Карнак
Карнак
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
Богиня Селкит, охраняющая ковчег с канопами Тутанхамона. XIV в. до н. э.
др. материала. Крышки К. выполнялись в форме портретной головы усопшего либо в виде голов сыновей бога Гора (павиана — Хапи, человека — Амсета, сокола — Кебексенуфа, шакала — Дуаму-тефа). К. помещалась в специальный богато декорированный ящик с рельефными изображениями богинь-покровительниц К. (Исиды, Нефтиды, Мут, Нейт, Селкит). Знаменитая гробница фараона Тутанхамона имела специальное помещение позади усыпальницы с мумией, в котором находился наос (подобие ларца-ковчега) с четырьмя свободно стоящими позолоченными статуями богинь, охранявшими каждую из его сторон. Внутри помещался ящик-К. Тутанхамона из полупрозрачного белого кальцита. В его четырех цилиндрических углублениях, закрытых сверху крышками в виде портретной головы фараона, находились внутренности. Они были помещены в четыре миниатюрных золоченых саркофага, каждый высотой ок. 33 см, повторявших форму и декоративное решение золотого саркофага мумии.
|
|
В Древней Этрурии К. называлась урна для хранения пепла после сожжения усопшего. Имела яйцеобразную или округлую форму, две ручки по бокам, крышку в виде человеческой головы. Иногда К. помещалась на высокую подставку.
КАРНАК (др.-егип. — Ипет-Исут), уникальный по культурному значению храмовый комплекс, посвященный т. н. фиванской триаде богов (Амону, Мут и их сыну Хонсу) и возведенный в Древнем Египте близ Фив. Свое название комплекс получил по одноименному арабскому селению. Строительство К. продолжалось ок. десяти веков, и древнейшие его сооружения восходят к периоду Среднего царства (2060-1785 гг. до н. э.). В эпоху Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.) были созданы основные части ансамбля К, в который входил храм Амона, а также комплексы Мут и Хонсу, расположенные к югу от главного храма. В разное время, начиная с XVIII в., раскопки К. привлекали таких выдающихся ученых, как К. Сикар, Джован-ни Бельцони, О. Мариэтт, Г. Масперо и мн. др.
Начало интенсивного строительства К. связано с временем правления фараона Тутмоса I, главным зодчим при котором был Инени (колонный зал, возведенный под его руководством, не сохранился). Каждый большой период строительства заканчивался сооружением стены вокруг храма с двумя башнями-пилонами на фасаде, к которым были приставлены обелиски и статуи. Комплекс строился при нескольких фараонах XVIII династии, и датировка основных сооружений К. устанавливается по типу пилонов. Особенно существенна была роль зодчего Сенмута, советника и главного архитектора дочери Тутмоса I, царицы Хатшепсут.
|
|
На месте разрушенного зала Инени были возведены тридцатиметровые обелиски царицы, начат комплекс богини Мут и ансамбль открытого двора перед храмом Амона. Однако и эти постройки были уничтожены преемником царицы, Тутмосом III, который повелел начать строительство нового храма. Зодчими была воздвигнута обширная пятинефная базилика с массивными, тяжелыми перекрытиями, а также знаменитый «зал анналов», на стенах которого помещены летописные тексты. Зал отличает утонченная декоративность; его четырехгранные столбы украшены стилизованными изображениями лотоса и папируса — символами Верхнего и Нижнего Египта.
Этап самого активного строительства К. связан с царствованием Аменхотепа III. Строительные работы в это время проводились в нескольких местах. Особенно много скульптурных памятников К., относящихся к данному периоду: так, храмовые постройки богини Мут были украшены 600 двухмет-
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
ровыми гранитными статуями богини Сохмет. У священного озера рядом с храмом Амона была установлена гигантская фигура царского скарабея. Возможно, именно при Аменхотепе III была создана колоннада Большого гипостильного зала храма Амона, составляющая главную достопримечательность К. При нем был создан и храм Хонсу, соединенный аллеей сфинксов с бараньими головами с другим знаменитым фиванским святилищем — храмом Амона-Ра в Луксоре.
Храм Хонсу — образец культовой архитектуры Нового царства. Канон расположения храмовых построек предписывал такую последовательность помещений, которая отражала этапы обряда, связанного с церемониальным шествием. От берега Нила к храму вела аллея сфинксов, которая заканчивалась у пилонов. За ними находился большой открытый двор, окруженный колоннами; за двором располагался гипостильный (многоколонный) зал, в котором два средних ряда колонн составляли нечто вроде среднего нефа. За этим залом находился второй, меньших размеров, и рядом с ним — зал для ритуальной ладьи, на которой привозилась статуя божества. Храм завершался тремя молельнями для триады божеств. Позади этого основного храмового комплекса помещений, расположенных на одной оси, были построены сокровищницы, архив,
кладовые и т. д. С комплексом был также связан парк и священное озеро. Вход в помещения комплекса был разрешен далеко не всем желающим: существовал четкий отбор по социальному положению. Вблизи статуи божества, кроме фараона, могли находиться только жрецы и в некоторых случаях — высшие сановники. Важно, что последовательное движение внутри комплекса предусматривало использование света и полумрака: двор был ярко освещен, в гипостильном зале царил полумрак, в молельнях же господствовала темнота и необходимое для церемонии освещение было строго определенным. Этот эффект достигался понижением высоты потолков и постепенным повышением уровня залов. При этом каждое последующее помещение было уже предыдущего. Расположение храмов на местности зависело от астрономических вычислений и наблюдений за светилами, однако во многих случаях решающую роль играло положение солнца и суточное перемещение его лучей по территории храма.
В период правления Аменхотепа IV (Эхнатона) на территории К. был выстроен комплекс Атона (к востоку от храма Амона). После смерти фараона-реформатора этот храм был полностью уничтожен. Преемники Эхнатона, Тутанхамон и Эйе, продолжили строительство К, воздвигнув ряд статуй и
Карнак. Интерьер храма. XV в. до н. э.
Карнак. Колоннада бокового нефа гипостильного зала храма Амона. Конец XIV — начало XIII в. до н. э.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА
стел. Новые пилоны, стелы и статуи сфинксов были возведены по указанию Харемхеба, последнего фараона XVIII династии. Крупнейшим событием в истории К. было возведение гипостильного зала Сети I и Рамсеса П. Стены и, особенно, колонны зала были обильно украшены рельефами, повествующими о военных деяниях правителей. Некоторые из рельефов — и это весьма типично для искусства Нового царства — представляют собой иллюстрации к поэме Пентаура. В течение последующих эпох были возведены и многочисленные второстепенные постройки, посвященные тем же божествам и самим фараонам. Преемники Рамсеса П (Мернептах, Сети II, Рамсес III, фараоны-жрецы XXI и XXII династий) продолжили застройку территории комплекса, нередко не только возводя новые храмы и высекая на стенах свои имена и записи исторического содержания, но и перенося или перестраивая существующие сооружения.
|
|
После ассирийского нашествия строительные работы в К. возобновились только при фараонах XXX династии. Культурная значимость К. была так очевидна, что даже Александр Македонский после завоевания Египта также принял участие в сооружении комплекса, перестроив и заново украсив некоторые помещения. Строительство продолжали представители династии Птолемеев и даже римские властители. История комплекса, разрастаясь, охватывает в целом период с XX в. до н. э. по конец I тыс. до н. а, благодаря чему К. является своего рода архитектурной энциклопедией Древнего Египта.
Литература:
Матье М. Искусство Нового царства ХУ1-ХУ ее. Л., 1947.
Михаловский К. Карнак. Варшава, 1970.
КУБИЧЕСКАЯ СТАТУЯ, тип скульптурного изображения, получивший распространение в искусстве Древнего Египта эпохи Среднего царства (ок. 2060-1785 гг. до н. э.). Представляет собой фигуру, заключенную в каменный блок кубических очертаний и отличающуюся по этой причине особой статической обобщенностью и лапидарностью. К. с. относится к типу канонизированных изображений.
Литература:
Лапис И. А. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. М., 1969.
КЭМВАСЕТ, четвертый сын фараона Рамсеса II (время правления 1290-1224 гг. до н. э.), наследный принц. К. предпочел жреческий сан карьере военачальника и был первым, кто еще во времена правления фараонов занялся изучением и реставрацией пирамид и других гробниц Древнего царства. Закончив обследование гробницы, он распоряжался вьг'.гтъ на надгробии иероглифическую
|
|
надпись, удостоверяющую имя ее владельца (обычная практика современного работника музея). К. открыл и определил происхождение множества предметов культуры Древнего Египта; среди его находок была статуя сына Хеопса, Каваба, по приказу которого была возведена Большая пирамида в Гизе. Мотивы деятельности К были побуждениями истинного ученого, и за труды его часто называют первым в мире египтологом и археологом.
Кубическая статуя хранителя сокровищ Хотепа. Ок. 2000-1785 г. до н. э. |
ЛУКСОР, выдающийся храмовый комплекс, созданный в Древнем Египте в период Нового царства (1580-1085 гг. до н. э.) и посвященный Амону-Ра, высшему египетскому божеству этой эпохи, входящему в т. н. фиванскую триаду (Амон, Мут, Хонсу). Первая строительная эпоха Л. приходится на время правления фараона Аменхотепа III (XVIII династия). Храм Амона-Ра расположен вдоль Нила по направлению с севера на юг; в его ансамбле ведущую роль играют колоннады. Сдвоенные ряды колонн в виде связок папируса обрамляют открытый двор. Несмотря на грандиозные размеры, эти колонны отличаются изяществом и удивительной легкостью, что достигается при помощи маленьких абак, венчающих капители в виде стилизованных
4«