double arrow

Мегазил


ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Зодчий Хесира. Рельеф гробницы. Начало III тыс. до н. э.

сооружений, и, наряду с традиционной пирамидой и М., зодчие в поисках нового решения ансамбля сочетают их с позднейшей формой скальной гроб­ницы.

Литература:

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М.-Л., 1965.

Михаловский К. Пирамиды и мастабы. Варшава, 1973.

Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1974.

МЕГАЗИЛ,монументальное сооружение, харак­терное для художественной культуры Древней Финикии. М. представлял собой круглую каменную


базу, украшенную скульптурным изображением львов, над которой возводились два последователь­но уменьшающихся каменных цилиндра (М. в райо­не Амрита).

НАТУФИЙСКАЯ КУЛЬТУРА,археологическая культура мезолита, развившаяся на территории Древней Палестины в Х-VIII тыс. до н. э. Частично представлена памятниками, найденными на терри­тории Сирии и современной Турции. Выделена анг­лийскими археологами по находкам в пещере Шукба на берегу Вади-эн-Натуф неподалеку от Иерусалима. Для Н. к. характерны микролитичес­кие кремневые орудия геометрических очертаний; изделия из кости; постройки типа землянок со сте­нами, облицованными смесью песка и глины или мелкими камнями.




НОВОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД,целостный этап развития вавилоно-ассирийского искусства, ис­торически относящийся к VII-VI вв. до н. э. Н. п. — время, когда после падения Ассирии искусство древнего Вавилона, завершившееся созданием ху­дожественных памятников XIII в. до н. э., получает своеобразное продолжение. Наступает новый крат­ковременный расцвет Вавилона, с которым связа­ны последние века истории Месопотамии. Вавило­ния вновь стала крупнейшим культурным центром при Набопаласаре, воцарившемся в 626 г. до н. э., но подлинного блеска ее искусство достигло при Навуходоносоре II (605-562 гг. до н. э.). От этой эпо­хи до наших дней дошли главным образом остатки архитектурных сооружений. Величественный го­родской ансамбль Вавилона VII в. до н. э. представ­лял собой вытянутый прямоугольник площадью ок. 10 кв. км, разделенный Евфратом на западную и восточную часть — новый и старый город. Пересе­ченный длинными прямыми улицами — дорогами процессий, ведущими к главным храмам, — он был в некоторых районах строго распланирован. Главные здания помещались в старом городе, новый же представлял собой пригород Большого Вавилона и соединялся с ним мостом на каменных опорах.

Архитектура и искусство Н. п. носят подчеркнуто религиозный характер — уже хотя бы потому, что власть в вавилонских городах находилась в ру­ках жрецов. Основная улица города — дорога про­цессий богини Иштар (Аибуршабу) — соединяла главный храм бога-покровителя Вавилона Марду-ка — Эсагилу — с парадными северными ворота­ми, носившими название «ворота Иштар». Храмо­вый комплекс включал в себя семиярусный зиккурат Этеменанки («Дом основания небес и зем­ли» — знаменитая Вавилонская башня). Сохрани­лось имя зодчего: им был Арадаххешу, архитек-









Сейчас читают про: