double arrow

Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Л.Н.Толстого (1828-1910)


Общественно-педагогическая деятельность и педагогические идеи Ф.А.В.Дистервега. Руководство учительскими семинариями. Издание учебников и методических пособий. Издание педагогических журналов. Руководство учительским союзом. Депутатская деятельность. Отмена прусских регулятивов. Протест против конфессионального обучения. Основные принципы его педагогической системы. Основные дидактические правила воспитывающего и развивающего обучения. Подготовка человека к истине, добру и красоте с позиции культурологического подхода. Требования к учителю.

Педагогическая теория И.Ф.Гербарта (1776-1841). Философское и психолого-педагогическое обоснование Гербартом цели, содержания и методов воспитывающего обучения. Компоненты педагогического процесса. Посредственный и непосредственный интерес к обучению. Ступени процесса обучения. Содержание образования. Нравственный закон и первичные этические идеи. Ступени нравственного развития ребенка. Гербарт о роли личности учителя в достижении эффективности воспитывающего обучения.

О с н о в н ы е п о н я т и я : Педагогика как наука и искусство. Представления и реалы. Воспитание добродетельного человека. Возможные и необходимые цели. Многосторонний интерес. Компоненты педагогического процесса: управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание. Ступени процесса обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Нравственные идеи: внутренней свободы, самосовершенствования, благорасположения, права, справедливости. Управление как помощь в моральном самовоспитании. Религиозный интерес. Авторитет воспитателя.




О с н о в н ы е т р у д ы : «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», «Очерк лекций по педагогике».

О с н о в н ы е п о н я т и я: Общечеловеческое и национальное воспитание. Народная школа. Воспитание к свободе. Природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Естественные ступени развития подрастающего человека. Служение истине, добру и красоте. Делать самого себя. Овладеть силой и волей самого себя обрабатывать. Научный и элементарный способы обучения. Формальное и материальное образование. Дидактическая сила учителя. Разнообразие обучения. Бодрость учителя. Чувство радости при изучении предмета. Религиозность учителя как основа нравственности. Насаждение нравственности в роде человеческом.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Руководство к образованию немецких учителей», «О высшем принципе воспитания», «Три заметки о педагогике и стремлениях учителей», «Принципы Песталоцци в деле воспитания и образования», «О школьной дисциплине и ее отношение к обучению», «Принцип современной педагогики», «Дидактический катехизис», «О самосознании учителя», «Об учительском образовании».



Тема 7.Становление образовательной системы, общественно-педагогическое движение, научно-педагогическая мысль в России до 90-х гг. Х1Х в.

1.Создание в России государственной системы образования. Уставы учебных заведений первой трети Х1Х в. (1804, 1828, 1835). Привилегированные учебные заведения. Общественно-педагогическое движение и реформы образования конца 50 –начала 60-х гг. Контрреформы 70-80-х

О с н о в н ы е п о н я т и я: : Министерство народного просвещения. «Устав учебных заведений, подведомый университетам» (1804 ). Учебные округа. Попечитель учебного

округа. Приходские училища. Уездные училища. Гимназия. Университеты. Бессословность, доступность, бесплатность. Автономия университетов. Казанский университет. Царскосельский лицей. Александровский лицей. Министерство духовных

дел и народного просвещения (1817 ). Комитет по устройству учебных заведений (1826). «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» (1828). Замкнутый, сословный характер школьной системы. Классицизм. Полицейский надзор. Палочная дисциплина. Единые программы, единые учебники, единые отметки. Религиозное воспитание. Устав университетов (1835). Общественно-педагогическое движение. Обсуждение путей реформирования образования. Педагогические журналы. Реформа образования. «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения» (1860). «Положение о начальных народных училищах» (1864). «Устав гимназий и прогимназий» (1864) . Классические гимназии. Реальные гимназии. Бессословность. «Положение о женских гимназиях»(1870). Женские гимназии ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Женские гимназии Министерства народного просвещения. Педагогические классы. «Положение о земских учреждениях» (1864). Земские школы. Земские учительские семинарии. Университетский устав(1863). Просвещение нерусских народов. Народное образование в Башкирии. Мектебе и медресе. Контрреформы Александра Ш. Устав гимназий и прогимназий (1871). Устав реальных училищ (1872). «Положение об учительских семинариях» (1870). Устав начальных школ. (1874). Университетский устав (1882). «Закон о кухаркиных детях» (1887).



Педагогические идеи и педагогическая деятельность декабристов. Уничтожение рабства и невежества. «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения». Ланкастерская система взаимного обучения. «Петербургская школа для бедных мальчиков». «Вольный университет». Посвящение народа в Сибири. О с н о в н ы е и с т о ч н и к и : Из «Устава Союза благоденствия». П.И.Пестель – «Практические начала политической экономии», «Русская правда».

Педагогические взгляды В.Г.Белинского(1811-1848).

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Просветительство. Самоусовершенствование. Воспитание искры любви к человечеству. «Воспитание - великое дело. Им решается участь человека». Роль природных данных в развитии людей. Учет возрастных особенностей в воспитании и обучении. «Любовь – орудие воспитания». «Цель воспитания- человечность».

Нравственное воспитание в практической деятельности. Пример родителей. Разумная любовь родителей к детям. Гражданское воспитание. Воспитание убеждений.Умственное воспитание.Реальное образование. Последовательность, посильность, наглядность обучения. Роль детских книг. Равное для мужчин и женщин образование. Народность воспитания и образования. Общечеловеческое в воспитании и образовании.

О с н о в н ы е т р у д ы : «О детских книгах», «Рассуждение .Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей».

Педагогические взгляды А.И.Герцена (1812-1870).

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Роль социальной среды в формировании человека.

Человек сам творит свое поведение в ответ на обстоятельства. Исторический характер воспитания. Роль естественных наук в формировании мировоззрения.

Овладение азбукой науки, понимание смысла явлений, заучивание законов и определений.

Знание – результат собственного упорного труда. Учение – процесс активной умственной

Деятельности. Воспитание интереса к научным знаниям, к умственному самосовершенствованию. «Орудие многостороннего образования – чтение». Уважение личности в ребенке. Талант терпеливой любви. Правила отношений между детьми, родителями и воспитателями. Умение общаться, уступать, подчиняться требованиям других, обуздывать свой эгоизм. Разумная свобода для ребенка. Авторитет воспитателя.

О с н о в н ы е т р у д ы: «Опыт бесед с молодыми людьми», «Публичные чтения г-на профессора Рулье».

Педагогические взгляды Н.Г.Чернышевского (1828-1889) и Н.А.Добролюбова (1836-1861).

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Формирование нового человека, истинного патриота, близкого к народу. Необходимость разумных и справедливых требований в воспитании. Умственное образование – средство борьбы против социальной несправедливости. Всестороннее и гармоничное развитие личности.

Роль наследственности и среды в формировании человека. Вооружение разносторонними знаниями о природе и обществе. Единая общеобразовательная школа. Социальное значение деятельности учителя. Основа авторитета учителя – знания на уровне современной науки, знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, уважение в них личности. Использование методов обучения, стимулирующих самостоятельность учащихся. Расширение возможностей для женщин получения воспитания и образования.

О с н о в н ы е т р у д ы : Н.Г.Чернышевский – «Июльская монархия», «Ясная поляна. Школа» (рецензия на педагогический журнал Л.Н.Толстого). Н.А.Добролюбов - «Мое призвание к педагогическому званию», «О значении авторитета в воспитании», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами».

Педагогические деятельность и педагогические взгляды Н.И.Пирогова (1810-1881). Участие Н.И.Пирогова в Крымской войне .Статья Н.И.Пирогова «Вопросы жизни», общественно-педагогическая дискуссия и начало общественно-педагогического движения. Деятельность на посту попечителя Одесского и Киевского учебного округов.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Общечеловеческое воспитание и образование. Отрицание ранней специализации в воспитании. Цель воспитания – подготовка к жизни истинного высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором. Осуждение и ограничение применения телесных наказаний. Классическое и реальное образование. Система образования: начальная школа, прогимназия, гимназия. Улучшение работы педагогических советов гимназий. Методические объединения учителей. Предложение отмены переводных экзаменов. Ограничение применения телесных наказаний учащихся. Проект новой единой бессословной школы. Предложение уменьшения платы за обучение. Подготовка открытия Одесского университета. Открытие в Киеве первой в России воскресной школы.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Вопросы жизни», «О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий», «Ищи быть и будь человеком», «Образование и воспитание», «Школа и жизнь», «Быть и казаться»

Начало занятий с детьми в Яснополянском имении. Изучение школьного дела в Западной Европе. Открытие школы в Ясной поляне. Издание журнала «Ясная поляна». Издание «Азбуки» и «Новой азбуки». Разработка теоретических и практических основ свободного обучения и воспитания.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Образование как феномен культуры, детство как особый мир. Неэффективность образования, построенного на насильственной передаче знаний. Гуманистическое воспитание. Непрерывное нравственное самосовершенствование. Опора в образовании на собственный опыт ученика. Свобода в организации школ. Свобода как педагогический принцип. Свобода – результат педагогических усилий. Сознательное усвоение знаний. Обобщение знаний. Опора на интересы детей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Разнообразие методов обучения. Наглядность. Хорошие взаимоотношения учителя с учеником. Живое слово учителя. Дисциплина в классе, основанная на увлечении детьми работой. Самосовершенствование учителя в процессе обучения и воспитания детей.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы», «Общие замечания для учителя», «О воспитании» (Ответ на письмо В.Ф.Булгакова), «О народном образовании», «Роль примера и подражания в воспитании»(Письмо неизвестной).

Т е м а 8. К. Д.Ушинский – основоположник русской научной педагогики

(1824 – 1871).

Х а р а к т е р и с т и к а э п о х и: Отмена крепостного права (1861). Административная, военная , юридическая реформы. Реформы образования.







Сейчас читают про: