1,6-литровой «Xsara») – бесспорно. Однако на автобанах такая кроха будет выглядеть несколько странно. Зато в условиях города «C3» будет незаменима. Динамика у модели должна быть превосходной, маневренность - и того лучше, а об удобстве машинки уже сегодня можно делать отнюдь не умозрительные заключения.

Благодаря распашным дверцам центральная стойка отсутствует, поэтому процесс посадки-высадки идеален. Еще важнее, что крышка багажника сдвигается вверх – когда машины у магазина стоят бампер к бамперу, загрузить покупки бывает непросто. Приборы, дисплей многофункционального компьютера, все кнопки и рычаги, вынесены на центральную консоль – подобная компоновка, похоже, имеет шансы стать общепринятой. Наконец, у всех сидений продольная регулировка, а передние еще и «капитанские» – поворачиваются на 90°.

4 Автомобили марки «ФИАТ»

25 ноября 1899 года был собран первый автомобиль марки «ФИАТ». На фотографиях конца XIX века он предстает перед нами каретой, под днищем которой установлен мотор рабочим объемом 679 см3.

Как вы уже догадались, первый «ФИАТ» был микролитражкой. Фирма почти целый век выпускала машины малого литража. А значит, и с небольшим кузовом. Это создавало много сложностей, но конструкторы, дизайнеры и инженеры знали свое дело. Не случайно и сейчас «ФИАТ» служит образцом в плане компоновки кузова, размещения узлов и агрегатов.

Первый «ФИАТ» был на редкость удачным и прочным автомобилем. Всего было выпущено восемь машин этой модели, три из них сохранились до наших дней – две в Италии и одна в США. Владельцы изредка совершают на них поездки.

По сравнению со знаменитой «Лянча», оснащенной независимой подвеской передних колес и узким V-образным двигателем с четырьмя цилиндрами, коробкой передач без синхронизаторов и кузовом без центральной дверной стойки, «ФИАТ 500», выпущенный в 1936 году, более известный как «Тополино» (итальянское имя американского Микки Мауса), в техническом отношении был несовершенен, однако получил не меньшую известность, став самым миниатюрным автомобилем в мире, запущенным в массовое производство.

Фиатовский «мышонок», с двигателем объемом 569 см3, ознаменовал триумф творческого дизайна, причем сначала были намечены форма и объем кузова, и лишь после этого инженер Данте Джакоза стал обдумывать порядок расположения под ним всех узлов и агрегатов шасси с задними ведущими колесами: в результате он поместил двигатель с четырьмя цилиндрами, расположенными в ряд, впереди, а радиатор поставил между передними колесами – так удалось сэкономить внутреннее пространство в пределах колесной базы. Шасси было сконструировано в виде короткой и легкой рамы с отверстиями в лонжеронах для снижения веса, а необходимую жесткость она обретала только после прикрепления к ней наклонного кузова.

Цель, преследуемая создателями этой малютки, была достигнута – проворный, небольшой по размерам двухместный автомобиль, поражающий своими нетрадиционными формами, начал свое триумфальное шествие по Европе: за период с 1936 по 1955 годы объем продаж составил более полумиллиона машин этой модели.

В 1949 году оправившийся от послевоенной разрухи ФИАТ основывает в Испании компанию по выпуску легковых автомобилей «СЕАТ».

В 1950 году на ФИАТе запускают в серию, разработанную под техническим руководством Данте Джакозы, модель «ФИАТ-1400», которая представляет собой лимузин европейского класса с дизайном кузова от «Пининфарины». Интересен тот факт, что именно на этом автомобиле «ФИАТом» впервые был использован несущий кузов, а в его салоне имелся кондиционер. В 1952 году на свет появляется еще один достойный упоминания автомобиль – «ФИАТ V8 GT», оборудованный V-образным двигателем мощностью 105 л.с. и независимой подвеской всех колес.

Однако в дальнейшем руководство ФИАТа остается верным своей концепции доступного автомобиля и основной упор в производстве делает на машины, которые себе может позволить каждый. Выпущенные в начале 50-х годов модели «ФИАТ-1100/103» и «ФИАТ-600» пользуются огромным успехом у покупателей. Одной из отличительных особенностей «600-й» модели было расположение в ней рычага переключения передач не на рулевой колонке, как у большинства машин того времени, а на полу.

Многие жители бывшего СССР наверняка помнят очаровательный «горбатый» «Запорожец», ставший одним из самых примечательных легковых автомобилей. Именно он был создан на базе «ФИАТа-600». Еще одним интересным штрихом в истории «600-й» модели является то, что еще в далеком 1956 году он также послужил базой для минивэна «ФИАТ-Мультипла». Как и у «600-й» модели, двигатель у минивэна располагался сзади, но вместо привычных двух рядов сидений в «Мультипле» их было три.

В 1954 году ФИАТ продолжил «интервенцию» в Восточную Европу. В этом году в Югославии строится завод «ЮГО», на котором налаживается производство фиатовских моделей «600», «1300», «127» и «128». В 1967 году в Польше на заводе «FSO» также начинается выпуск «127-й» модели. А в 1966 году, когда ФИАТ заключил договор с СССР о производстве на его территории автомобилей «ВАЗ», прообразом будущего советского «народного» автомобиля стал «ФИАТ-124».

В 1966 году «ФИАТ» представил миру модель «Дино», которая имела две версии: купе и спайдер. Подстать внешности, разработанной «Пининфариной», оказалась и начинка автомобиля. Силовой агрегат у него был не какой-нибудь, а от «Феррари», с мощностью 160 л.с. С его помощью автомобиль без труда разгонялся до 230 км/ч.

В 60-70-е годы, растущие издержки производства и конкуренция со стороны мелких и средних фирм привели к оживлению процесса концентрации в автомобильной промышленности, и ФИАТ стал целью устремления многих итальянских фирм, которые хотели присоединиться к концерну. Одной из таких компаний в 1964 году стала «Аутобианки». Следом за ней тот же путь проделали в 1969 году «Лянча» и «Феррари». Двумя годами позже под «фиатовской крышей» оказалась фирма «Абарт». Затем последовало поглощение «ФИАТом» компаний «Иноченти», «Альфа-Ромео» и «Мазерати».

В 1968 году ФИАТ пытался выкупить заводы французской фирмы «Ситроен». Но правительство не поддержало его, и концерну пришлось довольствоваться ролью иностранного держателя большинства акций этой фирмы. Заняв в Европе неплохую позицию, ФИАТ бросил все силы на расширение модельного ряда.

Вслед за первопроходцем «ФИАТ-128» появилась модель «127», которая, начиная с 1971 года пользовалась, пожалуй, самым большим успехом в мире. Компактный малолитражный автомобиль положил начало совершенно новому виду транспорта. Спустя два года 3-дверный «малыш» появился в версии «Специал». По лицензии ее выпускали на заводах в Коста-Рике, Малайзии, Марокко, Португалии и Замбии. Открытый в 1971 году филиал в Бразилии выпускал также модель «147».

Компания ФИАТ (Fabbrica Italiana Automobili Torino) была образована в 1901 году с целью производства автомобилей по лицензии фирмы «Рено» с двигателем «Де Дион». Впервые автомобильная компания «ФИАТ» заявила о себе моделью «S61» с 10,5-литровым мотором, победив на гонках «French Grand Prix» в 1911 году.

Последним из этой серии малолитражек стал «ФИАТ-126» (1972 г.) с задним расположением двигателя. Автомобиль оказался просто-таки крошечным, с трудом верилось, что в нем легко могут разместиться четыре человека. Кстати, фраза «Внутри больше, чем снаружи» была сказана именно о нем.

В 1976 году версию «127-й» с 3-дверным кузовом стал производить по лицензии испанский «СЕАТ». Тогда же «ФИАТ» представил 5-дверный «ФИАТ-127 Панорама» с кузовом комби/универсал. С этого момента все грузо-пассажирские модификации носили такое имя.

В 1980 году подразделение многопрофильного концерна «ФИАТ-Ауто» практически представляло собой 90% автомобильной промышленности Италии. Его зарубежные предприятия – дочерние, а также фирмы связанные с компанией различными соглашениями – выпускали легковые автомобили в 35-ти, а грузовые – в 37 странах, среди которых Испания и Португалия, Бразилия и Уругвай, Франция и Югославия, Египет и Кения, Новая Зеландия и КНР. Так что возможностей для создания нового направления в гамме автомобилей было вполне достаточно. И оно не заставило себя долго ждать.

В 1971 году заводы компании ФИАТ выпустили 1598000 легковых автомобилей. А 616 000 (38,5%) машин было экспортировано в другие страны.

В 80-м году было начато производство модели «Панда» с индексами «30» и «45» – образец рационального и дешевого массового автомобиля 80-х годов. Благодаря узлу конструкции, созданному на австрийской фирме «Штейр-Пух», в данном автомобиле можно было подключать передний мост, превращая «Панду» в полноприводный «4х4».

В 1983 году фирма ФИАТ выпустила массу новинок. Дебютируют «Регата» и «Уно» (по-итальянски «первый2). Дизайн кузова последней модели выполнен мастерами фирмы «Италдизайн» под руководством Джуджаро (он же спроектировал и «Панду»). Двумя годами позже появилась версия «Уно-Файр» с турбодвигателем (65/75 л.с.). В 1984 году была представлена модификация «Регата Уик-энд» с кузовом универсал. В это же время на все автомобили ФИАТ впервые стали устанавливать автоматические стеклоподъемники.

В 1984 году «СЕАТ» завершил 30-летнее сотрудничество с ФИАТом, заключив договор с немецким «Фольксвагеном».

С 1985 года на рынке была представлена модель «Крома», которая сменила «Ардженту». Ее кузов сотворила «Пининфарина». Особенностью проекта стало то, что платформа данного автомобиля была универсальной: она стала основой для «Альфа-Ромео 164», «Лянчи-Темы», «СААБа-9000». При этом все четыре машины достаточно разные.

До конца 80-х годов основной модельный ряд «ФИАТа» оставался практически без изменений – дебютировали только два новичка: «Дюна» (1987 г.) и «Типо» (1988 г.). Причем первый представлял собой продолжение идеи, заложенной еще в «Регате» и «Кроме», а второй имел совершенно новую конструкцию: 5-дверный и 5-местный кузов, сделанный по проекту дизайнерской мастерской «Идея».

Экономическая нестабильность в стране в начале 90-х годов отразилась и на деятельности ФИАТа. Годовой оборот отделения легковых автомобилей резко сократился. Утратил «ФИАТ» и роль международного лидера по экспорту, которая принадлежала ему в течение 9 лет. Выход из создавшегося положения был один – выпуск в самые ближайшие годы новых легковых автомобилей.

В 1987 году легковых автомобилей было выпущено: в Японии – 8421000, США – 7029000, ФРГ – 4311000, Франции – 2858000, Италии – 1752000, Испании – 1455000, СССР – 1347000, Англии – 1172000, Канаде – 795000, Южной Корее – 735000.

В 1990 году дебютирует «Темпра». По сути, это все тот же «Типо», но с кузовом седан. За ними последовал «малыш» «Чинквиченто» (что означает «500») и полноприводная «Темпра 4х4 S.W.». Над первым поработали дизайнеры «Италдизайна», а над второй – «Пининфарины».

В середине 90-х семейство «ФИАТов» пополнилось турбоверсиями. 1994 год имел свои особенности. У «Чинквиченто» появилась спортивная модификация «Спортинг», родился «Пунто Кабриолет» и дебютировал совершенно новый минивэн «Улисс». Он явился детищем совместного проекта под названием «Евровэн», в котором принимали участие «Лянча», «Ситроен», «Пежо» и «ФИАТ».

Наградой «ФИАТу» стало всеобщее признание, популярность, любовь и уважение. Все его машины не раз были отмечены призами и дипломами на многочисленных автосалонах и даже удостоены почетного звания «Автомобиль года». В 1967 году это звание было присуждено модели «124», в 1970-м – «128», в 1972-м – «127», в 1984-м – «Уно», в 1989-м – «Типо», в 1995-м – «Пунто» и в 1996-м – «Браво/Брава».

Следующий год принес новое семейство «Браво/Брава» (с 3- и 5-дверными кузовами) и спортивный 2-местный «Спайдер Баркетта» (220 л.с.). Модель «Марса» (1996 г.), созданная на базе «Брава», была предложена покупателям с кузовами седан и универсал. Под ее капотом размещался мотор мощностью 124 л.с.

Вслед за этими моделями увидели свет автомобили «Сейченто» («600») и «Палио» (с кузовами седан – «Сиена» и пикап – «Страда»), производство последнего уже начато в ряде стран Латинской Америки и Азии. Еще одна новинка – 6-местный минивэн «Мультипла».

Отмечая свой столетний юбилей (фирма ФИАТ была зарегистрирована 1 июля 1899 года), старейший автомобильный производитель сообщил о решении изменить свою фирменную эмблему.

Привычный синий параллелограмм с пятью хромированными полосками и буквами F.I.A.T., который мы привыкли видеть на итальянских машинах с 1965 года, уходит в историю. Его место занимает круглая синяя эмблема диаметром 72 мм, сильно напоминающая логотип компании, использовавшийся в 20-х годах.

Во время празднования векового юбилея в Турине прошла презентация нового автомобиля «ФИАТ-Пунто» второго поколения. Он стал первой моделью, которую украшает новая эмблема концерна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: