Искусство Древнего мира. Луксор. Колоннада храма Амона

!

Маски погребальные


ДРЕВНИЙ ВОСТОК






Луксор. Колоннада храма Амона. Круглые колонны. Начата в конце XV в. до н. э.


Луксор. Колоннада храма Амона. Папирусообразные колонны. XV в. до н. э.




побегов папируса. Зодчий Л., тезка фараона Амен­хотепа, применил в организации внутреннего про-транства прием нарастания ритма по направле­нию к центральной колоннаде. Ряды сдвоенных, близко поставленных папиру-образных колонн сменяются цепочкой идущих параллельно колонн, расположенных с большими нтервалами. Колоннады первого двора имеют ка­ртели в форме бутонов, центрального прохода — зиде раскрывшихся цветов. Таким образом, при:влжении вдоль оси ансамбля разворачиваются меняющие друг друга символы зарождения, вес--гы и расцвета.

Рельефы храма в Л. посвящены жизни фараона -.менхотепа III, который считался сыном бога Амо-^-Ра. Рельефные композиции находятся в строгом ~;:левом единстве с архитектурным решением мплекса. Фигуры, изображенные на них, испол­ины динамики, и при этом их композиции пере­тыкаются с основными очертаниями монументаль-ьос форм ансамбля. Следующий этап строительства связан с именем Рамсеса II, который возвел в се­рной части комплекса открытые колонные дво-пилоны и монументальные статуи каноничес-типа. Комплекс Л. продолжает и развивает



архитектурную и культовую идею крупнейшего памятника египетского зодчества — Карнака, с ко­торым он композиционно связан. Литература:

Михаловский К. Луксор. Варшава, 1970.

МАСКА ПОГРЕБАЛЬНАЯ, в ритуальном искус­стве Древнего Египта — неотъемлемая часть оформления погребального культа. Помимо риту­альных целей, М. п. имеют яркое художественное значение. Изготавливались на всем протяжении культурной истории Древнего Египта, с древней­ших времен вплоть до эллинистического периода и эпохи владычества Рима. В классические эпохи (периоды Древнего, Среднего и Нового царств) М. п. были в большинстве своем портретными изображениями. Начиная с конца I тыс. до н. э. пор-третность постепенно сменяется условной, идеа­лизированной типизацией. Долгое время (в период Нового царства) основным типом М. п. была позоло­ченная маска, которой покрывалось лицо мумии в захоронениях знатных вельмож и фараонов. Ин­дивидуальное начало в таких произведениях пол­ностью оттеснено декоративным; исключение со­ставляют некоторые царские захоронения (см. Ту-танхамона эпохи памятники). В первые века




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: