double arrow

Мастаба









Погребальные маски. Дерево с росписью. Середина II тыс. до н. э.


Погребальная маска. Дерево с росписью. Середина II тыс. до н. э.



римского владычества завоеватели принесли с со­бой традицию изготовления портретных масок для хранения в домах — обычай, который укоренился и в искусстве позднего периода, и эллинизма.

Древнеегипетские маски подразделяют на два типа: портретные и условные, в которых воплощает­ся отвлеченный тип человеческого лица В первом случае мастера сохраняли индивидуальный образ даже при достаточно сильном обобщении. Во вто­ром — маска выполняла роль личины, посредника между божественным первообразом и его услов­ным подобием. Оба типа М. п. получили своеобра­зие благодаря связи с культом мертвых, в котором идея слияния конкретного образа с вечным началом была ведущей. Именно она заставляет мастеров придавать изображениям условную, навеки зас­тывшую «архаическую» улыбку и до предела обоб­щать все характерно-индивидуальное. Данными за­дачами определялись и приемы исполнения М. п. На начальной стадии изготавливался слепок, кото­рый мог служить образцом для М. п. или для гипсо­вой (алебастровой) модели. Эта цепочка изображе­ний позволяла, сохраняя портретность, доводить изображение до стадии предельной обобщенности. М. п. выполнялись в виде масок-голов или масок-лиц. Последние получили особое распространение в искусстве позднего периода.




МАСТАБА(араб., буквально — каменная ска­мья), принятое в современной археологии и искус­ствознании название древнеегипетских гробниц пе­риода Раннего (ок. 3000 — ок. 2800 г. до н. э.) и Древнего (ок. 2800 — ок. 2250 г. до н. э.) царств. М. — результат длительного развития культовой архитектуры Древнего Египта: ее ранним прооб-


разом является погребальная камера, над которой сооружался насыпной холм. С течением времени, в конце эпохи Раннего царства, планировка гроб­ниц изменяется: холм превращается в строение правильной формы, а подземная камера значи­тельно увеличивается в размерах и облицовывает­ся изнутри сырцовым кирпичом. Сформировавший­ся тип гробницы-М. долгое время не выходит из обихода. М. состоит из двух основных частей, со­единенных вертикальной шахтой: прямоугольного наземного сооружения с плоской кровлей и накло­ненными к центру стенами, подземной погребаль­ной камеры с несколькими помещениями. Гробни­ца получила свое название из-за сходства ее со скамьями, стоящими возле домов в арабских се­лениях.

Такого типа гробницы были обнаружены в боль­шом количестве в Саккара — некрополе Мемфиса. Вероятно, саккарские М. — пример самого ранне­го применения свода в архитектуре.

Наружные стены М. Раннего царства также об­лицовывали кирпичом (I династия) или камнем (II династия). Кирпичная и каменная облицовка по­зволяла совершенствовать форму и увеличивать размеры наземной части гробницы. Это имело ог­ромное культовое и социальное значение, по­скольку указывало на большую или меньшую из­вестность и благосостояние погребенного. Фасады ряда царских погребений были украшены изобра­жением бычьих голов, размещенных на высокой узкой площадке, со вставленными в них настоящи­ми рогами (бык имел важное символическое зна­чение в культе правителя). Поверхность стен М. снаружи делили нишами, ярко раскрашивали. От­делка погребальной камеры сочетала каменные и











Сейчас читают про: