Информационный фонд экономического анализа

ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

На первом этапе экономического анализа необходимо собрать и обработать информацию.

По характеру источников информацию подразделяют на два типа – первичную и вторичную.

Первичную экономическую информацию получают путем исследования конкретной проблемы. Сбор информации осуществляется путем измерений. Вторичная информация – это информация, собранная ранее для целей, отличных от целей данного исследования. Вторичная информация на предприятии – это данные учета, бухгалтерские, статистические и иные отчеты, планы, базы данных в информационных системах. Вторичная информация в экономической среде содержится в данных официальной статистики, периодической печати. Это к тому же законодательные и нормативные акты.

Как первичная, так и вторичная информация имеет свои достоинства и недостатки. Основной недостаток первичной информации – высокие затраты на ее получение. Недостатками вторичной информации можно считать возможную несогласованность единиц измерения, использование различных определений и систем классификации.

Совокупность данных, используемых при проведении экономического анализа, также может служить примером взаимосвязи анализа с другими экономическими науками:

1) технологическая и конструкторская документация (сведения о нормах расхода материалов, затратах труда, технологические схемы);

2) данные оперативного учета (задания, наряды, накладные и т.п.);

3) законодательные и нормативные акты, в том числе ведомственные;

4) плановая документация, в том числе бизнес-планы;

5) данные бухгалтерского учета и отчетности;

6) данные статистического учета;

7) материалы аудиторских и прочих проверок;

8) данные маркетинговых исследований (внешняя информация).

Используемая информация должна отвечать определенным требованиям.

Своевременность, то есть оперативность предоставления информации. К сожалению, требование своевременности нарушается при проведении внешнего анализа бухгалтерской отчетности, что связано с установленными сроками ее утверждения. Самый «свежий» утвержденный годовой бухгалтерский баланс предприятия содержит информацию, устаревшую на три месяца. Это обстоятельство необходимо учитывать аналитикам - нельзя выносить «окончательный приговор» только по итогам анализа единственной формы бухгалтерской отчетности.

Сопоставимость и последовательность информации. Проблема сопоставимости возникает при сравнении стоимостных показателей за несколько периодов. Решается проблема применением поправочных коэффициентов или, как уже было сказано, использованием натуральных либо условно-натуральных показателей вместо показателей стоимостных.

Надежность. Достоверность и верифицуруемость получаемой информации является наиболее серьезным и важным для исследователя требованием. Поэтому на этапе сбора информации важным моментом является проверка ее достоверности. Используя в качестве примера все ту же бухгалтерскую отчетность, можно все ошибки или искажения, возникающие при составлении отчетности, используемой при проведении анализа, разделить на две группы:

- вуалирование – искажения, не затрагивающие размер капитала предприятия;

-фальсификация – искажения, завышающие или занижающие размер капитала предприятия.

Примером вуалирования может быть компенсирование статей актива и пассива путем неправильного зачета требований и обязательств (76 счет – расчеты с разными дебиторами и кредиторами), объединение разнородных сумм в одной статье для преуменьшения задолженности «низкого качества».

В качестве примера можно привести счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Стремясь держать наличные денежные средства на предприятии и не нарушать требований, предъявляемых банками к кассовой дисциплине, некоторые предприятия оформляют выдачу временно свободных денежных средств под отчет. Таким образом, данная статья рассматривается на предприятии как «малая касса». Растущую задолженность подотчетных лиц вуалируют, прибавляя суммы задолженности к другим видам задолженности.

Примером фальсификации данных может быть не включение в баланс той или иной статьи. Если в балансе производственного предприятия нет статьи «незавершенное производство», значит все затраты были списаны на себестоимость, т.е. занижен финансовый результат. Еще один пример – несвоевременная постановка на учет имущества для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

Фальсификация может проводиться и в обратном направлении, т.е. для завышения финансового результата, например, при подготовке предприятия к сертификации или для использования информации собственниками. Например, включение в баланс бракованной продукции, подлежащей списанию. Еще один пример фальсификации данных санкционирован нормативно – переоценка основных средств. При проведении формальной переоценки по коэффициентам зачастую старые основные средства становились дороже новых. В результате увеличивалась себестоимость продукции за счет амортизации «дутых» основных средств, завышался размер собственного капитала.

Случаи прямого подлога отчетности и сознательного сокрытия информации в данном случае не рассматриваются и находятся в сфере компетенции налоговых органов.

Проверка информации может быть:

1. Техническая проверка - проверка правильности оформления документа и правильности расчетов. Несмотря на кажущуюся простоту, техническая проверка достаточно часто выявляет сознательные или случайные ошибки, возникающие при расчете. Например, завышение итоговой суммы при расчете калькуляции стоимости продукции (работ, услуг).

2. Аналитическая проверка (проверка доброкачественности) - сверка данных отчетности с данными синтетического учета и первичных документов. Так, данные бухгалтерского баланса могут быть сверены с данными оборотной ведомости по синтетическим счетам. Данные оборотной ведомости, в свою очередь, сверяются с данными главных книг по счетам. Данные по главным книгам сверяются с журналом хозяйственных операций, а затем с данными первичных документов.

3. Встречная проверка. В этом случае проверяется аналогичный документ у контрагента или в подразделениях одного и того же предприятия. Например, данные приходного кассового ордера сверяются с данными квитанции ПКО, которая была передана клиенту.

Вопросы для обсуждения:

1. Прокомментируйте такие характеристики экономической информации, как релевантность, нейтральность, последовательность.

2. Опишите наиболее известные методы получения первичной экономической информации.

3. Какое направление экономического анализа невозможно без использования маркетинговой информации?

4. Какие нарушения могут быть выявлены при проведении встречной проверки?

5. Каковы могут быть цели сознательного «вуалирования» бухгалтерской отчетности?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: