Классификация приемов проведения экономического анализа
Приемы, применяемые в экономическом анализе, весьма разнообразны как по назначению, так и по сложности вычислений и по частоте применения. Попытки их классификации также весьма разнообразны. Существуют методы, заимствованные из статистики, математического анализа, экономико-математического моделирования. Наиболее разумной кажется классификация методов в зависимости от целей их применения.
Для предварительной обработки данных используются методы вертикального (структурного) и горизонтального (временного) анализа. Так же используются методы сравнения, детализации, аналитических группировок, расчеты средних величин и относительных показателей – коэффициентов и индексов. Для распределения выборки на необходимое количество групп используется кластерный анализ.
Для факторного анализа используются приемы цепных подстановок, абсолютных разниц, прием выравнивания начальных точек анализа, прием исследования структурных сдвигов и прием долевого участия. Для уточненного факторного анализа используются приемы интегральный и логарифмический.
|
|
В целях перспективного анализа используются приемы анализа стохастических моделей – факторные и экспертные. К факторным приемам анализа стохастических моделей относятся приемы корреляционного анализа и прием экстраполяции временных рядов.
В том случае, когда необходимо определить оптимальное значение показателя, используются приемы оптимизации – линейное программирование, теория игр, теория обучения, теория массового обслуживания и другие.
Кроме того, существуют специфические приемы анализа, которые сложно отнести к той или иной группе. Например, теория катастроф, которая применяется при оценке устойчивости системы или расчет дисконтированной стоимости, применяемый в инвестиционном анализе.
Таким образом, все методы, применяемые в экономическом анализе, предлагается разделить на пять групп:
Методы предварительной обработки информации. Основная цель – сделать информацию более удобной для дальнейших исследований. По результатам предварительной обработки данных можно сделать первые обоснованные выводы о состоянии объекта исследования. Например, мнение о финансовой устойчивости предприятия внешний пользователь составляет на основании коэффициентов, рассчитанных по данным бухгалтерской отчетности предприятия.
Методы факторного анализа. Основная цель – определить количественное влияние фактора на анализируемый показатель.
Методы анализа стохастических моделей. Основная цель – определить вероятное изменение анализируемого показателя при изменении фактора.
|
|
Методы оптимизации. Основная цель – нахождение оптимального значения анализируемого показателя.
Специальные методы экономического анализа, используемые для конкретных направлений исследования.
Вопросы для обсуждения:
1. Довольно часто классификация методов экономического анализа проводится по принадлежности тех или иных методов к каким-либо наукам. Какие из перечисленных методов, на ваш взгляд, заимствованы из статистики? Экономико-математического моделирования? Прогнозирования?
2. Приведите примеры стохастической и детерминированной взаимосвязи между показателями.
Предварительная обработка информации включает в себя:
1. Пересчет абсолютных показателей в относительные величины (проценты). Наиболее типичный пример – горизонтальный, вертикальный и трендовый анализ. При горизонтальном (динамическом) анализе за 100 % принимаются данные базисного периода, а данные последующих периодов рассчитываются в процентах от базисного. При проведении вертикального (структурного) анализа за 100 % принимается итог выборки, а каждая статья рассчитывается в процентах от итога. Трендовый анализ – расчет темпов роста показателей и определение устойчивой тенденции (тренда) изменения показателя во времени.
2. Расчет коэффициентов и индексов (метод коэффициентов считается основным при проведении внешнего финансового анализа).
3. Расчет средних величин. При этом основные используемые виды – средняя арифметическая (сумма значений делится на количество наблюдений), средняя геометрическая (корень n-й степени из произведения n показателей), средняя хронологическая (крайние значения выборки принимаются в размере половины своего значения, полученная сумма делится на количество наблюдений, уменьшенное на 1).
К этапу предварительной обработки информации можно отнести часто применяемые приемы сравнения, группировки и детализации, а также балансовый прием.
Сравнение - наиболее древний прием аналитики. Существует несколько форм сравнения:
- с показателями прошлых периодов (связано с большими трудностями, искажения обусловлены не только инфляцией, но и изменением условий хозяйствования);
- с показателями нормативными (по расходам материалов, топлива, других видов ресурсов);
- с показателями запланированными (по данным стратегических и оперативных планов, а также бизнес – плана);
- с показателями среднеотраслевыми (в качестве источников используются сборники статистической информации);
- с показателями лучших предприятий данной системы (отрасли), работающих в приблизительно одинаковых условиях;
- с показателями конкурирующих компаний (такое сравнение связано с применением «нецивилизованных» способов добывания коммерческой информации – экономический шпионаж, подкуп, несанкционированное подключение к информационным системам);
- международное сравнение (проводя международное сравнение, важно учитывать разницу в условиях хозяйствования, без учета особенностей страны международное сравнение просто теряет смысл).
Группировка предполагает определенную классификацию всех явлений или процессов, а также причин (факторов), обусловивших их изменение или появление. Различают типологические группировки (литейное производство – сталь, цветные металлы, чугун); структурные группировки (структура предприятия, структура основных средств, структура затрат, кадров и т.п.); аналитические группировки. При построении аналитической группировки один показатель принимается как показатель – фактор, а другой – как результат влияния первого.
Существуют прямые группировки, когда определяется влияние одного фактора на несколько возможных показателей, и обратные, когда определяются возможные факторы, влияющие на интересующий исследователя показатель. При этом аналитические таблицы можно строить как по одному признаку – простые группировки, так и по нескольким – комбинационные. Пример – многофакторная таблица торговых предприятий.
|
|
Таблица 4
Товарооборот | Оборот на 1 работника | Товарные запасы, дни | Уровень издержек обращения в % к обороту |
До 1500 | 7,53 | ||
1500 – 10000 | 6,18 | ||
… | … | … | … |
Более 20000 | 4,97 |
В данном случае определяющим фактором является объем товарооборота, а остальные показатели – результат влияния первого. Аналитические группировки позволяют установить взаимосвязь между показателями.
Прием детализации полученных результатов – результаты деятельности уточняются по месту, времени получения, по видам продукции. После распределения аналитику легче отыскать «слабое звено».
Балансовый прием часто используется в прогнозировании – определение одного из неизвестных для уравнивания баланса. В качестве примера можно рассмотреть пример торгового баланса:
Остатки на начало периода + Производство + Импорт = Остатки на конец периода + Потребление + Экспорт.
В данной формуле может быть неизвестна, например, величина вероятного экспорта продукта или величина необходимого объема импорта.
Вопросы для обсуждения:
1. Приведите пример однофакторной и многофакторной, прямой и обратной аналитической группировки.
2. Какие выводы может сделать аналитик, используя в качестве базы сравнения среднеотраслевые показатели?
3. Какие виды бизнес-планов вы знаете и в чем принципиальное отличие бизнес-планов от других видов плановых документов?
4. По каким критериям можно провести детализацию объема реализации применительно к транспортной продукции?
Задачи и ситуации:
1. На основании предоставленных данных о смете затрат условного предприятия проведите вертикальный и горизонтальный анализ сметы. Проанализируйте изменения в структуре затрат. Проанализируйте динамику затрат по статьям.
|
|
Статьи затрат | Базисный период | Отчетный период |
Основная заработная плата персонала | ||
Дополнительная заработная плата персонала | ||
Топливо и энергия | ||
Амортизация основных средств | ||
Ремонт и содержание основных средств | ||
Сырье и материалы | ||
Общепроизводственные затраты | ||
Общехозяйственные затраты | ||
Итого затрат |
2. На основании данных о динамике объема производства по годам определите цепной абсолютный прирост и темп роста (отношение абсолютного прироста к объему работ предыдущего периода).
Рассчитайте средний темп роста, используя формулу хронологической средней. При условии сохранения рассчитанного среднего темпа роста, каким будет объем производства на следующий год? Через два года?
Год | |||||||
Объем работ |