Кубическая статуя

Карнак

Карнак

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Богиня Селкит, охраняющая ковчег с канопами Тутанхамона. XIV в. до н. э.

др. материала. Крышки К. выполнялись в форме портретной головы усопшего либо в виде голов сыновей бога Гора (павиана — Хапи, человека — Амсета, сокола — Кебексенуфа, шакала — Дуаму-тефа). К. помещалась в специальный богато деко­рированный ящик с рельефными изображениями богинь-покровительниц К. (Исиды, Нефтиды, Мут, Нейт, Селкит). Знаменитая гробница фараона Ту­танхамона имела специальное помещение позади усыпальницы с мумией, в котором находился наос (подобие ларца-ковчега) с четырьмя свободно сто­ящими позолоченными статуями богинь, охраняв­шими каждую из его сторон. Внутри помещался ящик-К. Тутанхамона из полупрозрачного белого кальцита. В его четырех цилиндрических углубле­ниях, закрытых сверху крышками в виде портрет­ной головы фараона, находились внутренности. Они были помещены в четыре миниатюрных золоченых саркофага, каждый высотой ок. 33 см, повторяв­ших форму и декоративное решение золотого сар­кофага мумии.


В Древней Этрурии К. называлась урна для хра­нения пепла после сожжения усопшего. Имела яй­цеобразную или округлую форму, две ручки по бокам, крышку в виде человеческой головы. Иног­да К. помещалась на высокую подставку.

КАРНАК (др.-егип. — Ипет-Исут), уникальный по культурному значению храмовый комплекс, по­священный т. н. фиванской триаде богов (Амону, Мут и их сыну Хонсу) и возведенный в Древнем Египте близ Фив. Свое название комплекс полу­чил по одноименному арабскому селению. Строи­тельство К. продолжалось ок. десяти веков, и древ­нейшие его сооружения восходят к периоду Среднего царства (2060-1785 гг. до н. э.). В эпоху Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.) были созданы основные части ансамбля К, в который входил храм Амона, а также комплексы Мут и Хонсу, расположенные к югу от главного храма. В разное время, начиная с XVIII в., раскопки К. привлекали таких выдающихся ученых, как К. Сикар, Джован-ни Бельцони, О. Мариэтт, Г. Масперо и мн. др.

Начало интенсивного строительства К. связано с временем правления фараона Тутмоса I, главным зодчим при котором был Инени (колонный зал, возведенный под его руководством, не сохранился). Каждый большой период строительства заканчи­вался сооружением стены вокруг храма с двумя башнями-пилонами на фасаде, к которым были приставлены обелиски и статуи. Комплекс строил­ся при нескольких фараонах XVIII династии, и да­тировка основных сооружений К. устанавливается по типу пилонов. Особенно существенна была роль зодчего Сенмута, советника и главного архитекто­ра дочери Тутмоса I, царицы Хатшепсут.

На месте разрушенного зала Инени были возве­дены тридцатиметровые обелиски царицы, начат комплекс богини Мут и ансамбль открытого двора перед храмом Амона. Однако и эти постройки были уничтожены преемником царицы, Тутмосом III, ко­торый повелел начать строительство нового храма. Зодчими была воздвигнута обширная пятинефная базилика с массивными, тяжелыми перекрытия­ми, а также знаменитый «зал анналов», на стенах которого помещены летописные тексты. Зал отли­чает утонченная декоративность; его четырехгран­ные столбы украшены стилизованными изображе­ниями лотоса и папируса — символами Верхнего и Нижнего Египта.

Этап самого активного строительства К. связан с царствованием Аменхотепа III. Строительные ра­боты в это время проводились в нескольких местах. Особенно много скульптурных памятников К., от­носящихся к данному периоду: так, храмовые по­стройки богини Мут были украшены 600 двухмет-




ДРЕВНИЙ ВОСТОК



ровыми гранитными статуями богини Сохмет. У священного озера рядом с храмом Амона была установлена гигантская фигура царского скарабея. Возможно, именно при Аменхотепе III была созда­на колоннада Большого гипостильного зала храма Амона, составляющая главную достопримечатель­ность К. При нем был создан и храм Хонсу, соеди­ненный аллеей сфинксов с бараньими головами с другим знаменитым фиванским святилищем — храмом Амона-Ра в Луксоре.

Храм Хонсу — образец культовой архитектуры Нового царства. Канон расположения храмовых по­строек предписывал такую последовательность по­мещений, которая отражала этапы обряда, связан­ного с церемониальным шествием. От берега Нила к храму вела аллея сфинксов, которая заканчива­лась у пилонов. За ними находился большой откры­тый двор, окруженный колоннами; за двором располагался гипостильный (многоколонный) зал, в котором два средних ряда колонн составляли не­что вроде среднего нефа. За этим залом находился второй, меньших размеров, и рядом с ним — зал для ритуальной ладьи, на которой привозилась ста­туя божества. Храм завершался тремя молельнями для триады божеств. Позади этого основного храмо­вого комплекса помещений, расположенных на од­ной оси, были построены сокровищницы, архив,


кладовые и т. д. С комплексом был также связан парк и священное озеро. Вход в помещения комп­лекса был разрешен далеко не всем желающим: существовал четкий отбор по социальному поло­жению. Вблизи статуи божества, кроме фараона, могли находиться только жрецы и в некоторых случаях — высшие сановники. Важно, что после­довательное движение внутри комплекса предус­матривало использование света и полумрака: двор был ярко освещен, в гипостильном зале ца­рил полумрак, в молельнях же господствовала темнота и необходимое для церемонии освещение было строго определенным. Этот эффект достигал­ся понижением высоты потолков и постепенным повышением уровня залов. При этом каждое пос­ледующее помещение было уже предыдущего. Расположение храмов на местности зависело от астрономических вычислений и наблюдений за све­тилами, однако во многих случаях решающую роль играло положение солнца и суточное пере­мещение его лучей по территории храма.

В период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) на территории К. был выстроен комплекс Атона (к во­стоку от храма Амона). После смерти фараона-ре­форматора этот храм был полностью уничтожен. Преемники Эхнатона, Тутанхамон и Эйе, продол­жили строительство К, воздвигнув ряд статуй и






Карнак. Интерьер храма. XV в. до н. э.


Карнак. Колоннада бокового нефа гипостильного зала храма Амона. Конец XIV — начало XIII в. до н. э.



ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




стел. Новые пилоны, стелы и статуи сфинксов были возведены по указанию Харемхеба, после­днего фараона XVIII династии. Крупнейшим собы­тием в истории К. было возведение гипостильного зала Сети I и Рамсеса П. Стены и, особенно, колон­ны зала были обильно украшены рельефами, по­вествующими о военных деяниях правителей. Не­которые из рельефов — и это весьма типично для искусства Нового царства — представляют собой иллюстрации к поэме Пентаура. В течение после­дующих эпох были возведены и многочисленные второстепенные постройки, посвященные тем же бо­жествам и самим фараонам. Преемники Рамсеса П (Мернептах, Сети II, Рамсес III, фараоны-жрецы XXI и XXII династий) продолжили застройку тер­ритории комплекса, нередко не только возводя новые храмы и высекая на стенах свои имена и за­писи исторического содержания, но и перенося или перестраивая существующие сооружения.

После ассирийского нашествия строительные работы в К. возобновились только при фараонах XXX династии. Культурная значимость К. была так очевидна, что даже Александр Македонский после завоевания Египта также принял участие в сооружении комплекса, перестроив и заново ук­расив некоторые помещения. Строительство про­должали представители династии Птолемеев и даже римские властители. История комплекса, разрастаясь, охватывает в целом период с XX в. до н. э. по конец I тыс. до н. а, благодаря чему К. является своего рода архитектурной энциклопе­дией Древнего Египта.

Литература:

Матье М. Искусство Нового царства ХУ1-ХУ ее. Л., 1947.

Михаловский К. Карнак. Варшава, 1970.

КУБИЧЕСКАЯ СТАТУЯ, тип скульптурного изображения, получивший распространение в ис­кусстве Древнего Египта эпохи Среднего царства (ок. 2060-1785 гг. до н. э.). Представляет собой фигу­ру, заключенную в каменный блок кубических очер­таний и отличающуюся по этой причине особой статической обобщенностью и лапидарностью. К. с. относится к типу канонизированных изображений.

Литература:

Лапис И. А. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1969.

КЭМВАСЕТ, четвертый сын фараона Рамсеса II (время правления 1290-1224 гг. до н. э.), наследный принц. К. предпочел жреческий сан карьере воена­чальника и был первым, кто еще во времена правления фараонов занялся изучением и рестав­рацией пирамид и других гробниц Древнего цар­ства. Закончив обследование гробницы, он распо­ряжался вьг'.гтъ на надгробии иероглифическую


надпись, удостоверяющую имя ее владельца (обыч­ная практика современного работника музея). К. от­крыл и определил происхождение множества пред­метов культуры Древнего Египта; среди его находок была статуя сына Хеопса, Каваба, по приказу ко­торого была возведена Большая пирамида в Гизе. Мотивы деятельности К были побуждениями ис­тинного ученого, и за труды его часто называют первым в мире египтологом и археологом.


Кубическая статуя хранителя сокровищ Хотепа. Ок. 2000-1785 г. до н. э.

ЛУКСОР, выдающийся храмовый комплекс, со­зданный в Древнем Египте в период Нового цар­ства (1580-1085 гг. до н. э.) и посвященный Амону-Ра, высшему египетскому божеству этой эпохи, входящему в т. н. фиванскую триаду (Амон, Мут, Хонсу). Первая строительная эпоха Л. приходится на время правления фараона Аменхотепа III (XVIII ди­настия). Храм Амона-Ра расположен вдоль Нила по направлению с севера на юг; в его ансамбле ведущую роль играют колоннады. Сдвоенные ряды колонн в виде связок папируса обрамляют откры­тый двор. Несмотря на грандиозные размеры, эти колонны отличаются изяществом и удивительной легкостью, что достигается при помощи маленьких абак, венчающих капители в виде стилизованных




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: