Расписание занятий воспитателя

Сон.

Туалет. Подготовка ко сну.

Прогулка.

Подготовка к прогулке.

Ужин.

Подготовка к ужину. Раздача лекарств.

Прогулка.

Подготовка к прогулке

ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Индивидуальные занятия

Е занятие

Е занятие

Е занятие

ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ II ГРУППЫ

Е занятие

Е занятие

Е занятие

ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ I ГРУППЫ

Подготовка к занятиям.

Обед.

Подъем. Туалет. Обход врача.

Измерение температуры. Осмотр кожи и зева.

Сон.

Подготовка ко сну.

Й завтрак.

Подготовка к завтраку. Раздача лекарств.

Прогулка. Игры.

Подготовка к прогулке.

ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Е занятие

Е занятие

Е занятие

ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ II ГРУППЫ

Индивидуальные занятия с детьми

Е занятие

Е занятие

Е занятие

ЗАНЯТИЯ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ I ГРУППЫ

Подготовка к занятиям.

Й завтрак.

Подготовка к завтраку. Раздача лекарств.

Прогулка.

Подготовка к прогулке. Обход врача.

Витаминный завтрак.

Общее влажное обтирание. Туалет.

Физическая и речевая зарядка.

Измерение температуры. Осмотр кожи и зева. Подъем.

ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ


Примечания.

1) На прогулках и в перерывах между занятиями с детьми проводятся различные игры по программе «Развитие дви­жений у детей».

2) На лечебные процедуры и ЛФК дети приглашаются с за­нятий по предварительной договоренности с логопедом или воспитателем.

3)Первое логопедическое занятие — подготовительное, второе — основное, третье — по закреплению нового ма­териала.

4) Первое занятие воспитатель проводит по развитию речи; второе и третье — по расписанию.

Большое место в режиме для детей занимают еже­дневные занятия. Чтобы нагрузка на ребенка в тече­ние дня распределялась равномерно, речевые занятия чередуются с занятиями воспитателя. Летом вся жизнь детей протекает на открытых верандах и озелененных площадках территории стационара. Это предусматри­вается с целью наиболее полного использования кли­матических условий.

Дети-логопаты в большинстве своем страдают на­рушениями деятельности центральной нервной систе­мы и быстро утомляются. Поэтому они особенно нуж­даются в периодическом и достаточном отдыхе. Орга­низм ребенка отдыхает во время глубокого и спокойного сна. Сон действует как охранительное глобальное тор­можение коры головного мозга. Он охраняет нервные клетки от истощения, способствует снабжению их питательными веществами, кислородом и выведению из них продуктов обмена. Другими словами, сон спо­собствует восстановлению нормальных функций нерв­ных клеток коры головного мозга. Во время сна нерв­ные клетки отдыхают от дневных впечатлений, особен­но от дневных отрицательных эмоций.

В режиме дня физиологическому сну ребенка от­водится 12 с половиной часов.

Известно, что если сон наступает после сытного обеда или ужина, то восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во время сна происходит менее интенсивно. Поэтому в указанном режиме обед планируется после дневного сна.

Не менее важным для ребенка-логопата является и так называемый активный отдых.

Научными наблюдениями установлено, что если переключение с одного вида деятельности на другой вызывает у ребенка интерес, то уже это переключение само по себе обеспечивает своеобразный отдых определенному отделу нервных клеток коры головно­го мозга. На основании этого двухчасовая фронталь­ная работа логопеда и воспитателя с детьми в стационаре по режиму делится на три занятия. Занятия про­водятся в интересной для ребенка игровой форме. В перерывах между этими короткими занятиями, в течение 10—15 минут, проводятся подвижные и рече­вые игры. По возможности они сопровождаются му­зыкой. Подобное построение занятий способствует своевременному освобождению нервных клеток коры головного мозга от наступающего во время занятий утомления, создает у детей эмоциональный подъем, хорошее настроение, поддерживает работоспособ­ность и желание заниматься.

Помимо занятий и запланированных творческих и ролевых игр, ребенку ежедневно предоставляется воз­можность самостоятельно поиграть в соответствии с его желаниями. Время для такого вида активного отды­ха (свободных игр) освобождается в периоды индиви­дуальных занятий логопедов и воспитателей.

Режим рационального питания детей в логопеди­ческом стационаре имеет важное лечебное значение. Исследованиями последних лет доказано, что от состо­яния питания зависит стойкость образующихся реф­лексов, питание влияет на течение всех биохимичес­ких процессов в организме человека. Нарушение ре­жима питания приводит и к резкому снижению всех защитных функций организма, к неспособности бо­роться с внешними вредными влияниями.

Наибольшее изменение в организме развивается при белковом голодании, что ведет к понижению со­держания белков в плазме (гипопротеинемия). При этом прежде всего страдает регуляторная функция центральной нервной системы, ее высший отдел — 288 кора головного мозга. Недостаток белка влияет и на содержание витаминов в организме. В то же время установлено, что витамины как биологические катали­заторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, на реактивные силы и иммунологическое состояние организма. При этом они усиливают функцию пищеварительных желез, обезвреживают токсины и снижают сенсибилизацию организма. Особую необходимость для детей-логопа­тов представляют витамины комплекса В. Они прини­мают непосредственное участие в сложных процессах обмена нервных клеток, помогают организму справ­ляться с усталостью, поддерживают у ребенка бодрое состояние и работоспособность. Известно, что потреб­ность детей в витаминах при различных заболеваниях увеличивается в 3 — 5 раз. Поэтому при составлении режима питания детей важно предусматривать каче­ство пищи в зависимости от индивидуальных потреб­ностей организма каждого ребенка. С целью поддер­жания постоянного положительного баланса витами­нов в организме необходимо детям постоянно давать к пище дополнительные витамины в виде драже или настоя из шиповника, дрожжевого напитка, кондитер­ских изделий из дрожжевого теста, обогащать третье блюдо обеда аскорбиновой кислотой из расчета 30 — 50 мг аскорбиновой кислоты на 1 стакан компота или киселя. В других случаях аскорбиновую кислоту мож­но добавлять из этого же расчета в овощные супы, щи и во вторые овощные блюда обеда. Таким образом, лечебная пища должна включать все компоненты, не­обходимые для жизненных функций организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и др., благоприятно влияющие и на реактивные силы, и на иммунобиологическое состояние детей.

При восстановлении энергетического баланса иг­рает роль не только состав пищи и калорийность, но и частота ее приема.

В специализированном стационаре для детей-логапатов, у которых затрата энергии в связи с насыщен­ностью занятий велика, наиболее оправданно пятиразовое кормление. При составлении меню необходимо учесть, что мясные и рыбные блюда, яйца следует давать ребенку-логопату в первую половину дня, так как входящие в их состав белки трудно перевариваются, долго остаются в желудке, вызывают усиленную сек­рецию пищеварительных желез и возбуждающе дей­ствуют на центральную нервную систему.

На ужин рекомендуется молочно-растительная пища. Она легко и полно переваривается, быстро эва­куируется из желудка, меньше оставляет продуктов распада и поэтому не сказывается отрицательно на физиологии сна. В пищу ребенка не следует вводить и раздражающие пряности: горчицу, уксус, перец и пр., так как они также возбуждают нервную систему ре­бенка.

При кормлении детей необходимо уделять внима­ние также и сервировке стола, и оформлению предла­гаемых ребенку блюд. Нужно стараться поддерживать аппетит детей: обратить внимание на поданную пищу, умело объяснить, из чего приготовлено новое блюдо, позаботиться о том, чтобы каждый съел свою порцию.

Детей важно приучать спокойно сидеть за столом, красиво есть, неторопливо и бесшумно пережевывать пищу, пользоваться вилкой, ножом, салфеткой. Эти требования воспитывают у ребенка-логопата дисцип­лину, внимание и культуру поведения.

Медикаментозному и физиологическому лечению детей с различными речевыми расстройствами в спе­циализированном стационаре придается чрезвычай­но важное значение. Целью фармакологических и фи­зиотерапевтических средств воздействия на организм ребенка-логопата является нормализация деятельно­сти его нервной системы, перестройка условно-реф­лекторных речевых связей, воздействие на очаг пора­жения с целью рассасывания последствий воспали­тельных процессов мозга, устранения спазм, судорог речедвигательного механизма, снятие психических наслоений, укрепление и оздоровление организма в целом.

В арсенале медикаментозных средств, применяе­мых при лечении детей-логопатов, можно назвать груп­пу общеукрепляющих средств: витамины А, В, С, D, 300 пивные дрожжи, рыбий жир, гематоген, апилак, липо церебрин, препараты железа, фосфора, фитин; группу седативных средств — препараты брома, валерианы, триоксазин, резерпин, мепробамат, амизил, андаксин, аминазин и пр.; группу спазмолитических средств — производные атропина и атропиноподобные препара­ты: тропацин, платифиллин, мидокалм, артан, миоксил, амидин; рассасывающих средств: алоэ, ФиБС; стиму­лирующих средств: витамины Bj5, B12, Bj, Bg, центедрин, кофеин, нуредал (ниамид) и пр.

Из физиотерапевтических средств можно указать на общие ультрафиолетовые облучения, хвойные ван­ны, гальванический ток (в виде воротника по Щербаку с хлористым кальцием), электрофорез с йодом.

Из охранительной терапии при заикании необхо­димо указать на применение электросна.

Медикаментозные и физиотерапевтические сред­ства по медицинским показаниям используются в ста­ционаре в отношении каждого ребенка-логопата. В ком­плексе с другими лечебными факторами они имеют хороший терапевтический эффект и служат прочной базой для результативной логопедической работы с детьми-логопатами.

В комплексе лечения детей-логопатов в специали­зированном стационаре климатолечение должно зани­мать свое немаловажное место.

В него прежде всего входит аэротерапия — ежед­невное пребывание детей на свежем воздухе. Через кожные покровы, органы дыхания и органы чувств на лечащегося ребенка благотворно воздействуют клима­тические, метеорологические и природные факторы. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, раз­личные спортивные развлечения (санки, лыжи) успо­каивающе влияют на его нервную систему, создают эмоциональный подъем, бодрое настроение. Глубокая перестройка организма при этом происходит есте­ственно и просто. Воздушные ванны оказывают актив­ное воздействие и на сердечнососудистую систему, нормализацию ее тонуса.

Солнечные ванны при осторожной и продуманной врачом дозировке (они противопоказаны детям с рас­стройством центральной нервной системы) также оказывают хорошее влияние на организм ребенка, усили­вают обмен веществ. Могут быть использованы также и воздушно-лучистые ванны в рассеянном, диффузном свете солнца от голубого неба.

Немалое место в климатолечении детей занимают водные процедуры: обтирание, обливание и душ. Они являются прекрасным фактором для закаливания орга­низма, в частности его нервной системы. Разные виды климатолечения назначаются врачом лечащемуся ре­бенку в строго индивидуальной дозировке, в зависи­мости от медицинских показаний, от состояния его здо­ровья.

Развитию и воспитанию движений у детей-лого­патов в системе лечебно-педагогического воздействия придается большое значение. Физические упражнения способствуют развитию мышечной системы и воспи­танию согласованности движений, усиливают работу важнейших жизненных органов: легких и сердца; по­вышают обмен веществ. Кроме того, физические уп­ражнения создают у детей бодрое настроение, способ­ствуют общей дисциплинированности и собранности, располагают их к деятельности.

Все это является подготовкой для лучшего функци­онирования речевых органов и, следовательно, оказы­вает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков. В этом отношении все физические упражнения для детей-логопатов приобретают лечеб­ное значение. Особое место среди них принадлежит утренней гимнастике. Проводится она перед завтра­ком обычно на открытом воздухе или в предваритель­но хорошо проветренном теплом и сухом помещении. Одежда ребенка при этом должна быть удобной и лег­кой. Упражнения выбираются простые, но разнообраз­ные, не требующие от ребенка особого внимания и напряжения.

Воспитатель, который проводит занятия утренней гимнастикой, должен уметь сам точно выполнять пред­лагаемые ребенку упражнения и знать цель каждого из них. Он должен своей бодростью, жизнерадостнос­тью вызывать у детей эмоциональный подъем, интерес к занятиям.

Утренняя гимнастика продолжается не более 5 — 6 минут. Каждое упражнение повторяется 4 — 5 раз. Кро­ме утренней гимнастики, с детьми проводятся ежеднев­но специальные занятия по лечебной физкультуре.

Лечебная физкультура как метод неспецифичес­кой функциональной и патогенетической терапии ока­зывает влияние на восстановление функций органов и систем.

Для получения терапевтического эффекта иногда необходимо для занятий лечебной физкультурой подби­рать группы детей в зависимости от особенностей их заболевания и от общего состояния. С детьми, которые по своему состоянию не подходят к общим группам, приходится заниматься отдельно. Физическая нагрузка во время упражнений увеличивается постепенно.

Своеобразной частью лечебной физкультуры явля­ется логопедическая ритмика. Она представляет собой систему двигательных упражнений, проводимых в музыкальном сопровождении и согласованных с речью ребенка.

Музыкально-двигательные упражнения способству­ют корригированию общей моторики у детей. Двигатель­ные упражнения в сочетании с речью ребенка направ­ляются на координацию движений определенных мы­шечных групп (рук, ног, головы, корпуса) с его речью. Эти упражнения благотворно влияют на качество речи ребенка. А музыкальное сопровождение в любом из этих случаев положительно влияет на его эмоциональное состояние и поведение. Таким образом, логопедическая ритмика имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка-логопата, для тренировки и корригирования его общей и речевой моторики.

Логопедическая ритмика с детьми проводится на специальных занятиях. Она может также входить эле­ментами в логопедические или воспитательные занятия. И в том и в другом случае формы ее разнообразны: отстучать определенный такт, изменить темп, харак­тер или просто направление движения в зависимости от темпа или характера музыки, пение, мелодеклама­ция, рассказывание стихотворения в сопровождении соответствующих движений, танцы и пляски, речевые игры. На логоритмических занятиях используются в основном игровые приемы, чтобы вызвать больший интерес у детей и активизировать их. Ведущим при­ёмом на этих занятиях является показ педагогом уп­ражнений с подробным объяснением.

В комплексе лечения детей-логопатов психотера­пия занимает одно из ведущих мест. Психическое ле­чение или система психического воздействия на ре­бенка-логопата в специализированном стационаре пронизывает буквально весь комплекс лечебно-педа­гогической работы с ним.

Известно, что психотерапия — это не только лечеб­ное воздействие словом. Таким свойством может обла­дать обстановка, окружающая природа, коллектив, от­ношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое. Эта косвенная психотерапия (воздей­ствие через окружающие предметы, через вторых лиц, медикаменты и пр.) в специализированном стациона­ре для детей-логопатов имеет большие возможности и хороший терапевтический эффект. Только в коллекти­ве, в совместной деятельности у детей развиваются их способности, правильно формируется характер и лич­ность в целом.

В коллективе среди равных себе ребенок свобод­нее раскрывает свой внутренний мир, переносит как бы часть внимания со своей личности на других и начинает по-иному реагировать на свой речевой де­фект. Чувство неполноценности, ущемления постепен­но уступает здоровому настроению, желанию зани­маться и преодолевать свой недуг.

Непосредственное лечебное воздействие словом — прямая психотерапия, в основе которой лежат рацио­нальные методы разъяснения, убеждения, внушения и обучения, также используется в медико-педагогичес­кой работе с детьми-дошкольниками, хотя и в меньшей мере, чем с подростками и взрослыми. Прямая психо­терапия с детьми-дошкольниками проводится в бодр­ствующем состоянии и носит преимущественно харак­тер индивидуальных или коллективных бесед. Прово­дятся они в увлекательной, образной, доступной для детского понимания форме. У детей воспитывается желание и стремление работать над собой, вера в свои силы и возможности.

Прямая и косвенная психотерапия речевых рас­стройств в основном направлена: на устранение психо­генных нарушений у детей-логопатов (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, на­вязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаниях в связи с этим и пр.); на перестройку измененных у ребенка под влиянием ре­чевого дефекта представлений, отношений и поведения.

Организация психотерапевтической работы с деть­ми в специализированном стационаре входит в обязан­ности врача и логопеда.

Логопедическая работа с детьми в специализиро­ванном стационаре занимает по значению и объему большое место.

Наше изучение содержания логопедического воз­действия на детей-логопатов позволяет рассматривать его, с одной стороны, как систему непосредственной работы логопеда с детьми (прямое воздействие), а с другой — как систему логопедизации всего многооб­разия медико-педагогических моментов и мероприятий с ними (косвенное воздействие). При этом мы не счи­таем возможным игнорировать и формы работы лого­педа, которые способствуют выбору наиболее эффек­тивных средств логопедического воздействия на детей. К ним относится: постоянное изучение детей, ведение соответствующей логопедической документации, рабо­та с персоналом специального учреждения и родите­лями ребенка по выработке единых требований и прин­ципов работы.

Прямое логопедическое воздействие в условиях специализированного стационара выражается в том, что занятия логопеда (индивидуальные и групповые) проводятся с детьми по 2 — 3 часа ежедневно. В зави­симости от формы речевого нарушения они могут предусматривать: развитие слухового внимания и фо­нематического слуха, активизацию и координированность речевой моторики; постановку правильного зву­ка, его автоматизацию, дифференциацию, введение в спонтанную речь; расширение пассивного и активно­го словаря, совершенствование грамматического офор­мления фразы; нормализацию темпа и ритма речи, ее выразительности, активизацию речевого обучения. Таким образом, эти занятия направлены на оздоровле­ние, нормализацию и совершенствование разных сто­рон речи ребенка-логопата.

Не менее значительна и другая сторона логопеди­ческих занятий, предусматривающая устранение у детей возможных психологических отклонений, оздо­ровление их личности, выработку правильного отно­шения к своему дефекту, адекватного поведения в кол­лективе, развитие их интеллектуальных способностей.

Следовательно, логопедические занятия представ­ляют собой специальные (коррекционные) приемы и упражнения, подобранные с учетом их психотерапев­тической направленности и педагогической значимос­ти для детей-логопатов. Поэтому эти занятия могут носить форму речевых упражнений, бесед о значении правильной речи, о необходимости и особенностях ее воспитания. Они проводятся и в виде различных игр.

Можно использовать и элементы общеобразова­тельных занятий: обучение счету, рисование, лепку, конструирование, физические упражнения, труд и пр.

Своеобразными являются логопедические занятия с использованием магнитофона. Они могут быть обу­чающими, когда ребенок учится правильному анали­зированию своей речи; и сравнительными, когда ему дается возможность сопоставить свою речь в настоя­щее время с той, которая была у него при поступле­нии. Использование магнитофона служит психотера­певтическим целям, повышает ответственность детей за свою речь, активизирует их внимание и волю, про­буждает заинтересованность и вносит разнообразие в формы логопедических занятий.

Косвенное логопедическое воздействие. Система­тичность и последовательность речевых упражнений для ребенка не может ограничиваться только рамками логопедических занятий. Логопедическое воздействие на детей в специальном учреждении продолжается в их самостоятельных занятиях по заданиям логопеда и в наблюдении за своей речью и речью своих товари­щей. Логопедическое воздействие в разной мере ока­зывает на ребенка весь персонал стационара в про­цессе своей многообразной работы с ним. Все режим­ные моменты и мероприятия в стационаре проводятся с учетом речевых возможностей детей и необходимо­сти постоянной тренировки их правильной речи и поведения. Таким образом, все мероприятия с детьми в стационаре, преследующие в разной степени лого­педические цели, относятся к косвенному логопедичес­кому воздействию.

Ребенок, находящийся постоянно в сфере логопе­дического воздействия в условиях специального уч­реждения, приобретает, таким образом, необходимую систему последовательной тренировки своей правиль­ной речи и поведения. Естественно, что единство прин­ципов в подходе персонала к ребенку определяет лого­пед, который лучше других знает речевые возможнос­ти каждого ребенка и который ведет плановую работу по расширению у него этих возможностей. С этой целью логопед использует настенные таблицы, отра­жающие динамику развития правильной речи у ребен­ка, записывает в дневники задания по закреплению речевых навыков, регулярно беседует с персоналом о задачах разных периодов речевой работы.

Особенно тесная взаимозависимость в стациона­ре существует между логопедической и учебно-воспи­тательной работой с детьми. Во многом формы и цели той и другой работы совпадают. Ведь и логопеды, и воспитатели проводят с детьми общеобразовательные беседы, чтение и обсуждение книг, организуют игры, развивают наблюдение за окружающим и пр.

Как показывают наши наблюдения, одной из форм логопедического воздействия является глубокое изуче­ние ребенка-логопата. В него входит: сбор анамнести­ческих сведений при поступлении ребенка, первичное логопедическое обследование, динамическое наблюдение в процессе медико-педагогической работы с ним, эпикриз перед выпиской и сбор катамнестических сведений после нее. Постоянное изучение ребенка-логопата углубляет и расширяет наше представление о речевом расстройстве и в зависимости от этого способ­ствует уточнению и совершенствованию выбора необ­ходимых средств логопедического воздействия на него.

Система планирования, учета и отчетности, отра­жающаяся в логопедической документации (истории болезни, дневники), также способствует изучению детей и результатов работы с ними в стационаре, помо­гает продумывать последовательность логопедической работы и уплотнять ее время. Все это имеет большое значение для повышения эффективности логопедичес­кого воздействия на детей.

Разносторонний подход к лечению детей-логопа­тов вызывает необходимость четкой и согласованной работы всего персонала в стационаре. Это достигается структурой организации медико-педагогического процесса, разными формами усовершенствования его знаний. Так как названные части являются структур­ными компонентами методической работы в стациона­ре, то правомерно считать, что она координирует и совершенствует в целом весь комплекс медико-педа­гогических мероприятий.

Следовательно, вполне оправданно, что таким фор­мам работы, как постоянное изучение ребенка, систе­матическое и четкое ведение документации, методическое руководство персоналом, придается в стацио­наре не менее важное значение, чем собственно логопедическому воздействию на детей (прямому и косвенному).

Воспитательная работа. Формы воспитания и обу­чения детей в дошкольных учреждениях определяют­ся соответствующими программами, утвержденными Министерством просвещения. Построенные с учетом возраста дошкольников, они предусматривают: озна­комление с окружающим, занятия по родному языку, чтение художественной литературы, обучение счету, развитие движений, музыкальное воспитание, проведение разнообразных игр (дидактических, подвижных, со строительным материалом, музыкальных и др.), орга­низацию праздников и развлечений.

Задачи воспитательной работы с детьми в стацио­наре состоят в том, чтобы дать детям ряд общеобразо­вательных и полезных знаний, умений, навыков, под­готовить детей к успешному обучению в школе. Объем воспитательных занятий для детей-логопатов в усло­виях специального стационара определяется особен­ностями их общего и речевого развития и сроком пребывания на лечении. Возникнет и необходимость пре­дусматривать в воспитательной работе с детьми систему компенсации их речевой неполноценности, закрепле­ние достижений, сделанных ребенком на логопедичес­ких занятиях, использовать коррекционно-воспитательное воздействие на личность ребенка-логопата: воспитание общительности, активности, собранности, целеустремленности, аккуратности и пр.

Эта работа в основном направляется на формиро­вание у ребенка социальной культуры, определенных моральных представлений и понятий, черт характера, умений, навыков и привычек, связанных с отношени­ем человека к труду и коллективу.

При воспитании черт коллективизма целесообраз­но дать понятие о том, что человек всегда живет в коллективе, что людей объединяет совместный труд и забота друг о друге, что ценность человека в коллекти­ве определяется его отношением к людям, пользой, которую он им приносит. Поэтому, чем больше чело­век знает, умеет и делает для людей, тем выше его достоинство и авторитет.

Поставленные задачи воспитательной работы с детьми-логопатами вовсе не предполагают сведение ее лишь к беседам и морализированию на занятиях. Нужно воспитывать у них положительные качества личности, стремление подражать хорошему, руковод­ствуясь примерами из литературы, из окружающей жизни.

Дружный и сплоченный коллектив, в который ре­бенок входит полноправным и активным членом, име­ет для него большое коррекционно-педагогическое значение.

Таким образом, воспитательная работа с детьми-логопатами строится в зависимости от особенностей их общего развития, речевых занятий (определяющих их речевые возможности) и психотерапевтической значимости в целом этой работы.

В условиях специализированного стационара вос­питательная работа с детьми определяется расписани­ем различных занятий на неделю. Планы этих занятий составляются воспитателями с учетом рекомендаций логопедов. А занятия по развитию речи вообще полно­стью планируются логопедами.

Понедельник 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  2. Счет.
  3. Строительная игра.
Вторник 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  2. Дидактическая игра.
  3. Музыкальное занятие.
Среда 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  2. Ручной труд.
  3. Дидактическая игра.
Четверг 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  2. Рисование.
  3. Ручной труд.
Пятница 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  2. Аппликация.
  3. Сюжетно-ролевая игра или игра-драматизация (утром).
Суббота 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  2. Музыкальное занятие.
  3. Конструирование.
Воскресенье 1. Ознакомление с окружающим и развитие речи.
  2. Настольные игры или игры с любимой игрушкой.
  3. Ручной труд (утром). Показ диафильмов или просмотр телевизионной передачи (вечером).

Последовательность комплексной медико-педагогической работы с детьми-логопатами. Весь комплекс медико-педагогических мероприятий в специализиро­ванном стационаре применяется в зависимости от формы речевого нарушения и времени пребывания ребенка в санатории. Естественно, что такая работа с детьми не может быть стабильной на протяжении все-310 го курса их лечения. Она может изменяться в зависимости от результатов преодоления речевого наруше­ния на разных ее этапах.

Все многообразие вышеназванного комплекса мо­жет рассматриваться в основном как совокупность щадящих и Тренирующих моментов и средств. Такое разделение соответствует видам индивидуального ре­жима, общепринятого в учреждениях санаторного типа (Д.Г. Оппенгейм, Л.Н. Канавец, Н.М. Дмитриева и В.А. Лебедева, А.С. Крапин).

Щадящий режим ограждает психику ребенка от влияния отрицательных факторов внешней среды и создает условия, благоприятно воздействующие на организм. Сюда относится устранение отрицательно действующих раздражителей: слуховых, обонятельных, зрительных и т. д., продление физиологического сна, устранение моментов, стесняющих или тревожащих ребенка, установление взаимного доверия между ним и обслуживающим персоналом. Важно придать пребы­ванию ребенка в стационаре положительную эмоцио­нальную окраску, создать бодрое, жизнерадостное настроение, отвлечь от тревожных дум о своем недо­статке.

Этот режим характеризуется определенными ог­раничениями в отношении количества и интенсивнос­ти специальных занятий с ребенком, назначаемых процедур, медикаментозных средств и пр. «Щадящий режим предусматривает мобилизацию охранительных механизмов организма путем удлиненного сна и пас­сивного отдыха, ограничения движений... Этот режим направлен на усиление внутреннего торможения, на ограничение расходования энергетических ресурсов организма, на активацию процессов ассимиляции».

Щадящий режим особенно полное свое выраже­ние находит в первые дни пребывания ребенка-лого­пата в стационаре. Так, первые 2 — 3 дня дети большую часть дня находятся в постелях, соблюдая так называ­емый режим молчания. Этот момент важен для того, чтобы дать максимальный отдых ребенку, чтобы он быстрее привык к особенностям лечебной обстановки, быстрее настроился на лечение.

В это же время детей знакомят с условиями, в которых им предстоит теперь жить: с сотрудниками, режимом, помещением, территорией. Каждому ребен­ку указывают его место для одежды, сна, питания и пр. Воспитатели знакомят детей друг с другом, рассказы­вая о каждом из них: откуда приехал, сколько лет, чем любит заниматься (отмечаются только положительные стороны). Проводятся, таким образом, первые шаги по организации детского коллектива. Для этой же цели сразу намечаются ответственные за аквариум, цветы, клетку с птицами, игрушки, игры и т. д.

С первого дня пребывания в стационаре ребенок подвергается тщательному изучению и обследованию. Врачи проводят клинические исследования. Выявляют­ся дети физически ослабленные, с повышенной нерв­ной возбудимостью, отмечаются сопутствующие забо­левания. Исследуется кровь (общий анализ), измеряется кровяное давление, отмечается характер дыхания, пульса, состояние функций печени, выделительных органов (почек). Уточняется анатомо-физиологический механизм речевого расстройства. Логопеды в это вре­мя глубже изучают проявления нарушенной речи. Проводят первичную магнитофонную запись. Обсле­дуется сила, подвижность и координированность об­щих речевых движений ребенка. Совместно с воспи­тателями выявляются его интересы, наклонности, спо­собности, знания, навыки, привычки.

После всестороннего обследования детей им на­значается прежде всего необходимое лечение сопут­ствующих заболеваний, с тем чтобы повысить защит­ные и компенсаторные свойства организма и напра­вить их на преодоление основного недуга. В это же время начинают проводиться общеукрепляющая и успокаивающая терапия. Если в анамнезе у ребенка есть указания на органическое нарушение централь­ной нервной системы, травмы головного мозга, прово­дится курс дегидратационной терапии в виде внутри­венных вливаний магнезии и глюкозы по схеме или в виде лечения фонуритом. С первых же дней лечения ребенку помогают справиться с различными болезнен­ными наслоениями, мешающими ему активно вклю­чаться в занятия. Сюда относится, например, борьба с обильным слюнотечением в случаях псевдобульбарной дизартрии, с гиперкинезами, повышенным тонусом или дискоординацией мышц артикуляционного аппарата, психогенными наслоениями и пр.

Речевые занятия в период щадящего режима вы­ражены в основном подготовительными упражнения­ми на развитие слухового внимания и фонематическо­го слуха, артикуляции, дыхания, голоса, темпа и ритма речи. При заикании используется шепотная, сопряжен­ная и отраженная формы речи. Проводятся психоте­рапевтические беседы, помогающие выработать пра­вильное отношение ребенка к своему месту в коллек­тиве, стимулирующие к активной работе над собой и своей речью. Дети знакомятся с элементами правиль­ной речи, слушают записи речи своих предшественни­ков до и после их лечения и пр.

Тренировочный режим (в отличие от щадящего) представляет собой систематическое и активное меди­ко-педагогическое воздействие на больного ребенка. В условиях специализированного стационара он харак­теризуется активизацией речевых занятий, постоянной практикой правильной речи во все режимные момен­ты, интенсивным применением лечебных препаратов и процедур и пр. Тренировочный режим предусматри­вает также активное применение разнообразных фи­зических нагрузок, оказывающих стимулирующее вли­яние на центральную нервную систему.

В системе речевых упражнений предусматривает­ся активная тренировка правильного звукопроизношения, накопление словарного запаса, формирование правильной фразы, темпа и ритма речи и пр. Совер­шенствуется самоконтроль детей за своей речью и поведением. Используются обучающие и сравнитель­ные микрофонные занятия. Правильная речь трени­руется на специальных занятиях, а также во все ре­жимные моменты. Проводится ее закрепление и в публичных выступлениях детей перед сверстниками и взрослыми.

Воспитательная работа с детьми в это время на­правлена на активное накопление ими полезных и общеобразовательных навыков. В процессе этой рабо­ты дети постоянно тренируют и закрепляют навыки правильной речи и поведения.

Лечебная работа в виде медикаментозного, физио-климатолечения предусматривает в этот период так­же наиболее активное воздействие на ребенка. Обще­укрепляющая терапия, стимулирующая, рассасываю­щая, противосудорожная и пр. — все это в совокуп­ности с другими мерами активно направляется на устранение у ребенка расстройства речи и связанных с ним нарушений и сопутствующих заболеваний.

Таким образом, тренировочный режим представ­ляет собой всю сумму активного медико-педагогичес­кого воздействия на ребенка.

Необходимо учитывать, что между щадящим и тре­нировочным режимами нет резкой грани, они очень динамичны и практически переходят один в другой, от менее к более активному. Оба вида режима имеют одну целевую установку, они не противопоставляются друг другу, а сочетаются и применяются в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а также дина­мики восстановительных процессов организма и речи. Для более плавного перехода от щадящего режима к тренировочному в условиях специализированного учреждения оказывается полезным предусмотреть промежуточный период. Он характеризуется равно­значным и одновременным использованием меропри­ятий и средств двух видов режима.

Необходимо иметь также в виду, что после курса лечения ребенок-логопат обычно нуждается определен­ное время в сохранении медико-педагогического воз­действия в домашних условиях: закреплении навыков правильной речи и поведения, общеукрепляющем или стимулирующем лечении, соблюдении определенного ритма жизни и пр.

Поэтому в специализированном стационаре пре­дусматривается еще один период — заключительный, предназначенный, с одной стороны, для отдыха ребенка после активной терапии, а с другой — для активно го самостоятельного использования полученных навы­ков правильной речи и поведения. В этот период про­водится работа с ребенком и его родителями.

Таким образом, в условиях специального стацио­нара можно выделить несколько обязательных и по­следовательно сменяющихся периодов в лечебно-пе­дагогической работе с детьми-логопатами:

1) Начальный период (максимальное использование щадящего режима);

2) Промежуточный период, характеризующийся по­степенным включением ребенка-логопата в актив­ный медико-педагогический процесс;

3) Основной период (максимальное использование активного тренировочного режима);

4) Заключительный период, характеризующийся от­носительным отдыхом ребенка от лечения и подго­товкой перехода его к обычному образу жизни.

В зависимости от формы речевого нарушения и сроков пребывания ребенка на лечении время этих названных периодов будет, естественно, изменяться. В зависимости от этого будут в разной степени изме­няться формы и направленность всех компонентов комплексной медико-педагогической работы с детьми. Таким образом, твердая система этапного воздействия на детей позволяет объединить и целенаправить все стороны и моменты медико-педагогического воздей­ствия на детей-логопатов в условиях специального учреждения.

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова.

М., 1968. С. 8-29.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: