Искусство автомобилестроения

Далее речь пойдет, пожалуй, о самых выдающихся легковых автомобилях всех времен, своей роскошью и скоростью затмивших даже спортивные машины.

Они не относятся к массовым моделям. Количество некоторых из них с трудом доходит до ста экземпляров, но рассмотрите повнимательней на фотографии – разве их красота не заслуживают того, чтобы о ней написали?

Покачиваясь на рессорах «Испанно-Сюизи»

Плавно гаснет свет и через мгновение вкрадчивый голос певца начинает нашептывать в микрофон:

«Вас баюкает на мягких качелях,

голубая «Испано-Сюиза»...»

В этой популярной песне тридцатых годов ХХ века поется об одном из самых прекрасных автомобилей когда-либо созданных руками человека.

В 1912 году испанская фирма авиационных двигателей «Испано-Сюиза» представила на суд автомобилистов свою первую четырехцилиндровую модель, получившую название «Альфонсо». Машина, снабженная двигателем с рабочим объемом 3,6 литра, развивала фантастическую для тех лет скорость – 120 км/ч, и при этом необычайно послушно вела себя на дороге.

Но «Альфонсо» стала лишь первым шагом авиационной фирмы в мире автомобилей. Поистине великолепная среди великолепных стала «Испано-Сюиза», сконструированная талантливым инженером Марком Биркигт, вновь появляется в 1919 году с маркировкой «H6», с двигателем рабочим объемом 6,6 литра, и сразу становится вне всякой конкуренции. Блок цилиндров шестицилиндрового мотора, изготовленный из алюминиевого сплава, по существу представлял собой половинку миниатюрной копии знаменитого двенадцатицилиндрового авиационного двигателя выпускаемого заводами «Испано-Сюиза». Мощность его была более чем достаточной для автомобиля высшего класса – 135 л.с.

Швейцарец Марк Биркигт начал свою деятельность в Испании. В 1914 году он переселился в Париж, но сохранил в названии фирмы и воспоминание о своей родине («Швейцария» по-французски звучит как «Сюис»), и о стране, в которой началось его творчество. Потом на пробке радиатора «Испано-Сюизы» появилась фигурка летящего аиста. В память о знаменитом летчике Гинеме, который в годы Первой мировой войны командовал эскадрильей истребителей. На фюзеляже его самолета был изображен аист.

Легкая в управлении, «Испано-Сюиза» очень скоро стала идеалом скоростного и удобного автомобиля, благодаря тому, что передачи на ней переключались без усилий, и великолепным тормозам с усилителем на всех колесах, конструкция которых позднее была заимствована фирмой «Ролл-Ройс».

На следующей модификации рабочий объем двигателя был уменьшен до 6 литров, однако по сравнению с 6,6-литровым мотором предыдущего выпуска, обеспечивавшим скорость 120-138 км/час, он был способен развивать скорость до 160 км/час. Вскоре на основе модели «Н6» была сконструирована спортивная автомашина с укороченным шасси, которая показывала неплохие результаты во время заездов на скорость.

Покупателей в машинах «Испано-Сюизи» привлекали их гигантские размеры. Благодаря большой длине автомобиль казался необычайно стремительным, не смотря на то, что по высоте он был выше человека среднего роста. В кузов машины можно было войти не сгибаясь. Кстати эти удобные и красивые кузова поставлял фирме талантливый русский мастер Яков Савчик. Не получив признания в России он эмигрировал во Францию и открыл там одноименную кузовную мастерскую. Мощный двигатель обеспечивал машине скорость, быстрый разгон, и был на удивление бесшумным. Словно старинная ваза, он был заботливо покрыт особо прочной эмалью.

Каждый экземпляр «Испано-Сюизы» создавался очень долго. Ручная работа, заказные кузова, оборудование на вкус покупателя, хитроумные механизмы и тщательная обработка и отделка каждой детали обходились очень дорого. «Испано-Сюиза» стоила в 40-50 раз дороже автомобиля среднего класса.

Модель «Н6» оставалась одной из самых популярных машин в течении более десяти лет. К тридцатым годам мода на двенадцатицилиндровые машины в Европе еще не прошла и, воспользовавшись этим фирма «Испано-Сюиза» выпустила свой очередной автомобильный хит. Список самых популярных машин 1931 года открывала «Испано-Сюиза Type 68», с двигателем рабочим объемом 11,3 литра. Однако эта экстравагантная модель, совершенная в техническом отношении, выпускалась только до 1938 года. За это время было выпушено всего 76 экземпляров. «Роскошь стоит больших денег», – ощутив это на собственных кошельках, покупатель вскоре забыл о красавице «Испано-Сюиза».

Изящная «Изотто-Фраскини»

Основным конкурентом «Испано-Сюиза» на рынке престижных автомобилей была итальянская фирма «Изотто-Фраскини», славившаяся утонченностью своих моделей. Ее изысканный дизайн и высокое качество были широко известны, однако по совершенству конструкции она неизменно уступала «Испано-Сюизе».

Компания была образована в 1899 году Чезаре Изоттой, Винченцо Фраскини и двумя его братьями для импорта автомобилей «Рено», «Де Дион» и «Астер» в Италию, а затем стала производить свои модели. Первый автомобиль был выпущен в 1902 году. Он имел одноцилиндровый малолитражный двигатель марки «Астер». В 1905 году на пост технического директора компании был приглашен талантливый инженер Джустино Каттанео. И вскоре фирма выпускала уже девять моделей с 4-цилиндровыми двигателями объемом от 2 до 17 литров. В 1906 году фирма официально считалась вторым (после ФИАТа) производителем автомобилей в Италии, выпуская до 300 машин в год.

Начиная с 20-х годов ХХ века компания начала устанавливать на своих автомобилях мощные восьмицилиндровые двигатели. Первым автомобилем оснащенным таким мотором стала «Изотто-Фраскини Tipo 8». Представленный на суд покупателей в 1919 году пробный образец этой машины показал, что она обречена на успех. Критики даже назвали «Изотто-Фраскини Tipo 8» образцом качества для моделей автомобилей данного класса. Ее престиж возрос еще больше, когда в 1925 году была выпущена модель «Tipo 8А» с более мощным мотором рабочим объемом 7,4 литра.

«Одномодельная» политика «Изотто-Фраскини» принесла ожидаемые результаты: машина стала одной из самых выдающихся марок. Среди клиентов фирмы был даже всеобщий любимец киноактер Рудольфо Валентино. Этому в немалой степени способствовало сотрудничество фирмы с ведущими итальянскими дизайнерскими компаниями «Castagna» и «Sala». Их кузова на шасси моделей «Tipo 8» и «Tipo 8А» привлекли внимание не только клиентов, но и прессы. Однако не обошлось и без критики – один из автомобильных журналов назвал эти машины «самоходной карикатурой».

Заокеанский рынок заинтересовался автомобилями «Изотто-Фраскини» еще в начале ХХ века. Первые машины были экспортированы в США еще в 1907 году, а за период с 1919 по 1932 год там было продано 450 автомобилей этой итальянской марки; правда там на ее шасси устанавливались заказные кузова компаний «Fleetwood» и «Le Baron».

Однако ориентация на выпуск только одной модели и зависимость от американского рынка привела «Изотто-Фраскини» к гибели с наступлением в США периода «Великой Депрессии», подорвавшего американскую экономику. В начале 30-х годов было выпущено всего три десятка усовершенствованной, но дорогостоящей модели «Tipo 8В». Высокая цена затрудняла реализацию, и вскоре производство «Изотто-Фраскини» было свернуто. В 1932 году компания была куплена графом Капрони ди Толедо, владевшим авиационными предприятиями и заинтересованным в оснащении своих самолетов первоклассными двигателями. С уходом в 1933 году Джустино Каттанео производство легковых автомобилей было окончательно свернуто.

После Второй мировой войны была все-таки выпущена задуманная еще в 1942 году модель «Изотто-Фраскини Tipo 8С Monterosa» с 8-цилиндровым V-образным двигателем. Однако престижный дорогой автомобиль был не по карману жителям послевоенной Европы, компания объявила о банкротстве и была за бесценок национализирована правительством Италии. В настоящее время государственная компания «Fabrica automobili Isotta-Fraschini e motori Breda» успешно выпускает дизельные двигатели различного назначения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: