Социальная антропология (этнография)

Социология семьи

С.с. изучает функционирование семьи как подсистемы общества в прошлом и настоящем, а также определяет тенденции изменений семьи и вероятность ее развития в будущем.

Среди задач, которые стоят перед социологией семьи, по мнению д.ф.н. Анатолия Георгиевича Харчева, следует, прежде всего, назвать следующие:

1) Выяснить, какие типы социальных отношений характерны для семьи (какие из них первичны, какие вторичны). Чем детерминированы численность и структура семей. Как связана семья с другими социальными общностями и сферами социальной жизни.

2) Проанализировать общественные функции семьи и ее особенности как социального института и малой социальной группы, исследовать мотивацию браков и причины разводов, социально-психологические факторы, которые способствуют планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов.

3) Изучить исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития; раскрыть диалектику общего, особенного и индивидуального в деятельности семьи на каждом этапе ее истории. (При этом не ограничиваться познанием исследуемых явлений лишь самих по себе, а через них изучать более широкие общественные структуры и закономерности.)

Макросоциология семьи ищет принципы, раскрывающие суть изменения и движения всей массы семей в социальном пространстве и времени при взаимодействии с осталь­ными элементами макроструктуры.

Микросоциология семьи имеет дело с от­дельной семьей, изучаемой на миллионах примеров.

Микросоциология семьи сосредоточивается на жизненном цикле семьи, на возникно­вении-функционировании-распаде отдельных семей. Рассмотрению «под микроскопом» подвергается жизненная история или биогра­фия семьи, ее становление и старение, укрупнение и дробление, сплочение и отчуждение, распад и разложение в связи со смертью всех ее членов.

Социология бюджетов времени разрабатывает модели внерабо­чего использования времени, семейного времяпровождения в цик­лах домашнего труда и отдыха. Увеличение времени на домашний труд может быть средством выживания или уменьше­ния дохода семьи либо способом налаживания межличностных отношений и роста альтруизма.

Рассматривает семью через этнические особенности семейного уклада жизни, семейные ритуалы, обряды, обычаи. Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, прослеживает трансляцию семейных норм, исследует культуру народов прошлого, в том числе историческое становление самой семьи, согласование семейных ролей и стереотипов семейного воспитания. Этнография ориентирована на прошлое, на реконструкцию семейного образа жизни.

3. Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости.

Демография теснее всего связана с социологией семьи.

Семейное право изучает законность становления и распада семьи, функционирования семьи как само­стоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и с государством. Семейное право изучает вопросы се­мейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее от­дельных членов.

Социальная психология семьи изучает семью как малую группу, закономерности станов­ления, функционирования и распада семьи как групповой целост­ности. Исследует закономерности межлич­ностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.

Задачей социальной пси­хологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Социально-психологические знания позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и терапевтичес­ки перестраивать семейные взаимоотношения родителей и детей, супругов, братьев и сестер.

Экология семьи понимается нами как область знаний, изучающих различные аспекты взаимодействия семьи, общества и природы, в том числе вопросы естественного планирования семьи, естественного вскармливания новорожденных, ответственного родительства, воспитания детей как будущих супругов и родителей, здорового образа жизни и т.д.

Это все, что вас окружает: семейные отношения, быт, дети, родственники, вы с возлюбленным.

Социальная педагогика рассматривает семью как объект педаго­гического воздействия. Её цель - активизировать социальный потенциал семьи.

Роль социальной педагогики особенно велика при социальном воспитании подростков и молодежи в духе здорового стиля жизни, нравственной семейности. Однако чрезмерное усиление социально-педагогического воздействия чревато вмешательством в частную жизнь семьи и превращением в средство идеологического влияния. Только во взаимодействии с семьей воз­можно эффективное изменение ценностных ориентации личности в сторону нравственных принципов. Социальная педагогика должна дополнять, а не заменять собой семейное влияние на индивида.

Медицина и социология здоровья концентрируются на физиологи­ческих предпосылках репродуктивного поведения (на плодовитости и бесплодии), контрацепции и в целом на предпосылках планирования семьи.

Таким образом, наука о семейном воспитании - относительно новая отрасль теоретических знаний о воспитании детей в семье. В России лишь со второй половины Х1Х столетия стала выделяться из общей педагогики самостоятельная область ведения о воспитании детей до школы. Конечно, и до этого немало было в стране педагогических сочинений о первоначальном воспитании детей. Но собственно отечественных трудов среди них было немного, преобладали иноземные. Семейное воспитание — это система воспи­тания и образования, складывающаяся в условиях конкрет­ной семьи силами родителей и родственников.

I. Приготовить рефераты по одной из тем:

1. Работа классного руководителя с семьей.

2. Общественное воспитание младших школьников.

3. Традиции семейного воспитания в России.

4. Народная педагогика о воспитании детей в семье.

5. А.С. Макаренко о семейном воспитании.

6. Формы и методы семейного воспитания.

6. Новые тенденции в семейном воспитании детей.

7. Причины возникновения асоциального поведения.

8. Лучшие образцы воспитания детей в семье.

9. Влияние рыночных отношений на семейное воспитание.

П. Подобрать примеры различных материалов на тему: «Воспитательный потенциал семьи».(по журналам «Воспитание школьников», «Начальная школа», «Семья и школа».)

Основная литература:

1. Краткий курс лекций. Авт-составитель В.Н. Зиновьева. Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2013 г.

2. Зиновьева В.Н. Практические занятия по дисциплине «Семьеведение», Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2013 г.

3.Семейная педагогика / Ю. П. Азаров; предисл. Н. Д. Никандрова. - СПб.: Питер, 2011 г.

4.Образование и просвещение взрослых в сфере семьеведения (основы концепции) // Человек и образование. - N 2. - 2009.

5. Педагогика: учеб. пособие\ под ред. П.И. Пидкасистого.- 2-е изд., испр. и доп..- М.:Издательство Юрайт, 2011. – 502 с. – Серия: Основы наук.

6. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технология воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2007.- 463 с.

7.2 Дополнительная литература:

7. Антонов А. И. Микросоциология семьи / Антонов А.И. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005

8. Бендас Т. В. Гендерная психология: учеб. Пособие / Бендас, Т. В. - СПб. [и др.]: Питер, 2009.

9. Ганишина И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков. - М.: Воронеж: МПСИ, 2006.

10.Интерактивное обучение как средство развития социально и профессионально значимых качеств обучаемых / Е. В. Чуб // Инновации в образовании. - N 4. - 2009.

11. Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика: учебник [для студентов вузов, обуч. по специальности «Социальная работа»] / Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и K, 2010.

12. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие / А. Г. Лидерс. - 2-е изд., стереот. - М.: Академия, 2007.

13. Некрасов А. Проектируем семью. / Cемьеведение/ М. АСТ, 2010.

14. Тестируем детей», составитель Т. Г. Макеева, Издательство «Феникс», 2006г.

15. Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / Осипова А. А. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс,2005.

16. Периодика по данной дисциплине.

17. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технология воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. центр Владос, 2007.- 463 с.

18. Методы семейного воспитания. Начальная школа. №1, 1993 г.

19. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –СПб, 2002. -150 с.

20. Семьеведение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.Я.Циткилова. Ростов-на-Дону. 2002.

21. Рябова Г.В. Семьеведение: учебное пособие. – Томск, 2004. – 171 с.

22. Семьеведение: учебное пособие.\ Н.Ф. Дивицина.- М.: Изд-во «Владос»-ПРЕСС, 2006. -325 с.

23. Синельников А.Б. Типы семей и демографическая политика в России. \\Демографическое исследование. 2006.

24. Социология семьи.: Учебник:\ Под ред. А.И. Антонова.- М., 2005.-640с.

25. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. \Е.И. Зритнева.- М., 2006.- 150 с.

26. Андреева Т.В. Психология современной семьи: монография.- СПб,,2005.-436 с.

Лекция 2

Характеристика семьи, тенденции ее развития.

Происхождение семьи и брака. Этапы развития семейно-брачных отношений. Правовое регулирование семейно-брачных отношений. Современное состояние семьи. Основные типы семьи.

Их структура и статистика. Группа семей категории социального риска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: