Нововавилонский период


ДРЕВНИЙ ВОСТОК



тор, восстановивший зиккурат после разрушения •'Рода Синахерибом. К северу и югу от главного хра-:а Мардука располагались храмы прочих божеств: по свидетельству летописцев, всего их было 53.

Ворота Иштар, открывающие въезд в город, е: звышались над городскими стенами в виде четы->ех попарно размещенных друг за другом башен арочными проходами и с верхушками, украшен­ными зубцами. Башни покрывали цветные узоры -:а фоне ярко-синих глазурованных кирпичей. Все носкости облицованных изразцами башен были крыты рядами фантастических фигур: золотис-~ых быков и желтых грифонов-мушрушей — зве-~тй Мардука — с головой змеи, чешуйчатым те-~ м, рогом на голове и орлиными когтями на ^лах. Поле башенных стен при этом было расчле--тно разнообразными комбинациями орнаменталь-ых фризов.

Цветными изразцами были облицованы также ены тронного зала Южного дворца Навуходоносо- -- и прецессионная «Священная дорога». Она была


вымощена крупными белыми плитами с красным узором: считалось, что по ней шествовал сам бог Мардук, о чем свидетельствуют надписи с внут­ренней стороны каждой плиты, сделанные по при­казу царя. Дорога процессий была одновременно и частью городских укреплений и тянулась между вы­сокими стенами, украшенными фризообразно распо­ложенными рельефами из глазурованного кирпича, изображающими львов с оскаленными пастями. Тела зверей выделялись на плоскости изразцов и были обрамлены орнаментом. В нижнем храме в Эсагиле. святилище Мардука, куда вела дорога, хранилась золотая статуя божества. На вершине 90-метрового зиккурата Этеменанки, уступы которого были ок­рашены в разные цвета, находился верхний храм, выложенный синими изразцами и украшенный по углам золотыми рогами — символами плодородия. Внутри храма располагались золоченые стол и ложе Мардука.

Помимо парадного Южного дворца, в Вавилоне находился Северный, к которому примыкало зда­ние, служившее музеем скульптуры: вероятно, это были трофеи нововавилонских царей. Сохрани­лись подвалы знаменитых «висячих садов», некогда расположенных на сводчатых террасах на высоте дворцовых стен и соединенных с системой колодцев и водостоков.

Наземная часть здания «садов», видимо, состоя­ла из ряда столбов или стен, перекрытых сводами. По преданию, «висячие сады» были сооружены Навуходоносором II для жены-мидянки, тосковав­шей по цветущей природе своей страны.


Грифон (мушруш). Фрагмент изразцовой облицовки ворот Иштар. VI в. до н. э.

Исторически архитектура Н. п. является продол­жением шумеро-вавилонских традиций, но в нео­быкновенном усилении цветового начала сказыва­ется возможное влияние искусства Ассирии. Среди




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: