План
1. Школа и педагогика в России до 90-х гг. Х1Х века. Развитие школьного дела в первой четверти XIX в. Предварительные правила народного просвещения /1803г./ и Устав учебных заведений, подведомственных университетам.
2. Царскосельский Лицей. Школьная политика второй четверти XIX в. Устав о начальных и средних школах /1828г./.
3. Реорганизация гимназий в 1849 - 1852 г.г. Педагогическая мысль в первой половине XIX в.
4. Педагогические взгляды А.И. Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского. Школа и педагогика XIX в. Школьные реформы 1860 г. Период реакции школьной политики.
5. Педагогическая мысль второй половины XIX в. Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. К.Д.Ушинский и его основополагающие идеи.
6. Разработка П.Ф.Каптеревым теории педагогического процесса. Педагогическая антропология П. Ф. Каптерева.
7. Эволюционная педагогика В.П.Вахтерова. Педагогические идеи философии В.В.Розанова. «Сумерки просвещения» В.В.Розанова.
8. Теория и практика российского образования в контексте мирового историко-педагогического процесса конца Х1Х-нач. XX в.
Задания для самостоятельной работы:
- Подготовьте доклад по любому пункту плана, самостоятельно подобрав литературные источники (не менее 5-7).
Дополнительные задания для студентов:
- Сопоставьте педагогические воззрения А.И. Герцена, Н.П.Огарева, В.Г.Белинского, Д.И.Писарева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и К.Д.Ушинского. Оформите результаты исследования в таблицу.
Рекомендуемая литература:
а) обязательная
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов /Александр Наумович Джуринский – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002.
2. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /Александр Наумович Джуринский – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров – М.: Академия,2000.
4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.Я.Васильевой. – М., 2001.
5. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России /Д.И.Латышина – М.: Академия, 1998.
6. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб заведений / Вардан Григорьевич Торосян – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
б) дополнительная
1. Артемов, В.М. Свобода и нравственность в педагогике Л.Н. Толстого //Социально-гуманитарные знания. – 2001. - №3
2. Белова, А.В. Домашнее воспитание дворян в первой половине 19 в. //Педагогика. – 2001. - №10.
3. Любжин, А. Московский Благородный пансион //Мир школы. – 2001. -№5.
4. Панов, М. М.В.Ломоносов // Дидакт. – 2001. - №5.
5. Пасечник, Л. Гувернерство в России //Начальная школа: Приложение к газ. «Первое сентября». – 2001.- №3.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия,2002.
7. Пономарева, В.В. «Золотой век» Екатерины и образование //Педагогика. – 1999. - №1.
8. Смагина, Г.И. Педагогические взгляды княгини Е.Р.Дашковой //Педагогика. – 2003. №5.
«Зарубежная педагогика и школа в конце XIX в.»