Древний Восток. Гуси. Роспись гробницы в Медуме

Мастаба





' 4


Гуси. Роспись гробницы в Медуме. Первая половина III тыс. до н. э.


деревянные конструкции, что оставалось харак­терным для строительного искусства Раннего цар-: тва. Образцовым примером М., отмеченной такими ■собенностями, является гробница царицы Хер-Нейт н Саккаре. Ее украшали также рельефные изобра­жения львов — хранителей гробницы.

В М. Древнего царства наземная часть имеет трогие пропорции наземного помещения с гладки­ми стенами и сложной внутренней планировкой: гам находились залы, коридоры, кладовые (гроб­ница начальника сокровищницы Ахетхотепа и его _ына Птаххотепа в Саккаре, эпоха V династии). Во внутренних помещениях М. располагались статуи.! частности, в подземных камерах южной части '. предназначенных для собственно захоронения, лходился саркофаг и сердаб с ритуальной статуей: койного. С северной стороны помещались фигу-ы владельца гробницы, изображенного во весь ст. Среди погребальных статуй М. обязательно.-.ходились ритуальные изображения, связанные культом мертвых, в том числе «ка», т. е. двой-■.:ки, вместилища душ умерших. С восточной сто­ны М. пристраивалась часовня, где ежедневно "прались родственники умершего (или жрецы -а. получившие в дар его поместье), чтобы:лать ему жертвы в виде еды и питья. М. этой:хи достигали в высоту 3,7 м. На основе конст-нлии М. была создана первая пирамида Древнего 1-ства — Ступенчатая пирамида Джосера, пред-= зляющая собой шесть М., поставленных одна на - -тую.

М. Древнего царства стены по-прежнему

:льно и искусно расписывались, но особенно

~;лярными были рельефные украшения. Тема-

ъ. оформления гробниц определялась ритуаль-

::: задачами, но поскольку загробная жизнь по-

"•е-нного должна была быть обустроена с макси-


мальным для него удобством, то на рельефных и живописных изображениях в М. нередко можно встретить замечательные по реалистической вы­разительности картины и даже достоверные порт­реты. К числу наиболее выдающихся образцов принад­лежат деревянные обшивки из М. зодчего Хесира, современника фараона Джосера. Рельефы нередко выполнялись в цвете, при этом техника рельефа преобладала, росписью же дополнялись отдельные фрагменты композиции. К образцам собственно роспи­си в М. относится редкая по изяществу роспись с изоб­ражением гусей в медумской гробнице сына фара­она Снофру, зодчего Нефермаат и его жены Итет. В живописных и, особенно, рельефных композици­ях М. Древнего царства усиливается стремление мастеров к передаче движения, процесса. Сцены располагались последовательными фризами-регис­трами с соблюдением пропорциональной соразмер­ности фигур.

М., образующие своеобразные некрополи еги­петских городов, находились в строгой архитек­турной гармонии с возведенными там пирамидами. Гробницы знатных лиц и членов царских семей располагались непосредственно вокруг пирамид. В Гизе они размещены правильными рядами-квар­талами, в чем проявляется стремление к скрупу­лезному математическому расчету, красоте по­рядка, наивысшее выражение которого воплоще­на в самой пирамиде. М. могла как содержать захоронение, так и быть ложной гробницей (т. н. ке­нотафом). Так, в некрополе Саккары было найдено несколько М. с именем одного и того же лица. Пи­рамиды, в отличие от М. почти не украшенные снаружи, изнутри во многом повторяли правила декорирования и даже устройство интерьера М.

В эпоху Среднего царства мемориальное зодче­ство Египта осваивает новые виды погребальных




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: