double arrow

Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке и праве

Семья-это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совмест­ным проживанием и ведением домаш­него хозяйства, эмоциональной свя­зью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Семьей также называется социаль­ный институт, т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, дето­рождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожи­лого возраста. Семья, кроме того,— это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благо­приятном случае обеспечивающий человеку поддержку, при­нятие, рекреацию.

Основу семьи составляет брачный союз между женщиной и мужчиной. Брак-исторически обусловленная, санкциони­рованная и регулируемая обществом форма отношений между. мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанно­сти по отношению друг к другу и к детям.,

В последние десятилетия брак в социологическом, смысле рассматривался в России в основном как «союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе», или как «исторически обусловленная, санкциони­рованная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их отношения друг к другу и к детям». В современной отечественной энциклопеди­ческой литературе под браком, как правило, понимается семей­ный союз мужчины и женщины (супружество), порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Однако в СК отсутствует определение брака как конкретного юридического факта и одного из главных институтов семей­ного права, что вполне закономерно, поскольку отрицатель­ный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюцион­ного периода (1918, 1926 и 1969).

Как подчеркивается в совре­менной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак явля­ется сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с право­вых позиций, тем более что «духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом». Подобная позиция не нова и в целом согласуется с теоретическими выво­дами известных правоведов Беляковой А. М., Орловой Н. В., Рясенцева В. А. и др. о том, что «юридическое определение брака неизбежно было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права».

В этой связи представляется целесообразным дать обзор­ный сравнительный анализ различных точек зрения на поня­тие брака, существовавших в российском семейном праве в нынешнем столетии. Прежде всего, обращает на себя вни­мание тот факт, что данное Шершеневичем Г. Ф. еще в начале века определение брака с юридической точки зрения как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержало совокупность основных условий, при наличии которых «сожительство лиц разного пола при­обретает законный характер, т. е. влечет за собой все послед­ствия законного брака».

Как известно, в советской юридической науке прослежива­лась устойчивая тенденция обосновать брак как принципиально новую форму семейного союза мужчины и женщины социали­стического общества, отличную от форм брака, применявшихся в зарубежных странах. Предпринимались и попытки закрепить понятие брака в семейном законодательстве РСФСР, которые, однако, не принесли положительного результата. В современ­ных исследованиях отмечается, что одним из основных призна­ков брака в послереволюционной России признавалась, прежде всего, взаимная склонность (любовь) супругов, в связи с чем в монографиях того периода под браком понималось «отношение совместного сожительства, основанное на началах любви, дружбы, сотрудничества» или «свободное сожительство двух лиц». Кроме того, исходя из особенностей анализируемой исто­рической эпохи обязательным элементом брака являлось также наличие общего хозяйства со взаимной материальной поддерж­кой супругов и совместное воспитание детей, что фактиче­ски было закреплено в Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926 г. как отражение существовавшего в тот период взгляда на семью как на своеобразное «трудовое объединение» муж­чины и женщины.

В последующем понятие брака в науке советского семейного права претерпевало с развитием общества определенные изме­нения, с сохранением, однако, понимания его главной сущно­сти в виде союза мужчины и женщины в целях создания семьи. Необходимо отметить, что на результатах исследований по дан­ному вопросу не могла не отразиться существовавшая в тот период общественно-политическая обстановка. Поэтому доста­точно часто применялся термин «социалистический брак», фор­мально подчеркивающий его якобы принципиальное отличие от брака «буржуазного». Одновременно констатировался факт, что в законодательстве зарубежных стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как гражданско-правовая сделка. При этом в большинстве научных работ неизменно подчерки­валось, что брак не может быть сделкой или договором, а явля­ется юридически оформленным свободным и добровольным сою­зом мужчины и женщины, направленным на создание семьи, порождающим взаимные права и обязанности.

В юридической литературе длительное время также высказывалась точка зрения о том, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер. Подобная позиция основыва­лась на естественном предположении, что одной из основных целей семьи должно являться рождение и воспитание детей. Такой подход к определению целей заключения брака и созда­ния мужчиной и женщиной семьи был характерен не только для советского семейного права, но и находил отражение в законо­дательстве некоторых зарубежных стран, содержащем нормы о заключении брака «на всю жизнь», хотя из-за значительной распространенности разводов носил скорее морально-этический, чем императивный характер. Практическая уязвимость тезиса о браке как пожизненном союзе (life-long marriage) стала оче­видной и в связи с распространенностью в последние десяти­летия в некоторых странах брака в форме брака-товарищества (partnership). Однако принцип пожизненности брака и во вре­мена «развитого социализма» в СССР носил скорее желаемый, чем: фактический характер, а ныне не может признаваться обязательным признаком брака исходя из содержания СК.

Таким образом, по очевидным причинам, не все из при­знававшихся в советском семейном праве признаков брака как специфической формы брака «социалистической форма­ции» могут признаваться таковыми и в современном семейном праве России, отличающемся многообразием взглядов на брак. Безусловно, подобная ситуация является отражением не только существенного смещения акцентов в научных исследованиях по семейному праву в сторону более свободного обсуждения дис­куссионных вопросов, но и значительного усиления договор­ных начал в новом СК, включая совершенствование правового института брачного договора, первоначально введенного в РФ ст. 256 ГК (часть первая) с 1 января 1995 г.

На этой почве воз­никают совершенно новые, нетрадиционные для отечественной юридической науки взгляды на брак, принципиально отличающиеся от ранее существовавших в советском семейном праве точек зрения. Например, Антокольская М. В., последовательно исследуя правовые теории брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis), приходит к выводу, что «соглашение о заключение брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором». При этом брак во внеправовой сфере может расцениваться вступающими в брак «как клятва перед богом или как моральное обязательство или как чисто имуще­ственная сделка». Однако сама же Антокольская М. В. отме­чает, что большинство ученых-правоведов в РФ не признают соглашение о заключении брака гражданским договором, так как будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения в силу того, что их права и обязан­ности установлены императивными нормами закона, что не характерно для договорных правоотношений. Кроме того, цель заключения брака-не только возникновение брачного право­отношения, но и создание союза, основанного на любви, ува­жении, взаимопомощи, взаимной поддержке и т. п.».

С другой стороны, в теории современного отечественного семейного права в основном продолжают преобладать взгляды на брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в органах записи актов граж­данского состояния для создания семьи и порождающий вза­имные права и обязанности супругов.

Многообразные точки зрения на правовую природу брака существуют не только в отечественном семейном праве, но и в семейном праве зарубежных государств. В частности, Васильев Е. А. выделяет из числа существующих за рубежом три основных концептуальных точки зрения на брак: брак-договор (наиболее распространенная концепция), брак-статус, брак-партнерство.

Таким образом, вышесказанное делает возможным дать следующее понятие брака: "Брак представляет собой важней­ший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и доброволь­ный союз мужчины и женщины, заключаемый в установлен­ном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи». В каждом случае брак является конкрет­ным правоотношением, порождающим у супругов определен­ные субъективные права и обязанности личного и имуще­ственного характера.»- Регистрация бракаакт государственного признания создания семьи. Это не формальный акт, а действие, имеющее правовое значение, как для супругов, так и для их детей.

Законом всех стран оговорен не только сам брак, но и усло­вия заключения брака. Первое и самое главное условие- вза­имное согласие лиц, вступающих в брак, второе- достиже­ние брачного возраста. С какого возраста можно вступить в брак, определяет закон.

В России признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, между одним мужчи­ной и одной женщиной. Брачный возраст устанавливается в 18 лет.

Таким образом, брак-исторически изменяющаяся социаль­ная форма отношений между женщиной и мужчиной, посред­ством которой общество устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Физическая близость выступает как следствие духовно-нравственного родства. Нравственный брак-это брак, основанный на любви. Вступление в брак и создание полноценной семьи- естественное состояние жиз­недеятельности человека. Немецкий философ Фихте писал, что не состоящий в браке индивид-лишь наполовину человек. Брак—не только выполнение гражданского долга, но и сохра­нение собственного здоровья.

Регулирование семейно-брачных отношений осуществля­ется на основе семейного права. Семейное право—самосто­ятельная отрасль права, которая регулирует личные и свя­занные с ними имущественные отношения, возникающие из брака и принадлежности к семье. С учетом значимости семейных отношений для каждого человека и общества в целом они регулируются не только нормами морали, обычаями, религиоз­ными установлениями, но и нормами семейного законодатель­ства. Семейно-брачная сфера в законодательстве РФ не слива­ется со сферой гражданской кодификации, а регламентируется специальными декретами или особыми семейными кодексами. Семейно-брачные споры рассматриваются по особым процессу­альным правилам, а к нарушителям семейно-брачных законов применяются своеобразные санкции. С 1 марта 1996 г. всту­пил в действие новый Семейный кодекс РФ, отличающийся вни­манием к детям (с четырех лет ребенок уже может пойти в суд и выразить желание с кем ему жить при разводе родителей). Семейный кодекс РФ заменил Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. и основы законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 28.06.1968 г. Новый кодекс предполагает заключение брачного договора по поводу финан­совых и имущественных отношений семьи.

Само понятие семьи неопределенно, и Семейный кодекс не дает определения семьи, однако с точки зрения семейного права семья имеет свои отличительные признаки:

— совместное проживание ее членов;

— общность имущества;

— наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи, предусмотренных семейным законодательством.

Таким образом, Семейное право призвано осмысливать про­исходящие в семье процессы, попадающие под регулирование правовых норм, искать и находить наиболее оптимальные спо­собы управления действиями, поступками людей в сфере их личной жизни.

Исторические формы брака

Знакомство с законодательством некоторых стран, устанав­ливающим минимальный возраст вступления в брак, позволяет обнаружить довольно «занятную» пестроту в определении его границ. В целом они колеблются от 9 до 18 лет для женщин и от 14 до 22 лет для мужчин, к тому же закон разрешает неко­торые исключения, а местные обычаи делают эти исключения более или менее частыми'.

В европейских государствах существует либо одинаковый для обоих полов брачный возраст, либо брачный возраст для мужчины несколько выше. Например, в Венгрии брач­ный возраст определен в 18 лет для мужчин и в 16 для жен­щин, в Польше—в 18 лет для мужчин и в 16 лет для жен­щин. В Англии могут вступить в брак лица, достигшие 16 лет; во Франции—женщины в 15 лет, а мужчины в 18.

В странах Азии, например, в Японии, могут вступить в брак мужчины в 18 лет, женщины в 16; в Китае—мужчины в 22 года (это самый высокий возраст для вступления в брак среди других стран мира), женщины в 20 лет; в Индии—мужчины в 21 год, женщины в 18 лет.

На американском континенте, например, в США минималь­ный брачный возраст различается по штатам. Для мужчин он определен в 14—18 лет, а для женщин—13—17 лет; в Канаде (провинция Квебек) минимальный брачный возраст для деву­шек 12—16 лет, для молодого человека—14—16; в Аргентине, Колумбии и Перу минимальный возраст для вступления в брак для мужчин определен в 16 лет, для женщин в 14; в Венесуэле, Парагвае, Чили и Эквадоре минимальный возраст для вступле­ния в брак для мужчин—14 лет, для женщин—12.

В Африке —в Египте и Алжире минимальный возраст для вступления в брак у мужчин определен в 18 лет, для жен­щин—в 16; а в Нигерии и Кении минимальный брачный воз­раст для девушек определен в 9 лет, для юношей—16—18.

В Австралии минимальный брачный возраст для мужчин— 18 лет, для женщин—16.

В большинстве стран, для вступления в брак людей, не достиг­ших брачного совершеннолетия, необходимо согласие родителей.

Сведения о семейном укладе народов, населявших терри­торию России до принятия христианства, весьма немногочис­ленны и отрывочны. Летописи говорят о том, что когда у полян уже сложилась моногамная семья, у других славянских пле­мен—родичей, вятичей, кривичей еще сохранилась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом. В различных источниках указываются несколько спо­собов заключения брака. Среди них наиболее древний-похи­щение невесты женихом без ее согласия, однако, постепенно увозу невесты начинают предшествовать сговор с ней.

С принятием христианства в России начинает действовать Номоканон—собрание византийского семейного права, состоя­щего из канонических правил и светских постановлений визан­тийских императоров. В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей и получил название Комчей книги. Церковное венчание, введенное в XI в., в то время прак­тиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало браки по традиционным обрядам, счи­тавшимися пережитком язычества.

Согласно установлениям Комчей книги, венчанию предше­ствовало обручение—сговор, во время которого родители неве­сты и жениха условливались о заключении брака и договари­вались о приданом. Акт обручения оформлялся специальной «сговорной» записью. Обручение связывало жениха и невесту почти так же, как и брак, нарушение верности жениху рассма­тривалось в качестве прелюбодеяния. Был установлен мини­мальный возраст для вступления в брак—15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Священники отказывались венчать пре­старелых лиц. Запрещались браки с близкими родственни­ками. Взаимное согласие на вступление в брак по церковным правилам всегда было необходимо. Расторжение брака прак­тически не предусматривалось.

Реформы Петра I положили начало новому периоду в разви­тии семейного права. Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. Петр I попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. В 1722 г. его указом запрещалось женить «дураков», которые ни в науку, ни в службу не годятся». В 1744 г. указом Синода были запрещены браки для лиц старше 80 лет. «Брак от Бога установлен, гласит указ, для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно». В 1830 г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для муж­чин и до 16 лет для женщин. Для заключения брака необходимо согласие родителей, независимо от возраста жениха и невесты. С 1917 г. проводятся первые реформы семейного законода­тельства. Выходят декреты «О гражданском браке, детях и веде­нии книг актов гражданского состояния», «О расторжении брака» и др. В 1926 г. принят единый для обоих полов брачный воз­раст, который сохраняется и по сегодняшний день—18 лет. Разнообразие в определении брачного возраста свидетельствует о том, что в основе его законодательного закрепления лежит не какая-либо единая закономерность, а более конкретные практи­ческие мотивы. Возраст вступления в брак представляет интерес с точки зрения воспроизводства населения, поскольку он явля­ется одним из факторов, с которым связана рождаемость (веро­ятно, поэтому законодатель ориентировался на местные обычаи и традиции, корректируя их в ту или иную сторону).

Возраст вступления в брак- одна из основных характери­стик брачности населения страны. В статистическом анализе широко применяются традиционные показатели среднего брач­ного возраста. Он вычисляется на основе распределения по воз­расту вступающих в брак в данном году.

Особую ценность в демографическом и социологическом ана­лизе брачности и связанных с нею явлений представляет соче­тание возраста женихов и невест. Возраст мужчин и женщин при вступлении в брак широко варьирует. Встречаются браки, в которых муж намного старше жены и, наоборот, но чаще всего мужчина в среднем на 2—4 года старше жены. Информацию о возрасте вступления в брак можно получить при переписях и обследованиях населения, а также по данным текущего учета демографических событий.

Социологи отмечают следующие мотивы вступления в брак: любовь, общность интересов, кратковременное увлечение, сим­патия, чувство одиночества, чувство сострадания, вероятность скорого рождения ребенка, желание улучшить свое материальное положение, желание узаконить интимные отношения, давление родителей, желание иметь семью, желание иметь детей и т. д.

В законодательстве многих стран при регистрации брака предусмотрено заключение брачного контракта (брачного договора). Брачный контракт—письменное соглашение жениха и невесты об урегулировании их взаимных прав и обязанно­стей по управлению и распоряжению имуществом.

Причины разводов определенным образом отражают общественные взгляды на функции брака. Изучая мотивы разводов, можно определить, каким семейным ценностям общество пре­дмет наибольшее значение, и наоборот.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященный проблеме нестабильности семьи, показывает, что развод стал неким альтернативным «контринститутом» брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений.

Среди объективных факторов дестабилизации семьи нужно отметить прежде всего «атомизацию»-сокращение среднего размера семьи и как следствие-ослабление внутрисемейных свя­зей. Эти структурные изменения переплетаются с резкими функ­циональными сдвигами: эффект двойной занятости женщин, потеря мужского престижа в семье, снижение семейной воспи­тательной функции. Изменение традиционных ролей и функций привели к снижению уровня удовлетворенности браком.

Таким образом, развод является процессом, отражающим дисфункциональные изменения традиционной семьи.

Поскольку развод не привел к исчезновению института бра­ка, можно считать, что дестабилизация семьи отражает не ее гибель, интенсивное разрушение лишь традиционной семьи и переход семейных отношений в их историческом развитии к новому качественному состоянию—к демократической семье. Наряду с высокими показателями разводов (Россия занимает второе место после США) резко уменьшилась веро­ятность вступления в первый брак во всех возрастных груп­пах. Доля никогда не состоявших в браке у женщин—7,9%, у мужчин—13%. Уменьшается степень компенсации разводов повторными браками. В 1989 г. на 100 разводов приходилось 54 повторных браков, а сегодня—36.

Происходит опасный для института семьи процесс размыва­ния системы поведенческих норм в сфере быта и семьи и пред­ставлений о семейных половых ролях.

Почти 40% супругов обвиняют друг друга в принижении их роли в семье, что является серьезной базой конфликта.

Так известно, что домашним трудом в основном занимаются женщины. Женская бытовая занятость в 2—3 раза превышает мужскую. Разницу в затратах времени на домашний труд между супругами подтверждают результаты исследований.

В условиях массового привлечения женщин к обществен­ному производству кооперация домашнего труда необходима. В семьях с четко распределенными совместными домашними обязанностями, как правило, хорошие отношения между супру­гами. Они удовлетворены браком.

Традиционно несправедливое распределение домашних обя­занностей в семье между супругами резко отрицательно сказы­вается на воспитании детей. Специальное обследование пока­зало, что половина мальчиков—восьмиклассников московских школ—не умеют готовить, стирать, чинить одежду, т. е. эле­ментарно обслуживать себя.

Таким образом, налаженная кооперация домашнего труда способствует стабильности брака. Неправильная установка супругов относительно распределения семейных обязанностей дестабилизирует семью.

Традиционные мужские функции в семье существенно изменились. Муж перестал быть единственным кормильцем, исчезли в городе многие виды мужских занятий—заготовка воды, топлива, сложный ремонт и т. д.

Социологические исследования показали, что главенство мужа в семье исчезло в смысле единоличного принятия реше­ний, распоряжений денежными средствами. Семейным бюдже­том, повседневными расходами занимаются женщины.

Заметное расхождение во мнениях мужчин и женщин осо­бенно четко проявилось при определении, кому принадлежит решающий голос в семье. Мужчины назвали себя главой семьи в шесть раз чаще, чем жену; женщины, в свою очередь, в три раза чаще назвали себя главой семьи, чем мужа. Мужчины явно заблуждаются, завышая свою главенствующую роль в семье, поскольку по одному из главных вопросов они откровенно при­знают, что не контролируют семейный бюджет и не ведают повседневными расходами.Мужское главенство пока утратило экономическое обоснование и сохранилось лишь как морально-этическое явление, связанное с традицией. Однако изменения в социально-экономической обстановке могут создать предпо­сылки для упрочения власти мужчины в семье. Об этом гово­рят современные жизненные стратегии мужчин и женщин, ориентированные на мужа-кормильца, отвечающего за мате­риальное благосостояние в семье.

Основа супружеской совместимости—это совпадение глав­ных ценностных ориентаций. Современные супруги должны быть единомышленниками, сотоварищами и добровольно брать на себя свою долю обязанностей.

Таким образом, патриархальным основам семьи противопо­ставлена партнерская семья, получившая название эгалитар­ной (семья равных). Эгалитарную семью отличают высокий духовно-психологический климат, культура чувств и поведе­ния. Супруги в такой семье единомышленники. В семье—на­лаженная кооперация домашнего труда, демократическое отно­шение к семейной кассе, демократический стиль разреше­ния конфликтов, удовлетворенность браком обоих супругов. Социологи определенно утверждают, что эгалитарные семьи стабильны.

Факт большой общественной значимости выявили социо­логи: только 5% супругов из семей с налаженной кооперацией домашнего труда считают свой брак неудачным.

Оценку состояний семейных отношений дали сами респон­денты. При безусловном благополучии «счастливых семей» цифры говорят нам, что больше половины «счастливых жен­щин» и 40% их мужей несчастливы в сексуальной сфере. Около 30% «счастливцев» связывает только привычка и боязнь оди­ночества.

В несчастливых семьях отсутствует любовь, симпатия, сексу­альная совместимость. По поводу последнего критерия рас­хождения мужских и женских оценок четырехкратное. Это же касается признака «общие интересы».

Несчастных супругов связывают дети, чувство долга, при­вычка, боязнь одиночества и смирение с обстоятельствами.

В сфере семейных отношений постоянные отрицательные оценки поведения друг друга вызывают изменения в харак­тере супругов, ведущие к дальнейшему обострению отношений.

Для семей, в которых супруги склонны к частым отрица­тельным оценкам друг друга, характерны хроническая раз­дражительность, озлобленность, ущемленное чувство досто­инства.

Отсутствие в доме уюта, тепла, взаимопонимания. Социологические исследования данных создает почву для взаимных измен. Измена занимает одно из первых мест среди субъективных причин разводов.

Мужчины и женщины на первое место среди причин, разрушающих семью, поставили измену, которая, по их словам, уничтожает «доверие и уважение». Характерно, что многие мужчины, говоря об измене, имели в виду поступки супруги, а не свои собственные.

Женщины, не допускающие измену принципиально, оце­нивают ее как предательство. Многие респонденты считают, что случайная физическая измена не должна разрушать брак. Симптоматична позиция, допускающая супружескую измену как право автономной личности. Разброс мнений по поводу слож­нейшей проблемы внутрисемейных отношений не снижает высокую этическую норму, нацеленную на супружескую вер­ность как важнейшую семейную ценность.

Гармония личности не может существовать без гармонии основных функций человека: работника, супруга, родителя. Наступил XXI в., и мы все больше подходим к осознанию, что цивилизация связана, прежде всего, с многообразием соци­альных условий и наличием выбора. Общество должно учи­тывать бесконечное разнообразие условий жизни людей и пре­доставить им возможность самостоятельного индивидуаль­ного выбора.

Чем полнее будут раскрываться цивилизованные принципы развития нашего общества, тем более выраженной будет тен­денция демократизации семьи. В течение XXI в. эгалитарная семья станет массовой и преобладающей.

Таким образом, брак-исторически изменяющаяся социаль­ная форма отношений между женщиной и мужчиной, посред­ством которой общество устанавливает их супружеские и роди­тельские права и обязанности, а развод стал неким альтернатив­ным «контринститутом» брака, одной из важнейших подсистем современных брачных отношений.

Брачный союз составляет основу семьи. Регистрация бра­ка-акт государственного признания создания семьи. Главные условия заключения брака-взаимное согласие лиц, вступаю­щих в брак, и достижение брачного возраста.

Среди измерителей процесса брачности наиболее распростра­нены коэффициенты брачности, которые показывают интенсив­ность вступления в брак во всем населении и в отдельных груп­пах бракоспособного населения. Они показывают, что брачность населения за. последние 40 лет сократилась вдвое и в насто­ящее время стабилизировалась на довольно низком уровне. И как уже говорилось выше, с учетом значимости семей­ных отношений для каждого человека и общества в целом они регулируются не только нормами морали, обычаями, религиоз­ными установлениями, но и нормами семейного законодатель­ства. Семейно-брачная сфера в законодательстве РФ регламен­тируется специальными декретами или особыми семейными кодексами. Семейно-брачные споры рассматриваются по осо­бым процессуальным правилам, а к нарушителям семейно-брачных законов применяются своеобразные санкции.

Исторические перемены в функционировании семьи

Исходя из специфики различных теоретических подходов к проблеме семьи, рассмотрим сущностные изменения семьи в процессе исторического развития.

Большинство ученых сегодня придерживаются точки зре­ния, что первой исторической формой семьи была кровнород­ственная семья.

Кровнородственная семья характеризуется групповым бра­ком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от сте­пени их родства, образуют семью. Такая семья является эндо­гамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современ­ном обществе такого типа семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках такой семьи произошло под вли­янием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи—пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключаются вначале ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения.

Пуналуальная семья представляет собой такую форму брач­ных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рам­ках такого типа семьи все более частыми оказываются устой­чивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной.

Это—первый шаг к появлению парного брака.

Синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дико­сти и варварства, в которой один мужчина живет с одной жен­щиной, а полигамия (т. е. многобрачие, или в данном случае многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с мате­рью. Регулируя половые отношения мужчины и женщины, син­диасмическая семья делала известным действительного биоло­гического отца и тем самым создавала предпосылки для фор­мирования моногамной семьи.

В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда людей постепенно созда­ются условия, когда супружеские пары оказались способными самостоятельно содержать, кормить своих детей. И постепенно эта парная семья «отпочковывалась» от рода и в хозяйствен­ном, производственном отношении. Супруги объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами ста­билизировались, стало более надежным установление отцов­ства, и ответственность за семью все более переходила к муж­чине. Вместе с ней переходила и власть. Как следствие, матри­архальные отношения постепенно перешли в патриархальные, когда родство уже считалось по мужской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи: моногам­ная (т. е. единобрачная) семья. Она отличалась тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь могла быть расторгнута только по воле мужчины. Причиной возник­новения моногамной семьи было появление частной собствен­ности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуще­ством. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникнове­ния новых форм человеческих общностей

Историческое развитие семьи шло от нерегулируемых поло­вых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. Этот процесс имел свои особенности в определенные периоды развития общества.

Для рабовладельческого строя характерно то, что моногам­ная семья была в основном семьей рабовладельцев; большин­ство рабов не имело семьи, это было невыгодно их владельцам. Семья рабовладельца выполняла функции воспроизводства населения, экономическую, воспитательную, пополняла армию, активно участвовала в управлении государством, ей была при­суща и политическая функция. Непосредственными исполни­телями некоторых функций семьи были рабы: домашний труд, уход за детьми. Рабовладельческая моногамия имела весьма разнообразные формы. Афинская моногамия была классиче­ской формой единобрачия. Девушки здесь получали более огра­ниченное, чем юноши, образование: их учили шить, прясть и немного читать и писать. Жизнь женщины была замкнутой, проходила главным образом в обществе других женщин и на женской половине дома.

В ряде стран глава патриархальной семьи был безраздель­ным господином всех ее членов, имел наложниц-рабынь, т. е. был фактически в многобрачии. Семьи ремесленников и дру­гих категорий свободных жителей сильно отличались от таких семей своей бедностью. Но и здесь господство главы семьи было безраздельным.

С переходом к феодализму обществом был установлен обя­зательный церковный брак, в котором господство главы семьи не было столь деспотичным. Браки были сословными, опреде­лялись знатностью, происхождением жениха и невесты. Жена феодала ведала хозяйством, а сам феодал был занят на службе у короля или герцога. Крепостных крестьян вместе с семьей при­крепляли к участку земли. Крестьянская семья была производ­ственной ячейкой общества. Ей была присуща глубокая патриархальщина—безраздельная власть над ее членами главы семьи. В буржуазную эпоху институт семьи претерпел большие изменения. Здесь зависимость брака от экономических отно­шений проявляется особенно ярко.

В основе всех отношений в буржуазной семье лежат денеж­ные расчеты. Супружеская и родительская любовь, взаимо­уважение и общность интересов—все эти моральные факторы имеют второстепенное значение.

В XIX и особенно XX в. супружеская и семейная жизнь в раз­витых капиталистических странах обрела много новых черт. Влияние материальных, общественных мотивов при вступ­лении в брак дает себя знать, все чаще решающим фактором выступает романтическая любовь, свободный выбор партнера. Характерное для предшествующих эпох авторитарное реше­ние отца при выборе жениха или невесты начинает утрачи­вать свою значимость. Родители все больше принимают при­нцип демократичного подхода к детям, постепенно начинается эмансипация женщин.

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., ликвидации феодально-капиталистических производс­твенных отношений в России институт брака и семьи претер­пел принципиальные изменения. Были созданы предпосылки новой, социалистической семьи с доминирующей ролью госу­дарства. Важную роль в этом сыграли меры, направленные на установление равноправия женщин. Упрощена процедура регистрации брака и развода.

Со второй половины 30-х годов начинается процесс укре­пления семьи, что выразилось в ограничении свободы разво­дов, запрете абортов. Семья как институт официально реаби­литируется и становится институтом государства.

Проведенные в 90-е годы XX в. реформы российского обще­ства оказали на семью неоднозначное воздействие. Долгосрочные неблагоприятные тенденции общественного развития, углуб­ление экономического кризиса, рост нищеты и безработицы привели к тому, что семья как институт общества расстра­ивается.

Во-первых, в современной России наблюдается про­цесс эмансипации детей от родителей, возрастает роль лич­ностной свободы каждого из членов семьи и происходит пере­ход от закрытой к открытой системе формирования браков. Во-вторых, снижается число вновь зарегистрированных бра­ков и возрастает количество разводов. В-третьих разрыва­ется связь между поколениями по линии родства, и девальви­руются ценности «семейного очага».

Современная семья переживает сложный этап эволюции, переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений. Иными становятся система власти и под­чинение в семейной жизни, роли и функциональная зависи­мость супругов. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни. Наряду с традиционными формами появляются новые типы семьи.

Современные типы семейных структур выделяются в зави­симости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

Моногамное супружество-это брак одного мужчины с одной женщиной.

Экзогамные браки-где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри дан­ной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца и матери. В связи с этим раз­личают социальное отцовство «pater» и физиологическое отцов­ство «genitor», и, соответственно, материнство. Отсюда на основе принципов локализации семейных групп прибегают к выделе­нию патрилинейных и матрилинейных семей, где наследова­ние фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархаль­ные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользу­ется мать. Из общей массы семей по статистическим данным 1/6 часть составляют семьи матриархального типа, а 1/8—патри­архального типа. Где нет четко выраженного семейного главенства, и где господствует ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях. По данным социологических исследований, таких семей у нас насчитывается примерно 60—80% от общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах.

По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных соци­альных групп, каст, классов. По социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по наци­ональности, возрасту, профессии, образованию и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам. По критерию пространственно-территориальной локали­зации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где моло­дежь остается жить у родителей жены. В настоящее время молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилье. В этом слу­чае поселение молодоженов или у родителей мужа, или роди­телей жены состоялось по причине следования традициям. Нелокальные семьи—имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

Самыми распространенными являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей с детьми, или без детей. Нуклеарные семьи могут быть большими и малыми. Большие—это мно­годетные семьи (наличие 3-х детей и более) и малодетные (1—2 ребенка в семье). Таких семей 2/3 в структуре населения Российской Федерации.

Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоя­щей из одного родителя с детьми. Таким образом, другим типом брачно-семейных отношений, наиболее часто встречающимся в нашем обществе, являются неполные семьи, а именно, семьи с одним родителем и детьми. Таких семей, по статистическим данным, насчитывается около 12% от общего числа семей. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобла­дают неполные материнские семьи (примерно 14 материнских на одну неполную отцовскую семью).

Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер), она носит назва­ние расширенной. Доминирующая тенденция к нуклеаризации привела к тому, что когда-то наиболее распространенный тип патриархальной расширенной семьи в настоящее время зани­мает сравнительно малую долю в общей статистике (около 15% всего количества семей).

Существует также типология семей по такому критерию, как наличие или отсутствие детей и их число. Здесь выделяют мало­детные семьи (семьи с одним ребенком), среднедетные (семьи с двумя детьми) и многодетные (семьи, в которых трое и более детей). Более половины семей в России имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Остальные либо никогда не имели детей, либо уже успели их вырастить, либо не обзавелись ими. Среднее число детей на одну семью без учета ее детности—1,1, среднее число детей в семье, их имеющей,—1,6. Это невысокий показатель, учитывая, что для простого воспроизводства населе­ния необходимо, чтобы каждая женщина без учета ее семейного положения произвела на свет в среднем не менее 2,2 ребенка.

Семьи разделяют еще и по особым условиям семейной жизни. На этой основе выделяют, в частности, студенческие и дистант­ные семьи, последних в нашей стране насчитывается около 4%. Это, например, семьи моряков, артистов и спортсменов.

В зависимости от семейного уклада, направленности лич­ности супругов и их ценностных ориентации семьи могут быть нескольких типов. Среди них можно выделить следую­щие: семьи с ориентацией супругов на здоровье и воспита­ние детей, семьи с преобладанием чуткости и доверительно­сти отношений—их часто обозначают как «семья-отдушина» и семьи, успешно сочетающие в себе ценностные ориентации супругов на создание собственной семьи и их профессиональ­ные интересы. Последний тип семьи часто называют «бикарьерной», подчеркивая направленность супругов на «достига­емый статус» и карьеру в избранной профессии.

Возможны и другие варианты типологии семей. Например, по специфическим проблемам выделяют семьи алкоголиков, наркоманов, преступников, больных СПИДом, страдающих пси­хическими заболеваниями, а также семьи, имеющие в своем составе инвалидов.

Наибольшее распространение в последнее время получила клас­сификация семей по критерию социального риска. Под семьями социального риска принято понимать семьи, социальное функ­ционирование которых затруднено по объективным или субъек­тивным причинам. Согласно этой типологии различают семьи: одиноких матерей: военнослужащих срочной службы с детьми; семьи с детьми-инвалидами и имеющие в своем составе инвалидов; семьи, взявшие детей под опеку и попечительство; мно­годетные; малообеспеченные; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; студенческие семьи с детьми; безработные семьи с несовершеннолетними детьми; девиантные семьи.

Современная семья в своем движении и развитии проявляет множество различных отклонений от сложившихся образцов.

В настоящее время семья является предметом исследова­ния многих общественных наук.

Семья в социуме—сложный феномен. С одной стороны, это социальный институт, с другой—малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих эконо­мических, политических, религиозных отношений и одновре­менно относительная самостоятельность.

Современная традиционная семья в своем движении и раз­витии проявляет множество различных форм отклонений от сложившихся образов и образцов. Нарастает плюрализация моделей нуклеарных семей. Все большее число мужчин и жен­щин уклоняется от семейного образа жизни. В семейно-брачных отношениях меняются ценности и ориентации, склады­ваются разные типы и формы семей-патриархальные, дето-центрические, супружеские, фостерные.

Семья претерпевает изменения, меняет акценты, типы, формы, но она и в эпоху социальных перемен остается фун­даментальным, социокультурным институтом, наиважнейшей ценностью общества.

По утверждению ученых, человечество прошло пять форм семьи последовательными этапами, а современная многогамная семья является последней-пятой формой этой эволюции.

Семье свойственна разнотипная структура, которая опре­деляется устойчивыми внутрисемейными связями и отноше­ниями. Информацию о структуре семьи получают только по данным переписей населения.

В настоящее время российская семья находится в тяжелом социально-экономическом и социально-психологическом состо­янии, а молодая семья перестала обеспечивать расширенное воспроизводство населения. Поэтому комплексная программа семейной и демографической политики должна быть направ­лена на устранение тех причин, которые порождают негатив­ные аспекты в жизнедеятельности семьи.

Семья как первичная ячейка общества и социокультурная сфера человека

Семья — первичная ячейка общества, живущая по зако­нам системно-функциональной достаточности, где субъек­ты объединены формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений, проявляющих­ся в любви, привязанности, интимности.

Выдающийся социолог П. А. Сорокин считал вопрос об устройстве семьи гораздо более важным, чем вопрос о формах правления. Анализируя типы семьи у разных на­родов, с точки зрения воспитательного механизма он вы­делил три основных типа семьи:

1) семья патриархальная, воспитывающая молодые поколения для жизни в общине или коммуне. Здесь весь уклад семейного воспитания давит всякую индивидуаль­ность, личную инициативу, требует «не высовываться», жить как все, «как положено»; действовать, мыслить, веро­вать по обычаю и полагаться не на себя, свои знания, труд, энергию и волю, а на «общину», на «мир», на «коммуну». Жизнь индивида в таком типе семьи полностью регламен­тирована. Из лона такой семьи выходят личности без воли, без инициативы, привыкшие вести себя во всем по общей норме;

2) семья ложноиндивидуалистическая. Всем своим укла­дом она приучает молодые поколения полагаться не на себя, не на общину, а на государство. Сообразно с этим все воспи­тание здесь ведется применительно к официальным програм­мам. Главное — выдержать официальный экзамен, получить диплом и «тихо и плавно качаться» в качестве чиновника. При такой системе в людях не воспитывается ни инициати­ва, ни подчинение авторитету, которое имеет место в первом типе семьи, и люди получаются неустойчивые, безынициа­тивные — «бумажные формалисты», как их характеризует П. А. Сорокин.

Соответственно и общество, имеющее такой тип семьи, — неустойчивое, бюрократическое, с централиза­цией, обширным объемом вмешательства власти, с разбух­шим государственным аппаратом и поглощением личности государством. Человек во всем полагается на государство и считает, что от его усилий почти ничего не зависит;

3) семья индивидуалистическая. Ее уклад с малых лет приручает молодые поколения полагаться только на себя, свои знания, волю и энергию. Здесь обучают детей тому, что им действительно понадобится в жизни (а не тому, что требует община или государство). Простор дается личной инициативе, развитию индивидуальности. С малых лет за детьми признаются права, которые неотделимы от ис­полнения обязанностей. Из такой семьи выходят люди сильные, инициативные, энергичные. По мнению Сороки­на, народы, имеющие подобный тип семьи, — «победители других народов». Данный тип семьи представлен в англо­саксонских и скандинавских странах.

Русская семья, полагает ученый, занимает среднюю ли­нию между семьей патриархальной и ложноиндивидуалистической. Молодые поколения в ней воспитывались или как будущие чиновники государства, или как «общинни­ки», члены «мира», обязанные во всем походить на него и считаться с ним. Индивидуальности и личной инициати­ве не давалось простора. Эти выводы Питирима Сороки­на сделаны им в 1923 г., но, как мы постоянно убеждаем­ся, с тех пор мало что изменилось, хотя определенная динамика движения в сторону семьи индивидуалистического типа все-таки прослеживается.

Следует выде­лить некоторые наиболее характерные особенности и тен­денции развития современной семьи.

Во-первых, идет процесс разукрупнения семьи — выде­ление молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный, поскольку данная тенденция обеспечивает укрепление молодой семьи как самостоятельного коллектива. Переживаемые трудно­сти укрепляют дружбу, солидарность, учат делиться радо­стями и бедами. Однако в первое время молодая семья ис­пытывает трудности: бытовая неустроенность, финансовые проблемы и т.д.

Во-вторых, происходит уменьшение численности се­мьи, сокращение рождаемости. Причины сокращения рождаемости разнообразны и сложны: занятость ро­дителей; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая нагрузка женщины-матери; неблаго­приятные жилищные, бытовые условия семьи и др. Со­кращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему — изучение и разработку методов воспитания в малодетной семье.

В-третьих, увеличивается количество разводов. Нужно иметь в виду, что развод — это не всегда плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. Наибольшее количество разводов (до 95%) прихо­дится на долю супружеских пар первого года совместной жизни. Это объясняется неподготовленностью супругов к семейной жизни, неустроенностью быта молодой семьи.

В-четвертых, наблюдается увеличение количества се­мей, имеющих одного ребенка. Такая семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ре­бенка нет наставников — старших братьев и сестер. Ребенок становится центром семьи, которая отдает ему всю ласку, внимание, заботу. Часто это имеет негативные последствия, когда происходит потеря родителями педагогической нормы в удовлетворении желаний и потребностей ребенка.

Влияние семейных взаимоотношений на воспитание детей.

На характер семейного воспитания существенное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родите­лей, их уровень образования и культуры. Семейные взаи­моотношения — это субъективно переживаемые взаимо­связи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональное и деловое состояние се­мьи, ее микроклимат. Всю совокупность семейных отноше­ний можно разделить на несколько видов:

1) социально-биологические отношения — они охваты­вают сферу половозрастной структуры и численности се­мьи, рождаемости, пола и половой жизни, физического со­вершенствования и наследственности, а также родственных отношений между членами семьи;

2) хозяйственно-экономические отношения, образу­ющие материальную основу быта семьи. Они включают ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распре­деление обязанностей по дому.

Указанные отношения часто называют «базисными», все остальные виды семейных отношений составляют свое­образную «надстройку». Это отношения:

юридические, характеризующие правовое регули­рование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов; отношения между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления;

нравственные, охватывающие вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга, нравственных ценно­стей семьи, нравственного воспитания, создающие фунда­ментальную основу развития ребенка как человека и граж­данина;

психологические, представляющие собой сферу пси­хического склада членов семьи и реализующие моменты их совместимости, психологического климата в семье, форми­рования чувств и межличностных отношений, развития ре­бенка как личности;

педагогические, прямо касающиеся вопросов семей­ной педагогики и воспитательных функций семьи.

На основе анализа структурных и функциональных ха­рактеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов можно определить тип семьи и сделать вывод об уровне ее социальной адаптации. Из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогиче­ские, социологические) выделим четыре категории семей: благополучные семьи; семьи группы риска; неблагополуч­ные; асоциальные семьи.

Благополучные семьи успешно справляются со сво­ими функциями, быстро адаптируются к потребностям своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. Можно сказать, что с точки зрения общества благополучная семья — это та, в которой созданы все усло­вия для нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродук­тивной и воспитательной. Таков естественный и социаль­ный аспект проблемы семейного благополучия, закономер­но вытекающий из того факта, что семья — это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Благополучие каждой семьи — это благополучие общества в целом.

Социологи выделяют следующие слагаемые семейного счастья и благополучия: взаимопонимание между супруга­ми; отдельная квартира, материальное благополучие; дети; уверенность в прочности брака; интересный досуг в семье; интересная работа; хорошее образование; достойное поло­жение на работе; хорошие друзья; самостоятельность су­пругов.

Семьи группы риска характеризуются наличием неко­торого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например неполная; малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим трудом.

Неблагополучные семьи, имея низкий социаль­ный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенны­ми на них функциями, процесс семейного воспитания ре­бенка протекает в них с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

Асоциальные семьи — это семьи, в которых взаимо­действие протекает наиболее сложно и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях родите­ли, как правило, ведут аморальный образ жизни; жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим нормам. В таких семьях воспитанием детей обычно никто не занимается, дети оказываются безнадзор­ными, отстают в развитии. Часто дети в таких семьях ста­новятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

От характера связей и общения между членами семьи, прежде всего родителями, зависят типы семейных взаимо­отношений, в частности:

диктат — доминирующая позиция одного из родите­лей, проявляющаяся в жестких требованиях, правилах, при­казах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на дру­гих членов семьи;

опека — чрезмерное внимание, уделяемое ребенку, ограждение его от трудностей, избавление от лишних тре­бований, забот и волнений;

мирное сосуществование — позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа, согласно которому дети должны расти самостоятельны­ми, независимыми, раскованными, свободными. В таких семьях родители живут своей жизнью, а дети — своей;

сотрудничество — взаимодействие родителей и детей на личностном уровне. При таком взаимодействии наблю­дается баланс любви, уважения и требовательности к ре­бенку (как, впрочем, и к другим членам семьи).

Таким образом, число «содержательных» видов семейных отношений достаточно велико. Чтобы не запутаться во всех этих тесно связанных, переплетающихся друг с другом от­ношениях, в целях упрощенного решения психологии и пе­дагогики семейных отношений специалисты обычно выделя­ют три важнейших сферы — хозяйственно-экономическую, нравственно-психологическую и интимную. Именно эти три сферы больше всего определяют бытие и существование се­мьи, ее стабильность и условия для воспитания детей.

Факторы влияния на характер воспитания детей в семье.

На характер воспитания ребенка в семье оказы­вают влияние многочисленные факторы, каждый из ко­торых несет в себе особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим суще­ственное влияние на ребенка, относят:

а) субкультурные факторы:

— состав семьи (полная или неполная; расширенная, со­стоящая, по крайней мере, из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно жен­ский или мужской состав и др.);

— кровно-родственный фактор, определяющий свое­образие семьи (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака);

— жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;

— морально-психологический климат семьи;

б) факторы, обусловленные воспитательными возмож­ностями родителей:

— собственный опыт семейного воспитания;

— педагогическая культура родителей;

— готовность и способность родителей к воспитанию детей;

— уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;

— авторитетность родителей, воспитательная направ­ленность авторитета;

— родительская любовь как основа воспитания, ее ра­циональность во взаимоотношениях с ребенком;

— отношение родителей к воспитанию ребенка;

в) факторы, обусловленные непосредственной воспи­тательной деятельностью родителей:

— уход за ребенком, его педагогическая целесообраз­ность в укреплении здоровья, умственном и нравственном развитии, формировании навыков самообслуживания;

— преобладающий тип семейного воспитания;

— умение создавать условия для стимулирования на­правленного развития и воспитания ребенка;

— создание наиболее целесообразных условий взаимо­действия ребенка со сверстниками и другими людьми;

— динамизм воспитания с учетом индивидуальности ре­бенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов;

— приобщение к труду, самообслуживанию;

— умение наблюдать и видеть динамику развития и вос­питания ребенка, использовать полученную информацию в процессе воспитания;

— типичные ошибки семейного воспитания;

г) «детский» фактор:

— своеобразие ребенка (единственный, поздний, про­блемный, с особыми нуждами и пр.);

— особенности детей в семье (рождение второго и после­дующего ребенка; одного пола; разнополые; меньшая или большая разница в возрасте; многодетная; дети от разных браков и др.).

Воспитание детей — не только личное дело родителей, в нем заинтересовано все общество. Семейное воспитание — часть общественного воспитания, весьма существенная и уникальная. Уникальность ее:

- во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем,

- во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результа­тивно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности.

Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только о естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищен­ности, возможности делиться переживаниями, получать по­мощь от взрослых. Семья — основная среда обитания и жиз­недеятельности детей в ранний период их жизни, которая во многом сохраняет это качество и в последующие периоды. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, образцы поведения.

Таким образом, семейное воспитание — это система воспи­тания и образования, складывающаяся в условиях конкрет­ной семьи силами родителей и родственников.

Мир изменяется, и педагогика должна успевать за этими измене­ниями. Вечными остаются конфликты между поколениями, но но­выми должны быть пути их разрешения. Подсказать их родителям обязан педагог, глубоко понимающий скрытые пружины семейных драм.

Отношения родителей, педагогов и детей - сложная проблема Сложность ее — в скрытом, интимном характере человеческих отно­шений, в трудности и щепетильности «внешнего» проникновения в них. Педагоги установили, что отношения родителей и детей с го­дами складываются в типичные варианты независимо от того осоз­наются они или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений и возникают постепенно. Родители же обра­щаются к педагогу, как правило, по поводу возникшей «вчера», «не­делю назад» конфликтной ситуации. То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

Конфликт в отношениях родителей и детей редко возникает слу­чайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанно­сти родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности друг в друге. Конфликт — жесткое столкновение, эмо­циональная агрессия, болевой синдром отношений.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повсе­дневными отношениями. В педагогическом смысле это означает миро­воззренческие, нравственные, эмоциональные, интеллектуальные деловые связи родителей и детей, тесное общение между ними, в ре­зультате которого возникает душевное единение. Природную основу его составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям.

Сколько семей, столько и особенностей воспитания. Но, несмотря на все их многообразие, можно выделить типичные модели отноше­ний между взрослыми и детьми в семьях. Отношения определяются по степени напряженности и последствиям негативного влияния на воспитание детей.

1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Роди­тели знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мне­ния, переживания, стараются тактично помочь, развивают интересы детей. Это наиболее благополучные семьи. Дети в них растут счаст­ливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными Родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении Их отношения характеризуются общей нравственной атмосферой- по­рядочностью, откровенностью, взаимным доверием, равенством

2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нор­мальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, пови­нуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто не имеют собственного мнения, зависимы от других. Родители вникают в заботы и интересы детей, дети делятся с ними своими проблемами. Внешне отношения благополучны, но не­которые глубинные, сокровенные связи могут нарушаться. Поначалу намечается едва ощутимая «трещинка» в этих душевных связях; наи­более частые ее причины:

а) некоторые расхождения между характером требований и лич­ным поведением;

б) недостаточные чуткость, душевная тонкость, такт родителей в конкретных ситуациях, недооценка потребности ребенка быть лич­ностью.

Подчас родители психологически не поспевают за динамизмом раз­вития детей. А они уже школьники, уже имеют свое мнение, уже не соглашаются. В таких случаях родительская отзывчивость должна быть глубже.

3. Материально-ориентированные семьи. Здесь главное внима­ние уделяется материальному благополучию. Детей в таких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически и во всем видеть выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но с единствен­ной целью — чтобы поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Интересы детей не учитываются, поощряется только «вы­годная» инициативность. Дети рано взрослеют, хотя это нельзя назвать социализацией в полном смысле этого слова. Отношения с ро­дителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредска­зуемо.

Родители стараются вникать в интересы и заботы детей. Дети это понимают, но чаще всего не принимают. Суть в том, что высокие по­мыслы родителей в этом случае зачастую разбиваются о низкую педа­гогическую культуру осуществления. Мечтая и надеясь предостеречь детей от о


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: